126

06 марта 2018 в 20:55

Ударим по мужскому шовинизму женским автопробегом!

Под таким заголовком в 1999 году, накануне Международного женского дня, в газете «Якутск вечерний» был опубликован шутливый призыв женщин-автолюбителей республики.

Идея их объединить пришла в голову ведущей рубрики о дорожных происшествиях ГАИ Лене Борисовой. На ее клич откликнулось тогда 36 женщин, считающих себя асами руля. 4 марта по маршруту Якутск-Томмот-Якутск 18 экипажей женщин отправились в первый автопробег. Среди них были Ольга Алексеева , Мария Андреева , Анна Аргунова, Кристина Егорова, Марианна Барашкова, Наталья Румянцева и др.
Целью автопробега было благое дело – помочь воспитанникам Томмотского детского дома. В те сложные годы особенно трудно было тем, кто лишен материнской любви и ласки. Забота и сострадание к чужим детям, доброта и душевная чуткость заложены природой в любой женщине-матери. Они подарили детям магнитофон, видеокамеру, бытовую технику, фрукты, лекарства, книги, игрушки и одежду.
Затем пришло приглашение принять участие в международном авторалли «Океан» в сентябре 1999 года в Китае. В Дальневосточном авторалли участвовали шесть экипажей. Поездка оказалась не из легких. Когда прибыли во Владивосток, выяснилось: в пробеге участвуют почти одни мужчины с большим водительским стажем и несколько смешанных пар. Лишь команда из Якутии состояла исключительно из женщин. Все, включая судей, были очень удивлены составом команды, ведь предстояло довольно серьезное соревнование.
Машины у якутянок тоже были неординарные – начиная с джипа, заканчивая «Жигулями-копеечкой». Силы были явно неравные: хрупкие якутянки против водителей-асов, у которых джипы уже в то время были укомплектованы компьютером-навигатором. Всем раздали карты с условными обозначениями, с которыми они столкнулись впервые, и махнули флажком: «Поехали!». Поскольку без знания картографии бессмысленно пользоваться этими картами, некоторые сразу заблудились. Наталье Румянцевой повезло: ее штурман Марианна Барашкова оказалась географом по образованию, и они без локационной системы справились со сложным маршрутом. Именно они, преодолев тысячи километров по горному серпантину, по крутым перевалам Китая, к великому удивлению многих асов-мужчин, сумели первыми среди автолюбителей в классе внедорожников финишировать в Чанчуне!
После столь воодушевляющей победы в 2000 году автоледи отправились в автопробег «Уйгу» по 9 заречным улусам. В том же году была создана новая общественная организация «Автоледи». Отважные женщины решились на еще более амбициозный автопробег. Зимой 2001 года Оксана Новгородова организовала поездку в Магадан с перелетом в Анкоридж. Она изначально была знакома с Анастасией Николаевной Божедоновой, представителем Якутии в Анкоридже, которая работала в Секретариате Северного Форума. Последний в то время представлял крупную международную организацию, объединявшую 26 региональных правительств 11 северных стран. По ее приглашению и была организована поездка на Аляску.
В автоэкспедицию «Якутск-Магадан-Аляска-Якутск» Оксана Новгородова, Вера Константинова и Наталья Румянцева отправились с Эдьиий Дорой, которая не только благословляла их на дальнюю дорогу, но и была духовным вдохновителем и хранителем нелегкой дороги. До Магадана отправились на двух УАЗ-х. За четверо суток по старой, закрытой трассе доехали до Магадана, а оттуда вылетели самолетом авиакомпании «Мавиал» в Анкоридж. Были и непредвиденные ситуации: Вера перед самой поездкой обморозила ноги на ледовой переправе, когда у нее сломалась машина. Но это не остановило отважную женщину: она обмотала ноги потеплее, надела ботинки 42 размера и села за руль. Обезболивающие не помогали, ноги горели огнем, возвращаться не хотелось. Если бы не помощь Эдьиий Доры, дар которой не раз помогал в пути, ей пришлось вернуться домой.
Якутянки в той поездке познакомились с доктором Калифорнийского университета по нетрадиционным видам медицины Апило Колорадо. Узнав, что среди гостей есть женщина с природным даром, она пригласила их на Гавайские острова. До Гонолупу летели на чартерном самолете. Путешествие по острову за рулем огромного «Шевроле Лагуну» по малознакомой местности с непонятными дорожными знаками да еще по четырехполосной трассе не смутило наших женщин. Несмотря на то, что они впервые увидели автомобиль со столь необычной коробкой передач, смело сели за руль. Эх, где наша не пропадала! Иногда им с трудом верилось, что все это происходит не во сне, а наяву… Но все оказалось по плечу!
Знакомство с Эдьиий Дорой произвело на Апило Колорадо огромное впечатление. В 2004 году в Лондоне она организовала встречу канадских и английских ученых с якутской целительницей. Из той поездки женщины вернулись абсолютно другими людьми.
