55

19 октября 2018 в 15:34

Для обеспечения реализации прав граждан

5 октября в Екатеринбурге собрались ведущие учёные и практики в области конституционного права, в том числе судьи конституционных (уставных) судов из целого ряда регионов страны: Председатель Конституционного суда РС (Я) Александр Ким-Кимэн, Председатель Конституционного суда Республики Карелия Светлана Беньяминова, Председатель Конституционного суда Республики Башкорторстан Зуфар Еникеев, Председатель Уставного суда Санкт-Петербурга Наталья Гуцан, Председатель Уставного суда Свердловской области Вадим Пантелеев, представители судов общей юрисдикции и арбитражного суда по Свердловской области и Уральскому федеральному округу, военного суда Центрального военного округа, а также представители органов государственной власти Свердловской области, ведущих юридических вузов и научных институтов страны.

Уставному суду Свердловской области исполнилось 20 лет. Юбилейную дату отметили в рамках IV Уральского форума конституционалистов, который традиционно собирает в Екатеринбурге ведущих ученых страны в области права и правосудия.
Приветствуя собравшихся, Вадим Пантелеев отметил, что в этом году россияне отмечают юбилейные даты, связанные с очень важными, с точки зрения развития права в нашей стране, событиями. Это 25-летие действующей Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, и 100-летие самой первой в истории нашей страны Конституции, которую 10 июля 1918 года принял 5-й Всероссийский съезд Советов. Но и на фоне этих дат юбилей Уставного суда Свердловской области не остался незамеченным. Ведь, как напомнил в своём выступлении первый председатель Уставного суда Свердловской области Владимир Задиора, из 17 подобных судов, работающих сегодня в стране, областных только два, остальные — это конституционные суды республик, входящих в состав Российской Федерации.
Председатель Конституционного суда РС (Я) Александр Ким-Кимэн в своем выступлении искренне поздравил своих коллег с юбилеем и вручил Почетную Грамоту Конституционного суда Якутии Председателю Уставного суда Свердловской области Вадиму Пантелееву.
В рамках IV Уральского форума конституционалистов состоялась интересная дискуссия о развитии конституционного права и пропаганде конституционных ценностей. Модератором был завкафедрой конституционного права Уральского государственного юридического университета, доктор юридических наук, профессор Марат Саликов.
Александр Ким-Кимэн выступил с пленарным докладом на тему: «Конституционная (уставная) юстиция в Российской Федерации: состояние законодательства и перспективы его развития». В своем докладе он отметил, что в настоящее время требуют дополнительного урегулирования вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, юридической силы решений этих судов, а также федеральных правил судопроизводства, то есть те вопросы, которые определяют эффективность деятельности региональных органов конституционного правосудия, характер их воздействия на общественные отношения для обеспечения реализации прав граждан и благополучия населения, влияние на осуществление субъектами РФ своих статусных полномочий в соответствии с федеративной природой российской государственности, в целях совершенствования механизма исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов решений органов конституционной юстиции. А для того, чтобы эффективно задействовать потенциал региональной конституционной юстиции и стимулировать процесс ее формирования, необходимо модернизировать и развивать законодательные ресурсы судебно-процессуальных правил, действующих на федеральном уровне правового регулирования, инкорпорируя в них положения, регламентирующие статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, в частности, посредством внесения в статью 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс РФ и Кодекс административного судопроизводства РФ изменений, предусматривающих урегулирование вопросов, связанных с юридической силой постановлений конституционных (уставных) судов субъектов РФ, с исполнением судами общей юрисдикции и иными органами решений конституционных (уставных) судов субъектов, принятых этими судами в соответствии с их компетенцией, а также с закреплением унифицированного перечня их оптимально-универсальных юрисдикционных полномочий.
Далее докладчик отметил, что представляется возможным отметить, что хотя федерализм и не определяет природу и сущность судебной власти, но, тем не менее, обусловливает ее территориальную организацию и внутрисистемные отношения.
Современная модель российского федерализма предполагает организацию судебной системы обусловленную влиянием феномена, который в научной юридической литературе получил определение «судебный федерализм», понимаемое как система юрисдикционных, процессуальных и организационных правил такого режима устройства судебной власти, с помощью которых обеспечивается приспособление института судебной власти к федеративному характеру государственно-правовых отношений. Институт судебного федерализма характеризуется как особенность организации судебной власти в федеративном государстве, вытекающая из сочетания конституционных принципов федеративного государственного устройства. Признаки судебного федерализма заключаются в требованиях государственной целостности и закреплении основ судебной системы на общефедеральном уровне и единых правилах судопроизводства, а также наличием двухуровневой системы судебных органов, конституционным разграничением предметов ведения, применением судами не только федерального, но и регионального законодательства, формированием судебных органов государственными органами субъектов Федерации.
Сложившаяся в Российской Федерации система государственной власти предполагает существование федеральных судов и органов судебной власти субъектов Российской Федерации в качестве конституционных (уставных) судов как необходимого условия реализации не только конституционного принципа разделения государственной власти, но и федерализма как одного из основ конституционного строя Российского государства.
Следовательно, в тех субъектах Российской Федерации, где отсутствуют судебные органы конституционного контроля, нет полноценной судебной власти, не реализуется принцип разделения властей как системы сдержек и противовесов.
Состояние конституционной законности в России во многом зависит от исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, от последовательного адекватного учета в правотворческой деятельности публичной власти правовых позиций этих судов.
Своевременное и в полном объеме исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации служит обеспечению единого конституционно-правового поля и незыблемости основ конституционного строя Российской Федерации в условиях федеративного государства. Поэтому вопросы исполнения решений органов конституционной юстиции не утрачивают своей актуальности для теории и практики современного отечественного конституционализма. Вопросы исполнения итоговых решений органов конституционной юстиции продолжают нуждаться в детальной разработке, поскольку при игнорировании судебных решений теряется смысл существования и деятельности органов конституционного правосудия. Неисполнение решений судебных органов конституционного контроля, направленных на восстановление конституционной законности и основных прав и свобод человека и гражданина негативно отражается на всей российской судебной системе и авторитете судебной власти. Без надлежащего и своевременного исполнения решений органов конституционной юстиции не только значительно снижается уровень доверия населения к правосудию, но и представляет собой угрозу правопорядку, поскольку такое неисполнение умаляет значение конституционных актов.
Эти и другие вопросы были обсуждены по инициативе Конституционного суда Республики Саха (Якутия) 14 декабря 2017 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на круглом столе на тему: «Исполнение решений органов конституционной юстиции: состояние законодательства и перспективы его развития», который состоялся по инициативе Конституционного суда Республики Саха (Якутия) при всемерном участии и поддержке Председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса.
В завершении Александр Ким-Кимэн выразил надежду, что вопросы законодательного регулирования правоприменительной практики деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации будут совершенствоваться в интересах развития российской федеративной государственности.

Секретариат Конституционного суда
РС (Я)