94

03 августа 2018 в 10:46

IT-системы – объекты ГЧП

21 июня Госдумой РФ было окончательно утверждено важное изменение в сфере государственно-частного партнерства. Теперь информационные системы юридически рассматриваются как объекты ГЧП, в частности, концессионных соглашений, что позволит привлекать дополнительные частные инвестиции для ускорения темпов развития цифровой экономики в стране и сэкономить расходы на информатизацию госорганов. Ранее в качестве объектов ГЧП признавались только объекты недвижимого имущества и технологически связанные с ним объекты.

Благодаря изменениям в законодательстве, концессионные соглашения теперь могут заключены вокруг программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, информационных систем (в том числе государственных) и различных сайтов. Также в качестве объектов ГЧП могут рассматриваться совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий, предназначенных для автоматизации с использованием программ для ЭВМ и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения (центры обработки данных).
Расходы на создание, модернизацию или эксплуатацию IT-системы, созданной в рамках государственно-частного партнерства, могут полностью взять на себя частные компании, специализирующиеся на информационных технологиях. В договоре предусмотрена возможность коммерциализации исполнителем созданного или модернизированного им продукта. Оператором государственной информационной системы в пределах соглашения должен выступить концессионер.
«Мы предусмотрели ограничение на участие в реализации подобных соглашений иностранных компаний и аффилированных с ними российских лиц, уточнили понятийный аппарат, сняли правовую неопределенность в части субъектов исключительных прав и прав использования объектов соглашений. Кроме того, устранили риски утраты публичным партнером исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и возможности использования программ для ЭВМ и баз данных при сохранении исключительного права использования за частным партнером, а также внесли положения, регулирующие объемы прав и обязанностей сторон с тем, чтобы предоставить возможность контролируемой передачи этих прав от публичного партнера частному партнеру», – отмечал один из инициаторов законопроекта, председатель Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Авторы законопроекта отмечают, что данные поправки в закон о государственно-частном партнерстве будут способствовать темпам цифровизации России, создадут благоприятные для этого условия. Также изменения должны снизить расходы бюджетов различных уровней, идущие на информатизацию. По их мнению, при создании государственных информационных систем с использованием механизма ГЧП все участники соглашения смогут остаться в выигрыше: конечные пользователи получат максимально «рыночный» продукт, который удобен для эксплуатации, федеральные и региональные органы власти смогут сэкономить миллиарды рублей, частные разработчики получат доступ к новому рынку, коммерциализируя продукт за счет дополнительных пользовательских сервисов.
На данный момент уже существуют прецеденты, когда информационные системы были созданы на основе государственно-частного партнерства. Например, резонансный проект ГЧП по созданию информационной системы «Платон» стартовал в сентябре 2013 года, а сама система заработала в конце 2015 года.