218

2 июня 2017 13:20

Великий пророк и просветитель

Недавно Якутия отметила 140-лет со дня рождения основоположника якутской литературы, просветителя и мыслителя, обшественного деятеля, ученого-этнографа Алексея Елисеевича Кулаковского-Ексёкюлях Елексей, что в переводе "Сын орла».

Родился он в 1877 году в Таттинском улусе. Окончив в 1897 году Якутское реальное училище, А.Кулаковский служил письмоводителем, участвовал в подряде по перевозке грузов на строительстве телеграфной линии на Охотск. Затем стал учительствовать. В 1912-1915 годах Кулаковский был «исполняющим должность «учителя в Вилюйском трехклассном училише. Из училище уволен, как «не имеющий установленного учительского ценза». Однако вскоре Алексей Елисеевич был назначен Иркутской администрацией учителем Бодайбинской приисковой школы, где и написал ряд известных художественных произведений. Осенью 1917 года он был направлен в село Булун Верхоянского округа. Свержение самодержавия Кулаковский воспринял как осуществление мечты народа об освобождении от царского гнета, как воплощение общедемократических идей полной «свободы и равенства».

 

Работал с августа 1917 года исполняющим обязанности комиссара Временного правительства по Верхоянскому округу. Как бы ему не было жаль расстаться с профессией учителя, со своими учениками, ему пришлось подчиниться новой власти. Он участвовал в становлении новой власти, в спасении бедняков от гнева и произвола богачей на побережье Ледовитого океана. В Верхоян- ском окруте он должен был организовать новые учреждения исполнительной власти, В Булуне вынужденно стал контролировать отправку товаров в Верхоянский округ. Вот что он написал об этом:»До середины февраля 1918 года я должен объездить весь Булунский, Усть-Янский, Абыйский, Аллаиховский улусы, Русское Устье. Я должен проследить за продовольственным снабжением этих краев».

Алексей Кулаковский прибыл из Верхоянска в Усть-Яну зимой 1918 года. В Казачьем он остановился на постоялом доме. не стал утруждать ни богатых, ни бедняков. Он не был вооружен, на улице ходил в бараньем пальто, в доме в ватном пальто. Носил черные очки, усы, в галстуке, был простым человеком. Его называли «комиссаром», но о себе он много не распространялся.

В Казачьем Алексей Елисеевич провел съезд бедных Усть-Янского улуса. До сьезда он успел побывать в наслегах, там собрал ценные с научной точки зрения материалы, пообщался со старожилами, узнал их умение.

Из наслегов на собрание были созваны в основном бедняки. Всего собралось 150 человек. Тогда головой улуса был Ефрем Горохов. В своем докладе Кулаковский объяснял, что первостепенная задача — обеспечение населения продовольствием. И с этой целью будут созданы продовольственные комитеты, магазины, а продукты будут раздаваться согласно норме, первым делом — самым нуждающимся жителей. Был собран продовольственный комитет из 7 человек, в основном из бедных. В него вошли Санников М.М (брат моей прабабушки по отцу, бывший завхоз барона Э.В. Толля, имеет 3 медали от царской России — Н.К.) — председатель, очень бедный человек, острый на язык, отец русский, мать якутка, Свинобоев М.Н. (вроде его сын Свинобоев Л.Н. лечил в тюрьме П.Ойунского перед его смертью-Н.К. ) — бедняк, многодетный, пашенный, его сделали писарем. Попов Г. Д. – человек, в свое время категорически отказавшийся быть головой улуса (в последнем перед Октябрьской Революцией выборах, именно так охарактеризовали моего деда — Н.К./, не любящий богатых. и другие.

Поп Чагин, местные жители Томский И. И. и Горохов В.А., Черкашин Ананий и другие все время поддерживали вопросы, поставленные Кулаковским. Но победили богатые. Вопросы о соз-

дание комитета и ввода карточной системы, поставленные Кулаковским, не нашли достаточной поддержки. А.Е.Кулаковский много разговаривал с людьми, собирая сказки, рассказы и песни местного населения. Затем он отправился в Аллаиховский район.

Советская власть была восстановлена и окончательно утвердилась в Якутии 15 декабря 1919 года. Советские органы привлекли к культурному строительству лояльно настроенных представителей старой интеллигенции. А.Кулаковский по приезду в Якутск был назначен заведующим этнографической секцией подотдела исследования Якутской губернии при отделе народного образования временного Якутского губревкома.

Кулаковский был воодушевлен новыми возможностями культурного развития Якутии. Характерно его выступление на митинге, собранном в мае 1921 года Таттинском ревкомом: «Теперь образование для всех открыто… Призываю всех товарищей всеми силами стремиться к образованию и просвещению». ?? С 1921 года начал регулярно печатать его научные труды.

