276

23 декабря 2016 16:51

Жизнь во имя будущего

Выступление Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова на торжественном заседании общественности республики, посвященном 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Никифорова-Кюлюмнюр

Уважаемые участники торжественного заседания!
Завершается год, ознаменованный для нашего народа, общественности республики событием большого культурно-исторического и духовного значения – 150-летием со дня рождения видного общественного, политического и государственного деятеля, просветителя и ученого, одного из основоположников якутской художественной литературы, лидера либерально-демократической интеллигенции Якутии конца XIX – начала ХХ вв. Василия Васильевича Никифорова-Кюлюмнюр. Одновременно появляется возможность подвести некоторые предварительные итоги почти четвертьвековой работы, проделанной властью и общественностью республики по возвращению и увековечению имени В.В. Никифорова после его судебной реабилитации.
Мы сочли уместным вложить в папки для участников сегодняшнего заседания доклады наших предшественников, прозвучавшие в 1996 и в 2006 гг. на таких же, как и сегодня, торжественных заседаниях общественности, посвященных 130-летию и 140-летию со дня рождения В.В. Никифорова-Кюлюмнюр, в которых изложены основные события и этапы его жизни и деятельности, подчеркнуты значение и вклад В.В. Никифорова в развитие гражданского общества, распространение просвещения, становление культурного и общественно-политического самосознания народа в контексте современного развития государственности народов Якутии. Туда же вложен документ, включающий хронологический перечень основных мероприятий, проведенных в республике в период с 1992 по 2016 гг., т.е. со времени его реабилитации до наших дней.
Василий Васильевич Никифоров родился 18 мая (по старому стилю – 6 мая) 1866 г. в местности Нэрэлики Тебикского наслега Дюпсюнского улуса и умер 15 сентября 1928 г. в тюремной больнице № 6 в г. Новосибирске, 62 лет от роду. Незадолго до его смерти, 21 августа 1928 г., коллегия ОГПУ СССР по Сибирскому краю вынесла постановление об обвинении В.В. Никифорова в международном шпионаже и подготовке совершения вооруженного восстания против Советской власти и приговорила к высшей мере наказания – расстрелу с заменой заключением в концлагерь сроком на десять лет. Решением Военной прокуратуры Забайкальского военного округа В.В. Никифоров 3 февраля 1992 г. был реабилитирован.
После реабилитации В.В. Никифорова в республике началось движение среди, прежде всего, якутской интеллигенции и общественности республики по восстановлению его имени. Уже в апреле 1993 г. по инициативе преподавателей и сотрудников Якутского государственного университете им. М.К. Аммосова на родине В.В. Никифорова в Усть-Алданском улусе состоялась научно-практическая конференция, на которой впервые были обобщены доступные к тому времени материалы о В.В. Никифорове и определены возможные направления научно-исследовательской и практической работы по общественной реабилитации его имени.
Определяющее значение в развертывании разноплановой деятельности по восстановлению исторической справедливости по отношению к личности В.В. Никифорова имело распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева «О 130-летии со дня рождения В.В. Никифорова-Кюлюмнюр», изданное 31 января 1996 г. Впервые было принято решение вынести на республиканский уровень мероприятия по увековечению памяти В.В. Никифорова, создан соответствующий организационный комитет во главе с первым заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.А. Томтосовым. На торжественном заседании общественности республики 23 мая 1996 г. Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев выступил с докладом «В.В. Никифоров – выдающийся борец за свой народ». В докладе Президента Республики Саха (Якутия) впервые на государственном уровне была дана оценка многогранной общественно-политической деятельности В.В. Никифорова, признаны его безоговорочные заслуги в развитии культуры, просвещения, политического сознания родного народа. Событие возвращения имени В.В. Никифорова Президент Республики Саха (Якутия) связал с первыми итогами и задачами работы, которая проводится и должна будет проводиться под флагом возрождения республики.
Инициатива, заложенная первым Президентом республики, была продолжена последующими руководителями республики. В августе 2005 г. вышло распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова «О проведении 140-летия В.В. Никифорова-Кюлюмнюр». В августе 2013 г. соответствующее распоряжение, приуроченное к 150-летию В.В. Никифорова, издано Президентом Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисовым.
Итоги предыдущего десятилетия (1996-2006 гг.) по восстановлению имени В.В. Никифорова в Республике Саха (Якутия) были изложены 1 декабря 2006 г. в докладе заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайловой «Величие духа ученого, мужество политика» на торжественном заседании общественности республики, посвященном 140-летию со дня рождения В.В. Никифорова. В указанный период была проведена значительная поисковая, краеведческая и научно-исследовательская работа, связанная с именем В.В. Никифорова. Был совершен прорыв в публикационной деятельности. Еще в мае 1996 г. в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия) состоялась первая официальная презентация книг выдающегося исследователя жизни и деятельности В.В. Никифорова Ираиды Самоновны Клиориной, участники которой высказались за продолжение публикаций рукописей Ираиды Самоновны и в последующем способствовали осуществлению этого замысла.