В марте 2001 года Вера Константинова и Наталья Румянцева приняли участие в пятом по счету автопробеге «Полюс холода» Якутск-Оймякон-Якутск. Первопроходцами в разработке туристического маршрута до Оймякона были они. Сегодня Оймякон — одна из главных достопримечательностей республики, которая привлекает туристов со всего мира.
Никого уже не удивило, когда автоледи замахнулись на кругосветную автоэкспедицию! 370-летие вхождения Якутии в состав России и 40-летие полета первой женщины Валентины Терешковой в космос вдохновили на новую дерзкую, и казалось, бредовую идею. Руководитель автоэкспедиции Оксана Новгородова объявила: «Мы полететь, как Терешкова на ракете, не можем, но мы поедем на УАЗ-х!». И, как генерал перед сокрушительным ударом по врагу, расстелив на столе карту, обозначила маршрут: Якутия-Чукотка-Америка-Канада-Великобритания-Франция-ФРГ-Дания-Норвегия-Швеция-Финляндия-Санкт-Петербург-Москва-города России. Всех потрясла протяженность пути – 29 274 км!
От необычного и смелого проекта в коридорах власти поначалу опешили. Затем, не устояв перед их решимостью, руководство республики отступило и дало добро. 31 января 2003 года вышло распоряжение вице-президента РС(Я) А.К.Акимова «О кругосветной автоэкспедиции женщин Якутии».
«Генералов» не понимали только в семьях: у кого-то маленькие дети, у кого-то пожилые родители, разлука на 80 дней не радовала и мужей. Но кони уже были пришпорены, шины накачаны и блеск в глазах уже никакая сила не могла потушить…
3 февраля 2003 года участников кругосветной экспедиции торжественно провожали на площади Ленина. Председатель Правительства РС(Я) Е.И.Михайлова сказала: «Координационный штаб будет следить за движением и сделает все, чтобы облегчить ваш нелегкий путь». Поначалу было очень тревожно, когда девушки не выходили на связь, ведь они ехали по тайге и тундре. Служба МЧС каждое утро представляла президенту В.А.Штырову сводку о возможных ЧП в республике, где отдельным пунктом числилась экстремальная экспедиция из 5 женщин.
Кромешная тьма, полярная ночь, температура под минус 50. Сквозь безмолвную снежную мглу и узкие осыпающиеся проходы горных ущелий прорывались они за своей мечтой, до которой, иногда казалось, дотянуться невозможно…
По пути изредка встречали дальнобойщиков, которые глазам своим не верили, что экипаж из одних женщин. Встречались и волки, которых они поначалу приняли за собак. Даже бывалые водители по такой трассе ездят, приняв сто грамм для храбрости. Позже узнали, что, не доехав до Томтора, сорвались в пропасть две машины. Было все: машины ломались, застревали в сугробах, с трудом преодолевали незамерзающие горные наледи. Порою выматывались так, что ни есть, ни пить не хотелось…
Участники экспедиции тогда еще не знали, что все газеты пестрели восторженными заголовками «Якутские леди – вокруг земного шара», «80 дней вокруг света», «Пять отважных женщин решили покорить мир!» и т.д. Писали о них и в российских газетах.
Андрюшкино, затем дорога по синему льду Колымы, красивые места Халарчи. Потом сквозь пургу пересекали границу Чукотки, сутками застревали на дороге, когда кругом хозяйничала въюга, превращая все в белую мглу… Их поражало, что чем севернее и суровее условия, тем теплее людские сердца: им помогали и вахтовики, и оленеводы, и дорожники, сопровождая по сложным участкам пути. Их встречали как национальных героев, они в свою очередь пропагандировали свою главную миссию: мир хрупок, храните и берегите Зеленую планету! Любовь, красота и добро спасут мир!
Ближе к Билибино начались коварные наледи. Порою ехали прямо по воде, когда трещин на льду не видно. И везде встреча с удивительными людьми Севера, их радушие и поддержка помогали одолевать трудности. Преодолев самый сложный участок, добрались до Анадыря, все еще не верили, что цель близка. В последний день увидели белого медведя, и это тоже было каким-то знаком сверху, что их эпопея благополучно завершится. Ведь сам хозяин Арктики благословил их путь.
С Аэродрома в бухте Провидения на 12-местном самолете американской компании «Беринг Эйр» наши героини благополучно улетели на Аляску. Дальше уже другая история, что невозможно разместить на газетной полосе.
После успешной кругосветной экспедиции автоледи стали постоянными организаторами тематических автопробегов: автопробег «Казахстан – Киргизия», автопробег в честь народного учителя М.А.Алексеева, автопробег пронесения огня IV международных спортивных Игр «Дети Азии» через Монголию, Южную Корею и Японию (2008г.), благотворительный автопробег «Республика доброжелательная детям» по Вилюйской группе улусов РС(Я) (2009г.), автопробег-эстафета по центральным улусам РС(Я), посвященный 65-летию Победы «Помним и гордимся» (2010г.) и т.д.
Их автоэкспедиции превратились в одно из направлений общественного движения республики, увлекая за собой все больше креативно мыслящих, самостоятельных и смелых женщин.