Кстати, его книгу «Поговорки, загадки, предсказания и предания народа саха»  под своим именем издал в Иркутске 1914 году Толоконский — домашний учитель, приехавший с Томского округа. Проработав в Вилюйске одну зиму,он отправился отдыхать к себе в Иркутск. А.Кулаковский дал ему свою рукопись и попросил опубликовать ее. В этот труд вошло 337 пословиц, 268 загадок и много материалов, отражавших веру якутов, и их предсказания и старинный эпос (олонхо) «Бэрт Хара». Толоконский, выдавая этот труд за свой собственный, испортил содержание книги, пере- путав порядок повествования.

Летом 1924 года А.Кулаковский прибыл в Якутск. В печати появились сообщения: 14 июня Совнарком ЯАССР выделил 200 рублей для выезда из Оймякона А.Кулаковского, известного своими научными трудами. 18 сентября совет якутской письменности (председателем совета был П.Ойунский) и литературно-переводческая комиссия Наркомпроздрава /А.Бояров/ выразили благодарность А.Кулаковскому за представление словаря заимствований: 300 загадок, 1000 архаизмов и диалектизмов, 900 пословиц и поговорок с переводом на якутский язык. Он был введен в состав литературно-переводческой комиссии Наркомпроздрава. Работал преподавателем педагогического техникума, начал писать грамматику якутского языка. В марте 1925 года избран членом правления вновь созданного научно-исследовательского общества «Якутская будущность”. И затем назначен заведующим языковедческой секцией общества. Великий поэт якутского народа А.Е.Кулаковский оставил нам в своем знаменитом «Письме интеллигенции” в 1912 году завещание: «Передаться Америке, Японии, Китаю! Нет,такие номера не пройдут, те нас быстро задавят… А нуучча (русский), не говоря уже о даровании православной веры, гораздо ближе нам, милее и роднее их… Единственным рациональным средством является культивизация и слияние с русскими». И якутский народ в течении веков следовал совету своего поэта-мыслителя Кулаковского, оставаясь верным этому мудрому завещанию и сегодня.

Весной 1925 года общественность Якутии торжественно отметила 25-летие литературной и научной деятельности А. Е.Ку лаковского. Осенью того же года в составе якутской делегации Кулаковский выехал в Баку на всесоюзный тюркологический съезд.

В конце декабря он прибыл в Москву тяжелобольным, перенес несколько сложных операций, но не терял веру в свои силы, не выпускал пера из рук. В клинике Академии наук СССР он разрабатывал систему расположения знаков на клавиатуре пишущей машинки с якутскими шрифтами,  закончил грамматику якутского языка.

Еще одним отличительным качеством Кулаковского является его способность к предвидению. К такому выводу пришли московские астрологи Сергей Безбородный и Ольга Шалагина, изучившие историю жизни А.Кулаковского — Ексекюляха Елексея и сопоставившие его творчество гороскопом. Вот что об этом писали давно в одной из центральных газет:

«Несмотря на трудности жизни, у него особое предназначение стать оскователем якутской художественной литературы. Жизненный путь Кулаковского можно сравнить с судьбой великого Ломоносова. Здесь нет никакой мистики, а только лишь особое сочетание годов и законов Вселенной.

Родоночальник русского литературного языка М.В. Ломоносов родился в 1711 году, отец русской поэзии А.С.Пушкин родился в1799 году. А основатель якутской литературы А.Е.Кулаковский родился в 1377 году. Годы рождения трех литературных гениев оканчиваются двумя одинаковыми цифрами /… 11,…99,…77/, и это неспроста.

Есть некие невидимые нам силы, управляющие жизнью на Земле. И Ломоносов, и Пушкин, и Кулаковский были посланы нам с неба. Одним из признаков гениальности является способность предвидеть грядущие события. Мы знаем о том, что Кулаковский мог предвидеть события, судя по его знаменитой поэме «Сновидение шамана» написанной в 1910 году.

Всякий человек рождается под особым сочетанием звезд и планет и небо принимает написанный им код. А.Кулаковский родился на следующий день после солнечного затмения, что несет особую миссию. И дата его смерти 6 июня 1926 года, также является таковой неспроста.

(Из книги Н.Попова-Кюндюлюн «У море Лаптевых» в переводе на русский язык М.Д.Ефремовой).

Заканчиваю статью словами основоположника якутской советской литературы, ученого-лингвиста Д.А. Слепцова-Ойунского: «Будущие исследователи, якутоведы особо отметят значение эпохи Кулаковского. Все они подтвердят, что письменная литература и творческая мысль в Якутии зародились в период деятельности Кулаковского».

Николай КЮНДЮЛЮН, писатель-краевед.