318

01 марта 2019 в 13:09

Дорога на Север: платить или нет?

Одна из самых обсуждаемых новостей февраля – возможность появления на Крайнем Севере безальтернативных платных дорог. 5 февраля Госдума рассмотрела в первом чтении поправки в ст.37 федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

Стоит заметить, что эта новость, безусловно, встревожила северян, живущих не только в Якутии. Дело в том, что сегодня, согласно действующему законодательству, плата за проезд по дороге может взиматься лишь тогда, если у водителей есть альтернатива – возможность бесплатного объезда. И вот теперь эту норму предложено изменить.
Рассмотренный законопроект фактически отменяет обязательное обеспечение возможности альтернативного проезда в районах Крайнего Севера, что затронет не только Якутию, но и другие регионы страны: Архангельскую область, Чукотку и т.д. При этом поводом для изменения законодательства стала необходимость возведения моста через реку Пур в Ямало-Ненецком автономном округе. С соответствующим обращением на депутатов вышел губернатор Ямало-Ненецкого АО.
Необходимость появления этого документа авторы обосновали тем, что «многие поселения имеют транспортное сообщение с развитыми территориями только посредством зимних автомобильных дорог и (или) речного транспорта, при этом в период сезонной недоступности указанных видов транспорта единственной альтернативой остается воздушный транспорт.
В сложившихся условиях создание автомобильных дорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений не представляется возможным даже в долгосрочном периоде по причине высокой стоимости строительства и эксплуатации».
Таким образом, в условиях бюджетных ограничений, государство пытается активизировать бизнес. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «приоритетной формой реализации инвестиционных проектов в транспортной сфере является государственно-частное партнерство. Улучшить существующий уровень транспортной доступности в районах Крайнего Севера может строительство автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с привлечением частных инвестиций с последующим использованием их на платной основе». При этом особо оговорено, что на уже действующие автодороги изменения в законе не распространяются.
О том, к чему это может привести и как интересы якутян в российском парламенте защищают представители от Якутии, мы поинтересовались у первого заместителя председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Федота Тумусова.
— Законопроект о платных дорогах, внесенный правительством РФ, активно обсуждался как в целом в Госдуме, так и, в частности, в нашей фракции «Справедливой России». Сначала все были настроены его поддержать. Доводы выглядели убедительно: сейчас на севере дороги и так не строят, так пусть они появятся хотя бы таким образом. Однако я выступил категорически против, убедив членов своей фракции голосовать в свободном порядке. Резко критиковал этот законопроект и с трибуны Госдумы.

– Тем не менее вас упрекнули в том, что во время голосования не проголосовали против…
– Когда шло голосование, я нажал кнопку «против», но не проверил, сработала техника или нет. Видно, произошел сбой. Потом меня упрекнули, что раз, мол, не голосовал, то значит, не поддержал. Хотя, по сути, отсутствие голоса – это то же самое, что отсутствие поддержки. Тем не менее, во время заседаний Госдумы всегда ведутся уточняющие стенограммы, там четко сказано, что Тумусов был против. Это можно взять и посмотреть.

– Сейчас регионы готовят поправки ко второму чтению. Идет эта работа и в Ил Тумэн. Какие из поправок могут пройти в Госдуме и насколько закон может быть скорректирован? Ведь версии в народе гуляют самые разные: что, мол, даже велосипедистам по этим дорогам бесплатно нельзя будет проехать…
– На самом деле в законе четко сказано: платным проезд будет только для грузовых машин. Легковушки и прочие средства передвижения ездить по таким дорогам должны бесплатно. Кроме того, строиться они будут только по согласию с руководством регионов. Если власти республики дадут на это добро, платные дороги появятся. Нет – их не будет.
Тем не менее, тревоги есть. Несмотря на то, что авторы законопроекта говорят, что на Крайнем Севере и так дорог нет, грузы в Арктику доставляются непонятно как, и обещают, что особого роста цен не будет, на самом деле, думаю, его не избежать.
То, насколько закон может быть скорректирован, спрогнозировать трудно. Однако со своей стороны готов оказать максимальное содействие инициативам парламента Якутии. Недавно я обратился к руководителю Ил Тумэн, предложив теснее работать в процессе принятия федеральных законов. Сейчас мы встречаемся, обсуждаем наиболее актуальные вопросы и будем дальше наращивать усилия республики в законотворческом процессе…
Как в других законодательных собраниях страны, в парламенте Якутии идет работа над внесением поправок в законопроект. Между тем, стоит заметить, что принципиальных корректив ждут не только северяне, но и жители центральных регионов страны, настаивающие на том, что бесплатные дороги должны оставаться бесплатными.

Поделиться