211

22 мая 2017 в 10:05

Авиатакси: миф или реальность?  

Вопрос развития в Якутии малой авиации, как ключевой, социально значимой отрасли транспортного обеспечения населения республики Ил Тумэн продвигает с 2015 года. В 2016 году в республике создана Ассоциация малой авиации, которая совместно с народными избранниками продвигает идею применения сверхлегких самолетов в Якутии. В начале этого года инициаторы обратились к Главе региона с предложением разработать в республике проект концепции развития малой авиации в Якутии.

Сейчас проект концепции находится на стадии разработки. 1 октября он должен быть представлен Главе. Документ будет представлять собой систему целей и задач, основных принципов и механизмов, направленных на развитие рынка услуг малой авиации в интересах социально-экономического развития республики. Вполне успешно Ил Тумэном продвигаются изменения в федеральные авиационные правила. «Буквально несколько дней назад получили письмо за подписью замминистра транспорта РФ о том, что изменения в федеральные авиационные правила, инициированные нами, находятся на стадии утверждения», — сообщил Виктор Федоров.  «В авиационных правилах записано, чтобы выполнять шесть видов работ, нужно получить разрешение, а остальные виды деятельности вообще запрещены. К частнику, владеющему одним легковесным самолетом, предъявляются едва ли не такие же требования, как к крупной авиакомпании. Наше предложение — авиации общего назначения нужно получать допуск для выполнения определенных видов работ, а остальное разрешить. Например, перевозку строительных материалов на внешней подвеске. Суть нашего проекта — разрешено все, что не запрещено, — пояснил депутат. — Частные пилоты смогут работать как такси только после того, как данный документ будет утвержден. У нас в республике порядка 36 летательных аппаратов малой авиации, это и самолеты, и вертолеты, которые используются в личных целях. Но если документ получит утверждение, то частные самолеты возможно будет использовать в коммерческих целях – как такси для межулусных и внутриулусных перевозок. Как межрайонные такси, только по воздуху. Это будет большой прорыв в развитии малой авиации в нашей республике, буквальное непаханое поле для малого бизнеса. Мы ведь постоянно говорим о местном производстве и развитии местного обслуживания. Так вот это как раз одна из больших сфер местного обслуживания. Можно приобретать для улусов, наслегов небольшие самолеты и заниматься грузоперевозками и перевозками местного населения: из районных центров в наслега, между наслегами, из районных центров в Якутск и т.д.».

Кроме того, изучается рынок производства воздушных судов в России, возможность обнуления аэропортовых сборов, возможность приобретения легких, маломестных воздушных судов. Сегодня при поддержке министерства транспорта разработано технико-экономическое обоснование для развития полетов самолета Сеssna 206HD. Его применение позволяет вдвое снизить стоимость авиабилетов на внутриулусных рейсах. Например, билет в один конец до Сангар может составлять всего 2,5 тысяч рублей, до Кобяя около двух тысяч. Сеssna по экономическим и эксплуатационным показателям превосходит знакомые якутянам Ан-2, Ан-3, Pilatus PC6. Обучение на частного пилота весьма доступно. В Якутском авиационном техническом училище есть тренажер Сеssna. Ежегодно училище выпускает 17 человек. Трудоустраиваются всего двое-трое, остальные вынуждены работать не по специальности.

Малая авиация для Якутии, растирающейся на трех с лишним миллионах квадратных километров га, 90% которого имеют сезонную транспортную доступность является практически единственным средством круглогодичного передвижения. По данным народного депутата Виктора Федорова, с 1989 года транспортная мобильность на воздушном транспорте населения Якутии сократилась на местных авиалиниях в пять раз, а на внутриулусных перевозках – в 25 раз. Транспортная мобильность на воздушном транспорте населения республики в три раза ниже, чем в целом по Российской Федерации.

17 мая спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Александр Жирков провел рабочую встречу с представителями организаций-производителей авиационной техники. Свои продукты народным депутатам презентовали компании «Текстрон Рус», «Сессна Экркрафт» и «Бичкрафт», «Белл Геликоптер», «Джет Трансфер», Уральский завод гражданской авиации.

Указывая на достоинства своей продукции, адаптированной для климатических условий Севера по сравнению с аналогами, гости рассказали о возможных вариантах сотрудничества, затронули условия приобретения транспортных средств в лизинг.

Участники встречи обменялись мнениями по вопросам эффективности финансирования реализации проекта по приобретению продукции компании «Сессна», в частности государственной поддержки покупки транспортных средств, подготовки квалифицированных кадров для их эксплуатации и обслуживания.

Спикер Ил Тумэна Александр Жирков отметил, что вопрос развития малой авиации изначально был поднят парламентом Якутии, так как является ключевой проблемой транспортного обеспечения населения республики и должна быть решена комплексно при государственной поддержке, включая вопросы приобретения транспортных средств, подготовки летных площадок в труднодоступных населенных пунктах республики, обеспечения специалистами.

 Подготовила Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Справка

25 районов из 34 не имеют надежной транспортной связи с центром и близлежащими районами. Из 629 населенных пунктов республики 50% — малонаселенные, а 44% — труднодоступные. В 1989 году по местным авиалиниям доставляли 1,5 млн пассажиров, в 2016 году — всего 290 тысяч. По внутриулусным перевозкам показатель упал в 25 раз. В период с 2012 по 2016 гг. авиакомпаниями республики в среднем перевезено 1 млн 400 тысяч пассажиров и 33 тысяч тонн грузов в год, выполнено 26 тысяч самолётовылетов.

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн)  Александр Жирков 17 мая провел рабочую встречу с представителями организаций-производителей авиационной техники.

Во встрече приняли участие первый заместитель Председателя Ил Тумэна Анатолий Добрянцев, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Федоров, народный депутат Александр Слепцов, председатель НКО «Ассоциация малой авиации Республики Саха (Якутия)» Иван Лукин. Организации-производители авиационной техники представляли генеральный директор компании «Текстрон Рус» Александр Жабенко, региональный директор по продажам «Сессна Экркрафт» и «Бичкрафт» Виктор Киреев, представитель «Сессна Эркрафт» и «Белл Геликоптер» в России, генеральный директор компании «Джет Трансфер» Александр Евдокимов, представитель Уральского завода гражданской авиации Михаил Пересадин.