Просмотров - 111

21 апреля 2017 12:49

Закон нам в помощь?

Что спасет бумажные СМИ? 

Трансформации печатной прессы и цифровых медиа – этому был посвящен двухдневный деловой форум СМИ «Качественная пресса и перспективы ее развития», который проходил в Москве 12-13 апреля. Причем, впервые за 7 лет его проведения встреча представителей ведущих региональных издательств и редакций впервые прошла в международном формате: на этот раз ее участниками стали эксперты из Великобритании, Швейцарии и т.д.

Самое приятная и безмятежная часть форума, инициированного журналом «Журналист», это, конечно, вручение наград. В этом году, напомним, парламентская газета «Ил Тумэн» удостоилась сразу двух из них – Знака отличия «Золотой фонд прессы-2017» и специальной награды в номинации «Лучшая подача первой полосы».  Для нашего издания, которое не так давно провело редизайн и настроено на серьезное обновление, это  хороший сигнал: мы движемся в верном направлении!

В целом же настроения на форуме царили довольно тревожные. И в первую очередь, это связано с теми нелегкими временами, которые переживает сегодня наша отрасль: удорожанием полиграфических услуг, падением тиражей печатных газет и журналов, сокращением числа подписчиков, и т.д.

Заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федеральной агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Геннадий Кудий назвал несколько причин сложившейся ситуации: отмена субсидий Почты России, уменьшение числа газетных киосков шаговой доступности, удорожание газетной бумаги и введение экологического налога для издателей.

Безусловно, сказывается, и повсеместное распространение Интернета вкупе с мобильной связью, которая позволяет получать любую информацию практически мгновенно, а не через 2-3 дня, как в случае с бумажной прессой. Вот почему один из трендов последних лет в России — превращение отдельных издательств и редакций в мультимедийные компании и организация  региональных мультимедийных медиахолдингов, как правило, с изрядной долей государственного участия.  Однако, как выяснилось, далеко не всем удается одинаково эффективно развивать «под одной крышей» бумажную газету, Интернет-портал, телестудию и т.д. «Все пытаются быть и на бумаге, и в онлайне, тратя на это немалые ресурсы. Но то, что мы пытаемся уже не одно десятилетие сделать с Интернетом, получается не сильно хорошо: и в России, и в мире», — заметил по этому поводу Г.Кудий.

Кем только не приходится быть сегодня редакциям, чтобы удержать читателя! Шоуменами, массовиками-затейниками и т.д. Кому-то это помогает, кому-то нет. Но до тех пор, пока в России будет существовать нынешняя система подписки, принципиально отличающаяся от успешных мировых практик, по большому счету все останется, как есть.

— В США почта получает от государства определенное количество денег, и в результате, издания по подписке у них стоят в 10 раз дешевле, чем в розницу. У нас все наоборот, — констатировал Геннадий Кудий.

Окончательно усугубила ситуацию отмена дотаций на подписку.

— После отмены субсидий из госбюджета в 2014 году подписка упала на 46%. Можно сказать, в нашей стране подписка обречена – она уже сейчас  дороже розницы. Выход один: вернуть дотации на подписку печатных изданий. А для этого, надо постоянно теребить  Минфин России,  — сказал председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.

С этим согласен был и руководитель департамента подписки ФГУП «Почта России» Михаил Казаков, пообещавший, что почтовики не будут закрывать свои филиалы  даже в маленьких городах и сельской местности. А также продолжат  акцию «Дерево Добра»:  это возможность подарить малообеспеченным людям подписку на любимые газеты и журналы.

…В том, что происходит сегодня с бумажной периодикой, можно было бы винить, как обычно, экономику и только экономику. Но многие эксперты  сходятся во мнении: за этим – еще и отражение падения влияния современных СМИ и уважения к ним, что во многом объясняется их  контентом.  Пресса часто просто забывает о своей политической значимости. А без этого не отстоять ни дотации, ни газетные киоски, ни адекватные законы…

К слову, о законах. Без кардинальных изменений оздоровления печатного рынка ждать не приходится, а для таких перемен и меры нужны кардинальные. Прежде всего, законодательные.

— В 1995 году в России было принято два принципиально важных для нашей отрасли документа: федеральный закон №191 «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ» и  №177 «Об экономической поддержке районных (городских) газет». Они работали недолго, но поспособствовали тому, чтобы отрасль вышла из кризиса в нормально состоянии, — сказал Геннадий Кудий. – Замечу, что 1995-ый  был не самый легким годом для нашей страны, но государство все-таки  пошло навстречу. Ныне ситуация с прессой такова, что, кажется, пора снова выходить с подобными инициативами. И чем раньше это произойдет, тем больше шансов для газет выжить…

Справка:

По итогам первого полугодия подписка упала на 11% процентов, а в некоторых регионах до 40%. По данным Агентства распространителей печатной продукции (АРПП), по сравнению с 2015 годом падение объема продаж бумажных газет и журналов в 2016 году составило  6% в денежном выражении и 14% — по объему реализованных тиражей. Сокращается и рынок рекламы. Доля рекламных денег в российской прессе уменьшилась с 25 % в 2008 году до  7%  в 2015-м.

Елена ВОРОБЬЕВА, Якутск – Москва — Якутск

%d такие блоггеры, как: