144

31 мая 2019 в 16:52

Детям до 18 в «стрелялки» не играть?

Возрастное ограничение компьютерных игр: за и против
Сенаторы предложили ввести обязательную возрастную маркировку и классификацию компьютерных и видеоигр. Это, по мнению парламентариев, позволит усилить меры защиты детей от опасного контента.

Пояснительная записка
По словам авторов, законопроект разработан из-за случаев поджогов, расстрелов, взрывов в образовательных учреждениях, совершенных несовершеннолетними, в результате чего погибли дети и взрослые. Авторы приводят данные статистики, согласно которым совершившие нападения подростки увлекались видео- и компьютерными играми в жанре 3D-шутеров, где убийства людей максимально реалистичны. При этом отмечается, что на данный момент оборот видео- и компьютерных игр, в том числе онлайн-игр, должным образом не регулируется. Дети не защищены от демонстрации многочисленных актов насилия, которые содержатся в этих играх.
Чтобы навести порядок в области оборота такого контента, парламентарии предлагают распространить требования закона о защите детей от вредной информации «на видео- и компьютерные игры, включая онлайн-игры, путем введения обязательности возрастной классификации и маркировки данной продукции».
Если проект примут, он должен вступить в силу 1 ноября 2019 года. Такой срок предусмотрен, поскольку производителям игр нужно время на проведение экспертизы и нанесение маркировки на продукцию.

«Не вижу связи между преступностью и игрой»
Пытаясь выяснить, делают ли видеоигры детей жестокими и помогут ли ограничения отучить ребенка от сети, на днях я посетила круглосуточный компьютерный клуб.
Учредитель киберспортивного клуба «База 1» Андрей Егоров считает инициативу законодателей «раздутой», не имеющей под себя реального повода для беспокойства. «Я не вижу связи между преступностью и игрой. Запретами особого эффекта не добиться», — говорит Андрей. «Наш клуб работает два года. По сравнению с другими крупными клубами в Якутске, которые при этом работают давно, у нас мало игровых мест. Наш контингент – это, в основном, киберспортсмены, студенты, рабочий класс, подростки. Есть постоянные клиенты, которые захаживают к нам периодически. Маленькие дети – это, конечно, объект повышенной ответственности. В зимнее время, бывает, заигравшись, они забывают у нас теплые вещи: штаны, рукавички, шарфы. Поэтому, за ними обязателен присмотр администратора. Мы можем не продлевать игру, которая, на наш взгляд, не подходит для ребенка, допустим, 8 лет. Несовершеннолетние дети не имеют права оставаться у нас после 21 часа, — поясняет Андрей: 80% мужского населения играет, в основном, в Dota2, Counter-Strike, PUBG. Смысл этих игр заключается в победе игрока. Игроки условно делятся на киберспортсменов, которые профессионально занимаются компьютерными играми и любителей, которые играют в свободное время. Да, производители игр ушли далеко, их продукция сегодня очень качественная. Зачастую, они бывают серийные, состоящие из нескольких уровней. PUBG, например, который в последнее время завоевывает весь мировой рынок, как хорошая фантастическая книга, куда реально можно «уйти» и отыгрывать до последнего свою роль. Таких игр очень много. Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку отличать виртуальную жизнь, от реальной. Это они должны ограничивать ребенка, увлекать другими вещами. Не стоит забывать, что все игры платные, то есть родитель фактически сам покупает ребенку эти игры. Потом в этих играх давным-давно стоят PEGI маркировки». «Если мы хотим тотально отслеживать рынок, то давайте для начала внедрим на уровне государства ID карту, как в Южной Корее, например. Это, что-то вроде кошелька и паспорта в одном лице, ссылка на твое досье, которое лежат на госсерверах», — в свою очередь вносит идею Андрей Егоров.

«Проблема только набирает силу»
Старший преподаватель кафедры «Психология и социальные науки» института психологии СВФУ им. М.К.Аммосова Светлана Федорова ответила на мои вопросы с точки зрения психологии.
– Светлана Владимировна, были ли в вашей практике случаи обращения детей, подростков, студентов с проблемами компьютерной зависимости от виртуальных игр?
– Да, в моей практике нечасто, но были. Нечасто, поскольку в основном я не берусь работать с зависимостями, у меня несколько иное направление работы. Это работа с горем, кризисное консультирование, помощь при депрессиях и т.д. Первый яркий случай был с 15 летним подростком, который все продавал из дома, чтоб играть в компьютерных клубах, отказался от учебы. И при этом категорически не признавал свою зависимость.

– Удалось ли искоренить проблему?
– Увы, нет, потому что работать с зависимостью возможно, как и с любой проблемой, при желании самого человека избавиться от этой зависимости.

– Насколько проблема актуальна в республике?
– Думаю, что в настоящее время проблема только набирает силу — дальше будет больше. Нужен родительский контроль над временем проведения ребенка в интернете, надо знать, чем он там занимается. В настоящий момент лечение компьютерной зависимости должным образом даже не разработано и с этим пугающим явлением многие родители остаются один на один.
Не все дети, которые играют в компьютерные игры, попадают в зависимость, это как с любой зависимостью: кто-то предрасположен, а кто-то нет. Как подростка отучить от компьютера или хотя бы отвлечь? Взрослым необходимо рассказывать детям о своих переживаниях, но, не используя запреты, читая морали и устраивая скандалы. Такие методы действенны относительно десятилетних детей, но не шестнадцатилетних подростков.

– Когда родителю необходимо забить тревогу, какие симптомы?
– У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессивность. Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры. Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию, плач, замкнутость.

– Как думаете, в чем причина «ухода детей в сеть»?
– Выделяют несколько причин возникновения компьютерного пристрастия. Компьютер является мощнейшим инструментом для обработки и хранения информации и поэтому эта особенность приобретает привлекательное для многих личностей значение. Для подростка, как для мыслящей личности, большое значение приобретает доступ к информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.
Кроме того, в Сети можно сидеть инкогнито, что снимает множество проблем общения у подростков. Застенчивым подросткам особенно хорошо находить друзей онлайн, а не в реале. Если у ребенка нет интересов в реале, то тем легче уходить ему в Интернет-тусовки и находить там свои интересы. С одной стороны, это хорошо — человек много узнает, не ограничивается только своим городом, даже страной. Но с другой стороны есть опасность полностью уйти в виртуальную реальность

– Члены Совета Федерации предложили ввести обязательную возрастную маркировку и классификацию компьютерных и видеоигр. Как думаете, нужен ли подобный закон в стране?
– Скорее всего, да, чем нет.

– Вы рассказали о том, что ведете исследовательскую работу о компьютерных играх со своим студентом. На каком этапе исследования вы находитесь, и к каким выводам пришли на данном этапе?
– У нас пока исследование на теоретическом уровне, еще не прошел эмпирический этап. Но уже есть интересные данные о том, что компьютерные игры не только зло, но и имеют много плюсов. Как и все в этом мире. При помощи компьютерных игр можно развивать познавательные способности ребенка, т.е. способствовать развитию внимания, скорости мышления, памяти и т.д.

 

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Поделиться