82

6 октября 2017 16:53

Кому работать на селе?

В канун юбилея – а в 2018 году агрошколы Якутии отметят 30 лет с момента своего создания – эти образовательные организации получили целый пакет новых стратегических задач, связанных с подготовкой кадров для сельского хозяйства. О том, насколько все они осуществимы, говорилось во время заседания координационного совета Союза агропрофилированных школ РС(Я) в парламенте республики.

Председатель постоянного комитета Ил Тумэн по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева, которая его вела, напомнила об Указе Главы республики «О кадровой политике в сельском хозяйстве РС(Я)», который вышел летом этого года, нацелен на привлечение в отрасль молодых, хорошо подготовленных специалистов и предусматривает целый спектр задач, поставленных перед всеми уровнями агротехнологического образования в республике.
Так, в частности, двум республиканским ведомствам – Министерству образования и науки, а также Министерству сельского хозяйства и продовольственной политике предложено создать центры оценки квалификаций в сфере агропромышленного комплекса, центры повышения квалификации работников агропромышленного комплекса, учителей и преподавателей профильных дисциплин образовательных организаций агротехнологической направленности, ежегодно проводить республиканские соревнования по профессиям агропромышленного комплекса «Үлэ күүһэ» («Сила труда»), а также деловые игры «Начинающий фермер» и «Молодой фермер». Должны они теперь организовать и стажировки молодых специалистов сельского хозяйства в отечественных и зарубежных компаниях.
Четкие задачи поставлены и непосредственно перед агрошколами. О сути их напомнила Антонина Григорьева: агротехнологическое образование должно стать непрерывным. Для этого, в частности, предложено разработать проект подпрограммы укрепления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций агротехнологической направленности на 2018-2022 годы для создания сети зональных центров непрерывного профильного образования. «А для этого сначала надо определиться, какие школы могут ими стать»,— сказала Антонина Григорьева.
Также предложено актуализировать Перечень показателей эффективности деятельности агрошкол, с увеличением доли показателей профильного поступления и наличия базы для ведения сельского хозяйства. Дело в том, что задача поставлена серьезная: поток выпускников агрошкол, которые поступали бы именно в сельскохозяйственные вузы, продолжая свое обучение, должен увеличиться. Для этого ежегодно планируется предусматривать в плане набора на целевое обучение в вузах и ссузах Якутии не менее 30 % мест по агротехнологическим специальностям. А в федеральных профильных институтах – не меньше 5%.
Цель всех этих мероприятий одна – привлечь в эту отрасль молодежь. А она, как оказалось, все охотнее выбирает для себя совершенно иные приоритеты в жизни и другие профессии. О том, что сегодня все чаще даже выпускники агрошкол подают документы в совершенно иные вузы, на совещании сетовали не только сами директора этих образовательных организаций, но и преподаватели ЯГСХА.
Первый заместитель министра образования и науки РС(Я) Михаил Присяжный сообщил, что в рамках реализации указа было увеличено количество мест, которые выделяются при формировании госзаказа республики на подготовку кадров.
— Кроме того, мы определили 5 базовых образовательных учреждений , выпускники которых чаще всего выбирают ЯГСХА, что в будущем позволит поступать в этот вуз тем, кто действительно настроен получать профильное образование. Также совместно с ЯГСХА определены федеральные вузы, в которых в дельнейшем мы будем вести подготовку своих студентов, — сказал он.
Вместе с тем он заметил: пора подумать о качестве подготовки будущих абитуриентов сельхозвузов.
— Мы проанализировали деятельность агрошкол. Во всех из них с 5 по11 класс в образовательные программы введены курсы агротехнологической направленности. В 70% агрошкол агрокомпонент есть во всех предметах. Но только в 40 таких школах все учащиеся углубленно изучают предметы агропрофиля, — сказал он, заметив, что образование, получаемое ребенком в агрошколе, должно качественно отличатся от обычной школы. – Образование, которое ребенок получает в агрошколе, должно помогать ему поступать в профильные вузы. Сегодня же, например, у 48% девятиклассников агрошкол средний балл ГИА по биологии оказлся ниже республиканского показателя, по химии – у более 70%. А без этих предметов невозможно поступить в агротехнологические вузы…
На совещании много говорилось о том, как сделать так, чтобы заинтересовать детей перспективами работы на земле, чтобы профессии тех, кто кормит людей, были в таком же почете, как профессии адвокатов, врачей, инженеров и т.д.
Директор Тулагинской СОШ Изабелла Иванова признала: главная задача таких школ – готовить хороших абитуриентов для сельскохозяйственных вузов. Однако по ее мнению, сложившуюся тенденцию оттока потенциальных абитуриентов трудно будет переломить, если не начать непрерывное агрообразование с семьи.
— Если ребенок в детстве никогда не копался в огороде, став взрослым, он не пойдет работать на земле. Сегодня взрослые не хотят отдавать своих сыновей и дочек в сельское хозяйство, поэтому начинать работать нужно с ними. Хотя в нашей школе агротехнологическое образование идет с первого класса, мы хотим начать еще раньше: сейчас договариваемся об этом с детскими садами. Непрерывное агрообразование должно начинаться с семьи…