Наряду с этим, появились первые крупные публикации якутских исследователей, среди которых следует особо отметить работу известного литературоведа Н.З. Копырина «В.В. Никифоров-Күлүмнүүр: олоҕо, үлэтэ, айымньыта», исследование доцента Якутского государственного университета С.И. Ковлекова «В.В. Никифоров и съезд якутов 1912 года», сборник «Солнце светит всем», составленный якутским прозаиком и поэтом, историком-документалистом И.Е. Федосеевым-Доосо, изданный в 2011 г. – первый и до сего дня наиболее полный сборник статей, писем, воспоминаний и других произведений В.В. Никифорова, а также оригинальное монографическое исследование Н.Н. Дьяконовой «Якутская интеллигенция в национальной истории: судьбы и время (конец XIX в. – 1917 г.). В 2004 г. имя В.В. Никифорова внесено в книгу «Наше либеральное наследие» наряду с известными деятелями либерально-демократического движения Михаилом Михайловичем Сперанским, Борисом Николаевичем Чичериным, Иваном Сергеевичем Аксаковым, председателем III Государственной Думы Николаем Алексеевичем Хомяковым и другими выдающимися политическими и общественными деятелями России XIX – начала ХХ вв.
В 2006 г. было осуществлено издание книги-альбома «Василий Васильевич Никифоров-Кюлюмнюр. Фотографии, документы». В книге на основе документальных материалов, значительная часть которых впервые вводилась в научный оборот, была предпринята попытка воссоздать как можно более целостную картину жизни и деятельности В.В. Никифорова в жанре научно-популярного издания. Книга была удостоена диплома I степени первого Всероссийского конкурса краеведческой литературы «Наше культурное наследие». Логическим продолжением этого издания стал выпуск сборника документов и материалов «Василий Васильевич Никифоров-Кюлюмнюр: жизнь и деятельность», осуществленный в 2016 г. сотрудниками Национального архива Республики Саха (Якутия). В период 1996-2006 гг. состоялись республиканские научно-практические конференции «История либерализма в Якутии» и «В.В. Никифоров-Кюлюмнюр – лидер якутской интеллигенции начала ХХ века», материалы которых также были опубликованы.
Историческое и культурологическое осмысление жизни и деятельности В.В. Никифорова, также возобновление публикаций его трудов и другого эпистолярного наследия, начатое в 90-е годы прошлого столетия, продолжается. При этом в публикациях последних лет наблюдается значительное расширение и углубление тематики. Объектом нового исследования становится не просто личность В.В. Никифорова, а события и ситуации, общественно-политическая и историческая обстановка, в условиях которой состоялось формирование и самореализация первого поколения якутской национальной интеллигенции в целом.
Исследования последних лет позволяют по-новому осмыслить многие общественно-значимые события конца XIX и особенно начала ХХ вв., без исключения национальной интеллигенции из перечня ведущих действующих лиц, без замалчивания её участия и влияния на важнейшие культурные и общественно-политические события периода смены эпох. Сегодня практически не оспаривается тезис о том, что «нараставшую в Российской империи в начале ХХ в. с невероятным динамизмом волну общественно-политических событий немногочисленная, но весьма сплоченная и имеющая значительное влияние на население и – через него – на местную власть якутская национальная интеллигенция использовала для осуществления дерзких по тем временам намерений по пробуждению исторического и культурного самосознания народов Якутии, осуществлению демократических преобразований, достижению национального равенства, распространению просвещения». Следует отметить, что эти устремления опирались на сочувствие и деятельную поддержку значительной части местной русскоязычной общественности, принимающей явление культурного и политического пробуждения в национальных окраинах как необходимое составляющее назревших радикальных преобразований в государственно-политическом обустройстве Российской империи и связывающей свои лучшие ожидания с начавшимися в стране либерально-демократическими реформами.
В условиях небывалой по напряженности и драматизму концентрации событий и конфликтов, ведущим содержанием которых было ожидание крупных перемен, молодая якутская интеллигенция быстро преодолела стадию гражданского становления, получила опыт публичного выступления и отстаивания своих взглядов, в том числе в длительном противостоянии с царской администрацией, и в начале ХХ в. представляла собой довольно устойчивое сообщество, способное оказывать заметное влияние на направление и ход многих происходящих событий или же инициировать их. На общественно-политическую арену конца XIX – начала ХХ вв. выдвинулась группа ярких представителей народа и национальной интеллигенции: А.Е. Кулаковский, П.Н. Сокольников, Е.М. Егасов, М.Н. Тимофеев-Терешкин, Н.Е. Желобцов, Е.М. Молотков, П.В. Слепцов, братья Афанасьевы из Дюпсюнского, Ксенофонтовы из Западно-Хангаласского, Поповы из Мегинского, Слепцовы и Оросины из Таттинского, Николаевы из Ботурусского улусов и многие другие. Признанным лидером национальной интеллигенции, а затем и либерально-демократического движения в губернии в целом стал выдающийся просветитель и общественно-политический деятель В.В. Никифоров-Кюлюмнюр.
