94

02 апреля 2018 в 15:19

Как будет развиваться якутская Арктика?

В дни проведения VII Съезда коренных малочисленных народов Севера РС (Я) состоялся «круглый стол», участники которого обсудили стратегию развития арктических районов Республики Саха (Якутия) в рамках федеральной госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года».

Состоялся заинтересованный разговор, активный обмен мнениями об основных направлениях развития арктической зоны Якутии, совершенствовании законодательной базы, модернизации транспортного комплекса, связи, проблемах традиционных отраслей хозяйства, сохранении среды обитания и защите прав коренных малочисленных народов Севера в условиях интенсификации транспортно-промышленного освоения региона.
О том, что сделано на первом этапе реализации Комплексной программы РС (Я) социально-экономического развития арктических и северных улусов, рассчитанной на период до 2020 года, которая была разработана в целях реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ и федеральной госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктики на период до 2020 года, рассказал председатель Госкомитета РС (Я) по делам Арктики Прокопий Николаев.
Он отметил, что Якутия является единственным субъектом РФ, разработавшим и реализующим такой комплексный документ. На финансирование мероприятий первого этапа Комплексной программы РС (Я), в 2014 – 2017 годах, направлено более 23 млрд. руб. Большая часть нагрузки легла на республиканский бюджет, а федеральные средства, в основном, были направлены на реконструкцию северных аэропортов, софинансирование строительства жилищного фонда.
Что касается самой федеральной госпрограммы, то она состоит из 3 подпрограмм – это формирование 8 региональных опорных зон развития, развитие Северного Морского пути, создание нефтегазового, промышленного машиностроения. На первом этапе проводились оргмероприятия, велась разработка нормативно-правовых актов, создана Госкомиссия по вопросам развития Арктики. На втором, рассчитанном на 2018-2020 годы, будут реализованы пилотные проекты по формированию опорных зон развития – это Северо-Якутская, Чукотская опорные зоны, введение в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», создание современной высокотехнологичной Жатайской судоверфи, на строительство которой из федерального бюджета преду­смотрено 3 млрд. руб.
Северо-Якутская опорная зона включает в себя два «якорных» проекта – это проект по строительству Жатайской судоверфи и проект по реконструкции и модернизации морского порта Тикси. В концепции Северо-Якутской опорной зоны также определён перечень инвестпроектов по реконструкции аэропортов, строительству автодорог, освоению Верхне-Мунского рудного поля, Томторского месторождения редкоземельных металлов. Прокопий Николаев отметил, что Глава республики поручил разработать Стратегию социально-экономического развития Арктической зоны Якутии, которая должна быть принята до конца года.
О том, что ключевая роль в формировании Северо-Якутской опорной зоны отведена именно транспортной инфраструктуре, говорила первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Лена Семенова.
По мнению руководителя «Центра стратегических исследований РС (Я)» Валентины Кондратьевой, сегодня Арктику – эти важные геополитические территории — возможно развивать, особенно регионам, только с участием средств как федерального бюджета, так и недропользователей. Она также напомнила, что еще 8 улусов республики не входят в Арктическую зону РФ, но на сегодня по отнесению, критериям, научной обоснованности необходимости включения этих территорий в Арктическую зону работа завершена, сделано очень многое. «На сегодня федеральные органы, в первую очередь, Минэкономразвития, положительно на это направление смотрят. И поэтому, когда мы говорим о развитии арктической зоны нашей республики, мы имеем в виду все 13 муниципальных районов, которые на сегодня и в Комплексной программе присутствуют, и в проекте Стратегии об этом говорится», — подчеркнула Валентина Кондратьева.
Но, по мнению руководителя «Центра стратегических исследований РС (Я)», на сегодняшний день можно говорить только о 1/3 населенных пунктов Якутии, которые реально могут получить развитие. Поэтому, сказала Валентина Кондратьева, «надо говорить о том, что должны работать механизмы по переселению и движению населения в совершенно другие населенные пункты, которые мы определяем точками роста».
По мнению заместителя Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктора Губарева, будущее – за Арктикой, но сегодня для развития арктических районов нужна сильная государственная поддержка. «В Арктику надо вдохнуть новую жизнь, ее надо сохранить для будущих поколений, для государства, и это от нас тоже зависит», – подчеркнул Виктор Губарев.
Председатель постоянного комитета по вопросам КМНС и делам Арктики Елена Голомарева остановилась на вопросах занятости населения, проблемах, связанных с территориями традиционного природопользования, северного домашнего оленеводства.
По мнению Елены Голомаревой, в федеральной программе почти нет пунктов, которые бы касались развития территорий Якутии. «Почему мы не отрабатываем эти вопросы? Мое предложение – Общественной палате РС (Я) инициировать на уровень Общественной палаты Российской Федерации эту тему с привлечением депутатов Госдумы, сенаторов Совета Федерации, министров, которые ответственны за вопросы транспортного развития, развитие сельского хозяйства, тех направлений, которые нуждаются в большем внимании», — сказала парламентарий.
Участники «круглого стола» приняли резолюцию в адрес федеральных и региональных органов власти.


