Просмотров - 128

5 мая 2017 14:51

ХХI век: эра фейковых новостей?

Могут ли сплетни, распространяемые по ватсапу и прочим  мессенджерам, конкурировать с профессиональной журналистикой?  Еще несколько лет назад ответ на этот вопрос был бы однозначен: нет! Однако сегодня тот информационный поток, что обрушивается на головы читателей, все чаще приводит в ужас профи от журналистики.

И не только потому, что достоверность таких новостей составляет зачастую 0%. Дело в том, что социальные сети, прочно опутавшие земной шар благодаря массовой «цифровизации», с нахальной нахрапистостью стремятся если не изгнать совсем, то изрядно потеснить качественную журналистику. Ту журналистику, где принято выверять не только каждый факт, но и каждую запятую…

Эта тема настолько назрела, что на Международном форуме СМИ «Качественная пресса и перспективы ее развития», который прошел в апреле в Москве, ей был посвящен целый блок выступлений.

При этом директор Европейской федерации журналистов Рената Шредер (к слову, ЕФЖ – это крупнейшая профессиональная организация, объединяющая более 320 тысяч журналистов в 43 странах мира),  то, что происходит сегодня на мировом информационном рынке,  назвала очень точно и по сути: «эра фейковых новостей». Причем, касается это отнюдь не только нашей страны.

—   СМИ всегда были олицетворением профессионализма. Но события последних десятилетий меняют эту картину. Технологические достижения изменили весь пейзаж коммуникаций, а последние выборы в ряде стран   подняли вопрос качества влияния и честности журналистов, что имеет мировое значение. Социальные медиа – часто сплетни и развлекательная информация, и тот факт, что именно они сегодня выступают источником новостей, важнее год от года, — говорила она. — Особенно ясно это показало  недавнее исследование. Человек, впервые вошедший в эту новую медийную систему, оказывается движим политическими силами, которые находятся как бы в оппозиции традиционной прессе и  журналистским этическим кодам…

…Конечно, сотрудникам традиционных СМИ можно было бы утешаться тем, что отток потенциальных читателей в социальные сети связан исключительно с исключительной доступностью их контента. Но если бы дело было только в этом!

— Одна из главных примет нынешнего времени — отсутствие доверия в к прессе в целом. Вот тот новый феномен, не считаться с которым нельзя. А отсутствие доверия читателей связано с угасанием качественной журналистики, — считает Рената Шредер.

Она привела любопытный пример. Один из последних опросов, проведенных в Германии, показал:  из всех видов медиа, которые существуют в стране, более всего немцы доверяют радио. Почему? Да потому что именно там есть возможность услышать чью-то точку зрения из первых рук, а не опосредованно.

— Доверие к печати в Германии уменьшилось, особенно в связи с притоком мигрантов в страну и теми новостями, которые появляются на эту тему. В то же время степень доверия к радио, куда приглашают людей на интервью и где они в прямом эфире могут сказать то. что думают, намного выше, — рассказывала она.

…Судя по всему, журналистам ХХI века стоит очень хорошо подумать о том, как – какими инструментами, способами и методами – они добывают информацию для своих материалов. Если, конечно, всерьез заинтересованы в том, чтобы их издания оставались на плаву.

Роман Бергер, много лет отработавший в нашей стране корреспондентом швейцарской газеты «Тагес Анцайгер» еще до развала  Советского Союза, убежден: столь любимый новыми поколениями журналистов способ «черпать инфу» для своих статей исключительно из Интернета – это путь в никуда.

— Когда работал в Москве, развалился СССР и на постсоветском пространстве стали появляться новые государства. Тогда я думал, что нам понадобится  больше журналистов, чтобы покрыть весь этот большой регион, но случилось обратное.  С каждым годом в Москве становилось все меньше иностранных корреспондентов, — рассказывал он.

Причины этому были сугубо экономические: на Западе посчитали, что холодную войну они выиграли раз и навсегда. И, принимая во внимание, что корреспонденты, работающие за рубежом, очень дороги,  руководители крупных издательских компаний решили обойтись без них.

Благо, посодействовали новые технологии. О новых вызовах времени сегодня можно писать, как говорится, не выходя из дома: уткнувшись в комп, собирая данные из непонятных источников, беседуя (по скайпу) с минимумом людей или обходясь без их мнений вовсе…

— Самый дешевый способ делать материалы о проблемах и конфликтах, включая военные, – описывать их через Интернет.  Цифровая революция сделала это возможным. Можно покрыть весь мир, не имея иностранных корреспондентов нигде за рубежом. Но это явная противоположность качественной журналистике, — говорил Роман Бергер, член правления Союза журналистов Швейцарии.

Не согласиться с ним трудно. Ведь писать так можно не только на военную тематику: любую! И в той или иной мере это присуще всем «этажам» современной медиасистемы: федеральному, региональному, районному.

Между тем, как полагают медиаэксперты, социальным сетям все же никогда не удастся заменить собой  качественную прессу. По одной простой причине: сплетни они всегда остаются только сплетнями, а читателю, который хотел бы подняться над этим, нужна все же более достоверная информация.  И эта тенденция тоже уже весьма ощутима.

— Совершенно очевидно, что растет необходимость в новостях, которые проверены, оценены, дистиллированы и только после этого поданы читателю в удобоваримой форме. Но чтобы делать их, нужны профессиональные журналисты. А они стоят денег, — сказала Рената Шредер.

Вот почему тем, кто хотел бы инвестировать в СМИ, можно дать добрый совет. Вкладывайтесь в прессу, которая, дорожа своей репутацией, не соглашается «пожелтеть» даже в погоне за тиражами. Ведь точность и правдивость – это бренд, который, как  показывает опыт мировых изданий, измеряется вовсе не в долларах, фунтах или иенах, а в веках…

Елена ВОРОБЬЕВА