166

09 февраля 2018 в 12:30

Язык — мой, боль — общая

О том, почему наши дети, живя в удаленных наслегах, где нет ни одного русскоязычного человека, с легкостью осваивают русский язык, почему в школах города Якутска спрос в якутские классы вдвое-втрое превышает предложение, почему государственные совещания и заседания не проходят на родном языке, почему нет документооборота на двух государственных языках говорили накануне Дня родного языка и письменности в Ил Тумэне.

На «круглом столе», инициированном общественностью, присутствовали учителя якутского языка, литературы из Чурапчинского, Вилюйского, Оймяконского улусов, социологи, ученые, лингвисты, представители СМИ, родительской общественности и многие другие. В течение трех с половиной часов было сказано многое. Многие сошлись во мнении, что одним переписыванием законодательной базы изменить ситуацию мы не в состоянии, что дети, как сейчас происходит, будут продолжать учиться у телевизора, что пока мы не профинансируем, не создадим творческую студию анимации, пока не займем медиа контент в интернете, пробудить интерес детей к знанию, изучению родного языка мы не сможем. Кроме того, говорилось о необходимости создания отдельного государственного органа по языковой политике, строительстве новых школ в Якутске, совершенствовании законодательной базы.
Народный депутат, общественник Иван Шамаев под чьим руководством прошел «круглый стол», отметил, что в результате всероссийской прокурорской проверки, проведенной в прошлом году, общественностью Якутии инициировано внесение изменений в республиканский закон об образовании. В частности, корректировке будут подвержены статьи 2, 4, 6 закона. Обращаясь к участникам «круглого стола», Иван Иванович призвал поддержать разрабатываемый законопроект.
Народный депутат Егор Жирков, говоря о неоднозначности проведенной проверки, высказался о необходимости проведения исследования о соблюдении прав якутских школьников. Насколько государство отвечает потребностям родителей? «В Якутске, мы знаем, спрос превышает предложение. Вот если бы в каждом микрорайоне было на выбор два компактных школьных учреждения, то, думаю, вопрос бы не стоял так остро. Мы в свое время приняли проект национальной концепции образования, где прописаны основные понятия образовательных учреждений, их права. Не стоит заново его мусолить. Нужно чтобы родительская общественность отстаивала соблюдения своих прав, чтобы она требовала его исполнения, чтобы между школой и родителями сложился диалог», — сказал Егор Петрович.
О необходимости проведения социолингвистического мониторинга высказалась доктор социологических наук Ульяна Винокурова. «Чтобы делать какие-то заявления, нам необходимо опираться на научные исследования. Поэтому проведение мониторинга требование времени», — сказала она. Кроме того, Ульяна Алексеевна выразила отрицательную позицию по поводу распределения мест в школах города Якутска по прописке. «У родителя должно быть право выбора. Если мы требуем соблюдать закон, то мы должны ему предоставить право выбора. Нужно пересмотреть наличие в каждом округе города национальных школ», — сказала она.
Руководитель республиканской Ассоциации «Олонхо» Февронья Шишигина предложила провести научно-практическую конференцию о состоянии родного языка. «Необходим ежегодный мониторинг проблемы сохранения, развития языка, культуры, литературы, национальных языков народов Якутии. Необходимо обратить внимание на методику обучения родным языкам. Почему сегодня дети отказываются изучать родные предметы?», — спросила она. Ее слова поддержала руководитель республиканской Ассоциации учителей якутского языка и литературы, учитель якутского языка и литературы СОШ МО «Чурапчинский улус» Жанна Барашкова, которая рассказала о нарастающей тенденции сокращения предметов якутского языка, литературы, перехода предмета изучения национальной культуры на внеклассное обучение. «Законом об образовании регламентирован порядок обучения родного языка, литературы, но не говорится об обучении на родном языке. Эта часть закона также требует внимания», — сказала Февронья Васильевна. Она добавила, что на предстоящем в апреле в Госдуме РФ парламентских слушаниях «Языковое многообразие РФ: состояние и перспективы» Якутия обязана представить свои предложения.
Председатель общественной организации родителей «Туймаада» Вилюяна Никитина рассказала о вновь созданном общественном движении «Ийэ тыл кэскилэ», которое намерено работать по шести направлениям: языковой политике, проблеме якутских детских садов, классов, школ, обучения предметов на родном языке, психологии обучения на родном языке, расширении среды обучения родному языку.
Член союза писателей Якутии Михаил Санников счел недостаточным решение проблемы одной лишь школой. «Одной школой проблему не решить. Нельзя ограничиваться переписыванием законодательства или школьной программой. Так мы не добьемся сохранения языка. Нужно расширять среду распространения языка. Нужно, чтобы у ребенка было больше аудио, видео визуальной среды, чтобы совещания, заседания на государственном уровне проводились на родном языке, чтобы документооборот был на двух государственных языках», — сказал Михаил Семенович.
Руководитель детской творческой мастерской Мария Дегтярева: «Печально констатировать, но у нас ничего не делается для наших детей. У них нет колыбельной, им не учат гимн на родном языке, нет мультфильмов, кино, интернет канала, компьютерных игр в сети. Да, мы говорим, что ребенок не должен засиживаться за компьютером, но даже в эти отведенные 15 минут посмотрите, что он смотрит, на каком языке оно идет. Как только ребенок переступает за порог своего дома он попадает в другую, русскоязычную среду. Оглянитесь вокруг, у нас даже вывески в магазинах, зданиях, рекламы, указатели не всегда идут на двух языках. Мы не представляем масштаб серьезности ситуации. Нам нужна государственная структура, которая координировала бы ситуацию».
Главный редактор газеты «Кыым» Иван Гаврильев привел в пример схожие национальные республики Калмыкию, Бурятию, где создана мощная госполитика, где издаются разнообразные распоряжения, постановления, указы с выделением из бюджета немалых средств. «Мы, кажется, единственный регион, который не вкладывает ни одного рубля на сохранение, развитие родного языка. Пока мы заседаем на бесконечных заседаниях наша молодежь в глухом поселке, где нет ни одного русскоязычного человека, осваивает чужой язык, теряя интерес к родному. Пришло время потребовать от власти собственного института, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, чтобы мы окончательно не потеряли родной язык», — сказал Гаврильев.
Сотрудник Института гуманитарных исследований Нина Иванова высказалась о возможности привлечения частных инвесторов. Она привела пример Зиявудина Магомедова, владельца «ЯТЭК», который на личные средства содержит Фонд по сохранению, развитию дагестанского языка, культуры. «Думаю таких людей можно найти и среди якутов», — сказала она.
Народный депутат Константин Борисов высказался, что для развития якутской религии, языка нужно место единения, сплочения. Таким местом в Якутске должен стать Могол ураса, построенная силами общественности. «В такое место народ потянется, вот где должны вести свои работы наши ученые-лингвисты, Айыы уерэхтээхтэрэ», — сказал депутат.
Итогом «круглого стола» стало принятие резолюции, учитывающей выше озвученные предложения и мнения. Участники обсуждения выразили надежду вновь встретиться, но уже на парламентских слушаниях.