Что волнует северян?

Валентина Акимова, председатель Совета старейшин юкагирского народа:
– В республике принят очень хороший закон “О Суктуле юкагирского народа”. Но сегодня он работает не в полную силу. Как известно, Суктул – это муниципальное образование в форме сельского поселения, в пределах которого осуществляется местное самоуправление в местностях компактного проживания юкагиров. Но сегодня, будучи муниципальным образованием, он не может получить дополнительных финансовых средств, кроме бюджетных ассигнований. А по национальному статусу, и по статье закона правительство должно компенсировать те дополнительные решения, которые принимает Суктул на местах. Но сегодня муниципальное образование не может воспользоваться некоторыми пунктами документа, так как у него нет полномочий.
Мы хотим предложить принять закон или постановление о наделении МО “Олеринский суктул”, “Нелемнский национальный наслег”, СП “Юкагирский национальный наслег” государственными полномочиями, чтобы закон заработал в полную силу. Ведь для сохранения языка, развития традиционных отраслей требуются дополнительные средства на уровне МО. Возможен второй вариант: наделить национальные села – места компактного проживания малочисленных народов Севера – дополнительными госполномочиями, что позволит им получать из бюджета дополнительные средства для реализации своих прав по сохранению языка, развитию традиционных отраслей.

Афанасий Степанов, житель с. Себян-Кель Кобяйского улуса:
– Я против того, что оленеводство ведется по стандартным нормативным показателям, негативными последствиями которого является отчуждение эвена от оленеводства. Это ущемляет права кочевых семей, может породить и приписки поголовья оленей, чтобы получать полноправные субсидии. Если раньше у нас было 14 стад, то теперь только 7. Из-за нестандартного количества поголовья ликвидированы три стада, под угрозой еще два. Дальше так работать нельзя. Из 7 оставшихся стад полные субсидии получают только два. Остальные считаются нестандартными. Решение проблемы вижу в том, чтобы в горно-таежной зоне уменьшить стандартное количество поголовья хотя бы до 500. В таежной зоне сейчас норматив 500 голов, но там содержать оленей трудней, чем в тундре и горно-таежной зоне.
А чтобы эвены пошли в оленеводство, нужна поддержка тех организаций, которые занимаются промышленным освоением наших территорий. Необходимо в заключаемом соглашении включать формулировку: «для развития этносоставляющих отраслей на местах». Это может быть оленеводство, рыболовство, охота. Вот тогда мы можем рассчитывать на улучшение нашего положения в оленеводстве и этносоставляющих занятиях.

Вера Кылтасова, председатель общественной организации «Будущее Анабара»:
– Основные наши проблемы, конечно же, связаны с оленеводством. По сравнению с 2014 годом поголовье уменьшилось на 2 тыс. оленей. Причина, в основном, в нарушении экобаланса. В Анабарском улусе работают промышленные организации, деятельность которых направлена на добычу алмазов, а с недавнего времени «Роснефть» проводит сейсморазведку на шельфе моря Лаптевых.
Кроме этого, наших охотников-промысловиков, родовые общины волнует вопрос, касающийся пушного промысла. Они добывают пушнину, но сдавать ее некуда – не отлажен механизм сдачи. Безусловно, проблемных вопросов много и в одночасье их не решить, но то, что съезд дает возможность обозначить круг актуальных вопросов, которые требуют решения, обратить внимание на проблемы, касающиеся коренных малочисленных народов Севера, это, конечно, важно.