108

16 марта 2018 в 16:47

Человеческий капитал как главное богатство

В Послании Президента РФ В.В.Путина на 2017 год подчеркивается, что «смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры». В Послании Главы РС(Я) Е.А.Борисова отмечается, что «самой острой проблемой жители республики признают вопросы занятости и безработицу».

Общая статистика
В 2017 году общее количество жалоб уменьшилось на 10% и составило 2230 жалоб (в 2016 году – 2478), в том числе непосредственно к Уполномоченному по правам человека — 1085 (2016 – 1161), через обращение к общественным представителям Уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях – 1145 (2016 — 1317).

В отчетном году, как и в предыдущие периоды, Уполномоченным и сотрудниками аппарата ежедневно проводились приёмы граждан по личным вопросам, также организовывались выездные проверки по жалобам, приемы граждан с выездом в муниципальные образования, социальные, образовательные учреждения и исправительные учреждения. Таким образом, на личном приеме рассмотрено 756 устных жалоб (2016 – 791), что на 4,4% меньше, чем в 2016 году, письменных жалоб поступило в 2017 году меньше на 11% — 329 (2016 – 370). Внедряется механизм медиации по результатам устных жалоб граждан.

Гендерный состав
Ежегодно отмечается большое количество заявителей среди женщин, и 2017 год не стал исключением. Так, число обратившихся женщин составило 625 (2016 – 612), что на 2,1% больше, чем в 2016 году. Мужчин обратилось 444 (2016 – 530), по сравнению с прошлым годом количество уменьшилось на 16,2%. По коллективным жалобам также произошло снижение на 15,8% и составило 16 жалоб (2016 — 19).

Основные категории
По категориям заявители распределены таким образом — работающие граждане – 561 (51,2%), пенсионеры – 205 (18,7%), далее идут лица, содержащиеся в исправительных учреждениях – 93 (8,5%), инвалиды – 66 (6%), члены семьи, обратившиеся в интересах родственников — 25 (2,3%), многодетные – 19 (1,7%), иностранные граждане и лица без гражданства — 11 (1%) и другие категории.
Анализ структуры обращений по категориям заявителей дает возможность констатировать, что с жалобами в основном обращаются граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Это представители незащищенных и малоимущих слоев населения, граждане, защищающие свои права в судебном или административном порядке, но не согласные с решениями, принятыми по их жалобам, и не смирившиеся с ущемлением их конституционных прав и др.

География обращений
В общей массе поступивших жалоб преобладают жалобы от жителей ГО «Город Якутск» — 838 (77,2% от общего числа), что обусловлено численностью населения и более высокой социальной активностью и информированностью граждан, а также расположением правозащитного органа в самом г. Якутске. Из районов республики наибольшее количество жалоб приходится на Момский район – 24 (2,2%), Мегино-Кангаласский – 22 (2%), Намский и Хангаласский – по 19 (1,7%), Алданский – 17 (1,5%), Нерюнгринский – 12 (1,1%), Ленский – 11 (1%). По остальным улусам доля от общего числа обратившихся составляет менее 1% человек. 32 жалобы поступило от граждан, проживающих в других субъектах РФ и странах ближнего зарубежья, что составило 3% от общего числа.

Тематика жалоб граждан
Неизменно наиболее актуальными для населения являются жалобы, связанные с нарушением жилищных прав.
В эту категорию кроме вопросов предоставления жилья, переселения из ветхих и аварийных домов, постановки на учет для получения жилья и улучшения жилищных условий входят также проблемы жилищно-коммунального хозяйства. В адрес Уполномоченного в 2017 году поступило 295 жалоб (2016 — 278) на данную тему, что составило 27,1% от всех обращений, их количество увеличилось по сравнению с 2016 годом на 6,1%.
Продолжается рост числа обращений о нарушении трудовых прав, что главным образом связано с недостаточной правовой грамотностью работодателей, сотрудников кадровых служб, экономическими факторами, влияющими на состояние предприятий, работающих в районах Крайнего Севера. В 2017 году о невыплате заработной платы, незаконном увольнении, нарушениях в области трудовых отношений поступило 174 жалобы, что на 20% больше, чем в 2016 году (145) и составило 16% от общего числа жалоб.
О нарушениях уголовного судопроизводства в деятельности правоохранительных структур и следственных органов, нарушениях в исправительных учреждениях поступило на 20,8% меньше обращений и составило 133 жалобы.
Жалобы, касающиеся права на справедливое судебное разбирательство, несогласия с судебным решением, приговором, неисполнения решения суда, занимают четвертое место, их количество уменьшилось на 17% по сравнению с показателем 2016 года (147) и составило 122 жалобы или 11,2% от общего количества. В 2016 году данная группа жалоб входила в «тройку» наиболее острых.
В 78 жалобах граждане запрашивали необходимую им правовую информацию, что составило 7,2% от общего количества и превысило показатель прошлого года на 2,6% (2016 — 76).
На 5,8% уменьшилось количество обращений о нарушениях в сфере социального и пенсионного обеспечения – 63 (2016 — 75).
Жалоб о нарушении права собственности и иных прав на землю, предоставления земельных участков поступило на 34,5% меньше по сравнению с 2016 г. и составило 38 (2016 – 58).
Количество жалоб по вопросам семейного права, охраны семьи, опеки над детьми увеличилось по сравнению с прошлым годом на 33,3% – 32 (2016 – 24).
24 заявления (63,1%) касались вопросов гражданства, миграции, паспортного и визового режима, что на 36,8% меньше, чем в 2016 году (38).
По вопросам оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения поступило 22 обращения (2%), что на 21,4% меньше показателя 2016 года (28

