66

6 октября 2017 16:34

«Проверки Рособрнадзора вызывают дрожь…»

Тяжело ли быть учителем, как поменялась профессия педагога под влиянием современных технологий и каким должен быть педагог будущего? В свой профессиональный праздник учителя рассуждают о долге педагога и отношениях с учениками, проблемах и радостях своего труда, и говорят о том, что волнует.

«Работать стало сложнее, но интереснее»

Анна Неустроева, заведующий кафедрой начального образования Педагогического института СВФУ имени М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук:
– Современному педагогу работать стало сложнее, но интереснее. Сегодня педагог имеет возможность найти актуальную информацию о новых эффективных технологиях, методах и приемах обучения, он работает в условиях вариативности образовательных программ, технологий, поощряется практически любая инициатива педагога. Но педагогу стало сложнее работать по причине нарастающего с геометрической прогрессией объема электронной и бумажной документации, когда педагог вместо живого полноценного общения с ребенком вынужден тратить драгоценное время на разработку индикаторов, показателей, маршрутов, планов и программ.
Сложнее стало работать с самими детьми и родительским сообществом: сегодня многие отлично знают свои права, но иногда забывают о своих обязанностях. Наличие разных уровней образования ведь не гарантирует сформированности педагогической культуры как родителя, суть которой заключается не только в активном развитии самого ребенка, но и, самое главное, в уважении и активном сотрудничестве с учителем своего ребенка. Только с чувством уважения и почтения к Учителю приходит любовь к школе и знаниям.
Педагог – это профессия на все времена, ориентированная на будущее. Основными характеристиками педагога всегда были и останутся гуманность и любовь к детям, к людям вообще. Наличие этих качеств определяет основу личности учителя, его личностный вектор.
Какого педагога любят и уважают дети и родители? Это всегда неравнодушный человек, требовательный и при этом человечный наставник, компетентный в своей предметной области. Это, прежде всего, живой человек, он умеет адекватно оценивать свои собственные ошибки и успехи, постоянно работает над собой и развивается, слышит запрос ученика и родителя и рассматривает каждого доверенного ему ребенка с позитивной стороны.
Именно поэтому этот праздник должен отмечаться громко, заметно, всеохватно, а учителя должны в этот день получить свою долю добрых слов, цветов, благодарности и любви своих учеников, чтобы их творческие крылья взлетели на новую высоту!

Дмитрий Попов, руководитель телестудии средней общеобразовательной школы №31 города Якутска:
– В дополнительном образовании, внеурочной деятельности проблемы во многом те же, что и у учителей-предметников. Например, это недостаточность финансирования для покупкиметодических пособий, учебников, оборудования, низкая заработная плата у молодых учителей, малый престиж профессии и так далее.
Но есть и свои проблемы. Они достаточно большие, и главная из них – нехватка кабинетов для проведения занятий. Связано это с тем, что большинство школ города сегодня переполнены. Я думаю, что каждый педагог допольнительного образования очень ждет упразднения второй смены и перехода на односменное обучение, так как это позволит эффективно организовать занятия и мероприятия в послеобеденное время.

Нина Яковлева, руководитель школьной телестудии средней общеобразовательской школы села Хаптагай (Мегино-Кангаласский улус), в прошлом – учитель физики со стажем 39 лет:
– Его величество Учитель! В разные периоды образования у учителей были разные проблемы. И в XIX веке, когда развитие технологий идет семимильными шагами, у учителей есть свои трудности. Не хватает времени на самообразование, хотя это для учителя – как вода при жажде.
Много времени уходит на заполнение отчетов второстепенной документации. Время учителя идет на качественное красивое заполнение отчетов и другой документации, а время должно идти на качественное преподавание и обучение детей. Проверки Рособрнадзора, извините, вызывают дрожь. Отмечу и скромный размер оплаты благородного труда учителей. Возможно, из-за этого молодые в школе и не задерживаются.
Не может не беспокоить и здоровье детей – это напрямую отражается на обучаемости. Все меньше становится живого общения, сейчас все общаются через соцсети.
Несмотря на эти проблемы, современные учителя очень креативные, ищут новые пути обучения и воспитания, создают авторские программы, апробируют их на практике. Учитель в сельской местности являлся и продолжает быть носителем нового, передового. Учитель и школа – центр духовности села.

Педагог — профессия творческая

Венера Марфусалова, доцент кафедры начального образования Педагогического института СВФУ, кандидат педагогических наук:
– Какое качество должно быть присуще учителю? Такой вопрос мне задали 45 лет назад после прохождения первой педагогической практики, и мой ответ был – вдохновение. Спустя много лет, насыщенных многими событиями и опытом работы в школе и в вузе, я бы и сейчас согласилась с этим ответом. И при этом добавила бы: конечно, труд педагога связан с творчеством, но очень важно умение строить правильные отношения с детьми, родителями и коллегами. Ведь работа педагога во многом зависит от взаимоотношений с людьми, маленькими и взрослыми. Педагог в наше время должен быть мобильным. Особенно это стало актуально в последние годы, когда происходит постоянное обновление информации, развиваются новые технологии. Важно проявлять живой интерес ко всему новому.
Поздравляю с профессиональным праздником народных депутатов — ректора СВФУ Евгению Михайлову, много лет возглавлявшую Педагогический институт, председателя профильного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонину Григорьеву и председателя комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елену Голомареву! Они начинали свой трудовой путь в качестве учителей сельских школ, а теперь в стенах Ил Тумэна успешно отстаивают интересы образования детей и педагогов нашей республики.

Сардана Осипова, студентка 1 курса магистратуры кафедры начального образования Педагогического института СВФУ:
– Со времен начала письменности и до настоящего времени профессия учителя была и остается очень востребованной. Мы – вчерашние выпускники педагогических вузов, сейчас гордо носим звание учителя. Учитель – это надежда, открывающая для детей дорогу в светлое будущее. Он занимается самой деликатной, важной и ответственной работой: дает детям жизненно необходимые знания и умения, без которых очень трудно прожить в нашем информационном XXI веке.
До 2009 года учитель работал по традиционной системе обучения, где он просто давал знания, а дети его получали. Но с введением ФГОС обязанности учителя заметно изменились: он становится для учащихся наставником, не «энциклопедией», как это было в традиционной системе, а человеком, который учит ребенка учиться и самостоятельно добывать знания. Чтобы быть в курсе всех нововведений ФГОС, педагоги должны своевременно повышать квалификацию.
Для этого он должен быть творческой индивидуальностью, которая обладает оригинальным педагогическим мышлением и опирается на передовой мировой опыт, а также новые технологии обучения. Так, современный учитель должен обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; искать и анализировать информацию с помощью современных информационно-поисковых технологий, рекомендовать ученикам дополнительные источники информации, в том числе качественные интернет-ресурсы и так далее.
Кроме учебной части на плечи современного учителя легла организация внеучебной деятельности учеников. Все это направлено на выявление способностей, потенциала каждого ребенка, для того чтобы в дальнейшем развивать его в том направлении. Учитель сегодня – это человек, который учит правильно учиться.

Подготовила Туяра ПАВЛОВА