Итоги рассмотрения жалоб граждан
Подводя итоги работы с жалобами граждан в 2017 году, можно констатировать, что по каждой жалобе Уполномоченным проводилась соответствующая работа, в результате которой по 1003 жалобам (93% от общего количества) даны письменные и устные разъяснения, полностью удовлетворены, т.е. получили положительное разрешение 79 жалобы (6,6%). По трем жалобам (0,3%) было отказано в рассмотрении согласно ст. 14 Закона РС(Я) «Об Уполномоченном по правам человека в РС(Я)».

Соблюдение и защита прав граждан на жилище и получение качественных жилищно-коммунальных услуг
Об остроте жилищных проблем в нашей республике говорит статистика обращений граждан. Анализ рассмотренных Уполномоченным в 2017 году жалоб показывает, что на нарушение жилищных прав граждан Уполномоченному поступило 295 жалоб (2016 — 278), что на 6,1% больше, чем за прошлый год. В основном нарушаются жилищные права граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья, лишившихся жилья в результате пожара, а также по фактам незаконного выселения граждан из жилого помещения, о предоставлении некачественного жилого помещения, обращаются обманутые дольщики.
Пример. К Уполномоченному по правам человека поступила коллективная жалоба от жильцов дома, проживающих по адресу: г. Якутск, ул.
Дзержинского, д.43/2, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу. Заявители по данному факту неоднократно на протяжении 7 лет обращались в Окружную администрацию города Якутска о расселении дома, но получали отказы. Необходимо отметить, что у некоторых жильцов имелись вступившие в законную силу судебные решения об обязании Окружной администрации города Якутска предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Уполномоченным по правам человека в Республике Саха (Якутия) совместно с прокуратурой Республики Саха (Якутия) была инициирована проверка, в ходе которой выявлены нарушения прав жителей дома. В отношении директора ООО «Оптима-строй», в связи с нарушением сроков исполнения муниципальных контрактов, повлекших несвоевременное переселение граждан из аварийного жилого фонда, 20.03.2017 возбуждено административное производство. По результатам рассмотрения директор ООО «Оптима-строй» привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 5 591 883,81 руб.
В Окружную администрацию города Якутска внесено представление по факту не направления собственникам дома № 43/2 по ул. Дзержинского, г. Якутска требований о сносе дома, по результатам рассмотрения которого собственникам вручены указанные требования. Окружной администрацией города Якутска многоквартирный дом расселен, кроме гражданки Б. в связи с разногласиями по выкупной цене.
Следующий пример. Гр. С. обратилась к Уполномоченному по правам человека и указала, что проживает в квартире 1 дома 33/2 по ул. Кирова г.Якутска, который 27.05.2016 Межведомственной комиссией Окружной администрации города Якутска признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании распоряжения Окружной администрации города Якутска №944р от 07.06.2016 произведен снос дома 11.06.2016, что подтверждается актом сноса, составленным МУП «Жилкомсервис».
Из письма директора МКУ «Департамент жилищных отношений» ГО «Город Якутск» И.В.Ткаченко от 07.11.2016 следовало, что снесенный дом находился в муниципальной собственности. Вместе с тем, обязательства по предоставлению жилых помещений гражданам учреждение возлагает на застройщика — ОАО «ДСК». По результатам рассмотрения обращения гр. С. и принятых мер Уполномоченным, жилищные права заявителя восстановлены.

В результате пожара
Согласно информации от 19.12.2017 №9162 МКУ «Департамент жилищных отношений» ОА города Якутска в отчетном периоде произошло 10 пожаров в многоквартирных домах, из них два в аварийных домах, повреждено в результате пожара 30 жилых помещений из них 16 муниципальных квартир, предоставлены жилые помещения 18 семьям, в том числе пострадавшим в 2016 году.
В своих обращениях в адрес Уполномоченного граждане указывают на нарушение своих прав со стороны администраций муниципальных образований в части предоставления жилой площади взамен утраченного.
Как показал анализ обращений этой категории граждан, причиной непредставления жилья является отсутствие жилья в маневренном фонде.
Жилищное законодательство, закрепив за данной категорией граждан, право на получение жилья вне очереди, не указало сроки их предоставления гражданам, лишившимся крова в результате пожара.
Пример. Гр. П. 1936 г.р. утратила жилое помещение в результате пожара. Заявительница неоднократно на протяжении двух лет обращалась в Окружную администрацию города Якутска о предоставлении жилья и получала отказы.
Уполномоченным направлено письмо в Окружную администрацию города Якутска о нарушении конституционных прав на жилище гр. П. По результатам рассмотрения Окружной администрацией города Якутска заявительнице предоставлено жилое помещение по адресу: г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, д.23.
Другой пример. К Уполномоченному по правам человека поступила жалоба от гр. Л., проживавшей в жилом помещении по адресу: г. Якутск, ул. Челюскина, д. 37/5, в котором произошел пожар. Данное жилое помещение Актом межведомственной комиссии Окружной администрации города Якутска было признано аварийным и непригодным для проживания.
Гр. Л. многодетная мать, имеющая пять несовершеннолетних детей, состоит на учете как малоимущая семья, нуждающаяся в жилом помещении очередностью №6078.
На свои неоднократные обращения в муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищных отношений» Окружной администрации города Якутска о рассмотрении вопроса предоставления жилья взамен аварийного и непригодного жилого помещения получала отказы.
Уполномоченным подготовлено заключение об устранении нарушений конституционных прав на жилище в Якутский городской суд. Суд, согласившись с позицией Уполномоченного удовлетворил требования Л. о предоставлении жилья вне очереди.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что граждане, имеющие право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, систематически сталкиваются с нарушением своих жилищных прав со стороны органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, ссылаясь на отсутствие муниципального жилья социального назначения и денежных средств на строительство такого жилья, средств на покупку жилья, отказывают в предоставлении жилья. Вместе с тем, Уполномоченный считает, что в соответствии законодательством РФ недостаточное финансирование не является основанием для отказа в предоставлении жилья.
В текущем году Уполномоченному по правам человека неоднократно поступали обращения от граждан на предмет выселения органами местного самоуправления из жилого помещения без предоставления другого жилья.
В 2017 году по обращениям граждан о предоставлении некачественного жилья Уполномоченным и сотрудниками аппарата осуществлялись выездные проверки, предоставлялась необходимая юридическая помощь.
Еще одним актуальным вопросом в сфере жилищных отношений является проблема обманутых участников долевого строительства. Несмотря на принятые Правительством республики в 2012-2013 годы меры по решению проблемных вопросов долевого строительства, число проблемных объектов долевого строительства ежегодно растет. По данным Управления государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) по состоянию на 31.12.2017 года в республике имеется 15 проблемных объектов долевого строительства, количество внесенных граждан в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ежегодно увеличивается.
В 2017 году Уполномоченным активизирована работа в сфере защиты жилищных прав граждан — участников долевого строительства, пострадавших от недобросовестных действий (бездействий) застройщиков. Установлены факты нарушения застройщиками сроков передачи объекта долевого строительства.
Уполномоченному продолжали поступать обращения обманутых участников долевого строительства.
Пример. На контроле республиканского омбудсмена находится коллективное обращение граждан, заключивших договоры долевого строительства с ООО СПФ «Черов и К». Обманутые дольщики указывают, что в 2013 году заключили договор с ООО СПФ «Черов и К» о строительстве 32-х квартирных жилых блоков Г-1,Г-2,Г-3 в микрорайоне «Ильинка». По договору заявители передали денежные средства заказчику для осуществления строительства жилых помещений в сумме более 250 млн. руб.
Согласно договору ООО СПФ «Черов и К» обеспечивал сдачу вышеуказанного объекта в 1 квартале 2015 года. Многоквартирные дома в эксплуатацию не сданы, заявители в право владения вышеуказанным недвижимым имуществом не вступили по настоящее время.
Строительство 32-х квартирных жилых блоков Г-1, Г-2, Г-3 в микрорайоне «Ильинка» (застройщик ООО СПФ «Черов и К») включено в реестр проблемных объектов Республики Саха (Якутия).
С января 2018 года по указанию Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Окружной администрацией города Якутска по адресу: г. Якутск ул. Октябрьская д. 20/1 каб. 109 формируется реестр пострадавших от недобросовестного застройщика ООО СПФ «Черов и К» для включения в федеральный реестр обманутых дольщиков №530.

Защита прав инвалидов, пенсионеров
Вопросы защиты прав инвалидов являются актуальными не только для нашего региона, но и для большинства субъектов Российской Федерации. В рамках обсуждения вопроса обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации Уполномоченным внесено предложение о внесении изменений в Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средства реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240. Предложение было направлено на сокращение сроков эксплуатации инвалидных колясок и протезов с 5 до 4 лет и вызвано тем, что в республике с учетом климатических условий имеет место высокая степень изнашиваемости технических средств реабилитации по сравнению с другими регионами России и потому установленный федеральным законодательством срок их эксплуатации не подходит к условиями республики, что требует внесения дополнений в федеральное законодательство.
По мнению, федерального омбудсмена в 2016 году повысить эффективность, качество и прозрачность работы МСЭ может помочь внедрения института независимой МСЭ. В ноябре 2017 года заключено Соглашение между Уполномоченным по правам человека в РС (Я) и ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по РС(Я)».
Пример. Было рассмотрено обращение гр. Н. С апреля 2016 года аппаратом Уполномоченного велась работа по документированию лица без гражданства гр. Н., инвалида 2 группы (ампутация левой ноги). На протяжении четырех лет с 2012 года гражданин безуспешно пытался получить паспорт гражданина РФ, и после длившейся более года переписки Уполномоченного с МВД по РС(Я), Генконсульством Украины гражданину удалось оформить российское гражданство и получить паспорт. Без российского гражданства инвалид не имел возможности оформить пенсию по инвалидности и не имел средств к проживанию. В настоящее время гражданин смог реализовать свое право на социальное обеспечение по инвалидности, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Другой пример. К Уполномоченному по правам человека в РС(Я) обратился пенсионер Н., который указал, что с 2016 года ГКУ «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при Министерстве труда и социальной защиты РС(Я)» прекратило производить доплату за звание «Ветеран труда». После запроса правозащитного органа пенсионеру ежемесячные денежные выплаты по категории «Ветеран труда» возобновлены с перерасчетом с 1 августа 2015 года. Вся сумма ежемесячных денежных выплат с учетом суммы перерасчета перечислена на лицевой счет.
В почте Уполномоченного встречаются обращения, в которых указываются нарушения права инвалидов на оплату проезда к месту проведения оперативного лечения и на санаторно-курортное лечение.
Пример. После запроса Уполномоченного по правам человека в РС(Я) инвалиду первой группы гр. И. и сопровождающему лицу произведена оплата проезда к месту проведения операции в федеральном медицинском учреждении.
3 ноября 2017 года в г. Нерюнгри состоялась рабочая встреча Уполномоченного по правам человека в РС(Я) и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.И. Данчиковой с инициативной группой нерюнгринских пенсионеров ОО «Мы-Северяне» по исполнению судебных решений о применении повышенного размера районного коэффициента к пенсиям. По итогам рассмотрения данного вопроса Уполномоченным совместно с депутатом Государственной Думы ФС РФ Галиной Данчиковой в целях конкретного решения наболевшего вопроса направлены обращения руководителю Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и председателю Правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Вопрос находится на контроле.


Выводы

О чем говорят цифры?

Итоги деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2017 год, изложенные в ежегодном Докладе, свидетельствуют о необходимости привлечения внимания на существующие проблемные вопросы в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
В анализируемом периоде актуальными оставались вопросы соблюдения жилищных прав, в частности жильцов ветхих и аварийных домов, прав инвалидов, граждан, пострадавших в результате стихийного бедствия, и малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Важным направлением в деятельности правозащитного органа остается защита интересов наиболее незащищенных категорий граждан, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья.
Соблюдение трудовых прав граждан, в том числе обеспечение гарантированной оплаты труда является важным направлением в деятельности Уполномоченного по правам человека в РС(Я), о чем свидетельствуют поступающие жалобы граждан.
Особое внимание правозащитника и субъектов общественного контроля ежегодно приковано к соблюдению прав граждан, содержащихся в местах принудительного содержания.
В 2017 году отмечается уменьшение количества обращений, поступивших к Уполномоченному на 10%. Данный факт может свидетельствовать о повышении ответственности и надлежащем исполнении государственными органами, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. При этом, Уполномоченный по правам человека в РС(Я) полагает, что основными причинами нарушения прав и свобод человека и гражданина являются:
— несвоевременное реагирование органов государственной власти на обращение граждан по тому или иному вопросу или реагирование после вмешательства Уполномоченного по правам человека, органов прокуратуры;
— формальное отношение уполномоченных органов по рассмотрению обращений граждан;
— недостаточная правовая грамотность государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов учреждений;
— недостаточный уровень правовой культуры населения;
— недостаточная правовая информированность граждан;
— «закрытость» и отсутствие надлежащего общественного контроля над исполнительными органами государственной власти;
— слабая развитость общественного контроля в муниципальных образованиях;
— ненадлежащее исполнение служебных обязанностей государственными и муниципальными служащими.


По материалам Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2017 году.