Сегодня мы много знаем о реальном вкладе представителей первого поколения национальной интеллигенции в развитие якутского общества, просвещения, пробуждения национального самосознания, создание первых общественно-политических объединений и государственных институтов, в становление и развитие якутского литературного языка, художественной литературы, печати и журналистики, музейного, библиотечного и театрального дел, краеведения и научного изучения культуры, фольклора и природных ресурсов Якутии. Эта реальность, которая имела место как в дореволюционный период, так и в первые годы советской власти, должна занять подобающее ей место в официальной истории Якутии.
В новой истории Якутии будет преодолена идеологическая инерция прошлого, разделившая феномен национальной интеллигенции, все наше общество на «белых» и «красных», на «достойных и «не достойных» истории общества. Будет подвергнута новому осмыслению история зарождения, формирования и деятельности национальной интеллигенции на фоне переосмысления всех общественно-политических процессов, происходивших в Российской империи и Якутии в конце ХIХ – начале ХХ вв., влияние революционных событий 1905-1907 гг. на общественно-политическую мысль в Якутии, события Февральской и Октябрьской 1917 г. революций в Якутии, становление институтов земского самоуправления и государственности народов Якутии в 1917-1919 гг., история гражданской войны и проблема взаимоотношений национальной и советской интеллигенции с официальной властью, особенности их участия в общественно-политическом, культурном и государственном строительстве советского периода.
Отдельного внимания требует исследование истории земского самоуправления в Якутии. По известным причинам изучение этой темы не привлекало исследователей советского периода в целом по стране. В Якутии замалчивание темы земства обуславливалось еще и тем обстоятельством, что во главе этого наиболее популярного среди основной части населения движения стояли именно представители местной интеллигенции и либеральной политической ссылки, возглавляемые В.В. Никифоровым, большая часть которых вскоре попала в жесткую опалу новой власти.
В этой связи следует отметить, что выдвижение национальной интеллигенции на ведущую арену общественно-политической жизни и государственного обустройства в период после Февральской революции 1917 г. и до окончательного установления Советской власти в Якутии в декабре 1919 г. не было результатом случайного стечения обстоятельств. В это смутное время, особенно с начала 1918 г., в Якутии не оказалось иной более организованной общественно-политической силы, способной взять ответственность за судьбу области и его населения, кроме местной интеллигенции и сотрудничавших с ней представителей либеральной ссылки, временный союз которых во многом стал возможным благодаря авторитету и деловым качествам председателя Якутской областной земской управы В.В. Никифорова.
Полагаю уместным отметить еще один штрих к характеристике общественно-политических взглядов В.В. Никифорова. За годы работы В.В. Никифорова комиссаром юстиции исполнительного бюро ЯКОБ в 1917 г., затем председателем Якутской областной земской управы с февраля 1918 г. по декабрь 1919 г. в Якутске не было допущено ни одного факта расстрела противников режима. Расправа не была допущена и в отношении тех, кто с оружием в руках принимал участие в захвате власти 1 июля 1918 г. В.В. Никифоров оставался убежденным противником насилия и в последующем. Об этом красноречиво свидетельствуют многие документы из его эпистолярного наследия. Известно также, что в июне 1920 г. В.В. Никифоров направил в Народный комиссариат РСФСР по делам национальностей (нарком И.В. Сталин) докладную записку о неприемлемости применения к местному населению Сибири «метода революционного воздействия огнем и мечом». При этом он выступил в защиту всего местного населения Восточной и Западной Сибири, поименно перечисляя народы: татар, киргизов, бурят, калмыков, якутов, северные народы – составил предложения по возможно более безболезненному и мирному вовлечению этих народов в советское строительство. В развязывании красного террора после декабря 1919 г. и гражданской войны в Якутии вины В.В. Никифорова нет.
Бесспорно, имеются очевидные, однако преодолимые сложности в этой многоаспектной работе. Среди исследователей еще не оформилось устойчивое мнение по целому ряду проблемных вопросов, по некоторым направлениям возможных изысканий просто нет или не хватает компетентных специалистов. Определенные сложности связаны и с тем обстоятельством, что восстановление имени В.В. Никифорова последовало спустя более 60 лет после его ареста. За это время выросло несколько поколений якутян, людей, которые не знали, не слышали, не читали и не были знакомы с именем и наследием Василия Никифорова. И не только В.В. Никифорова, но и многих его соратников и сподвижников, представителей первого поколения якутской национальной интеллигенции. Практически вся официальная история Якутии советского периода была написана без В.В. Никифорова, в обход его имени, деятельности и абсолютной части первого поколения национальной интеллигенции Якутии.
Таким образом, в новейшую историю Якутии следует вернуть не отдельные имена, не отдельные личности и их деяния, а целое поколение якутской национальной интеллигенции, общественно значимая деятельность которой подверглась отрицанию и глубокому забвению уже в первые годы Советской власти в Якутии.
Многое в этом направлении уже делается, еще больше предстоит осуществить. В последние годы приняты решения, направленные на общественную реабилитацию и увековечение имени отдельных представителей первого поколения национальной интеллигенции, и эта работа будет продолжена. Деятельность, направленная на восстановление исторической справедливости и общественно-политического, культурно-духовного наследия, поддерживается руководством республики. Восстановлением исторической справедливости стало признание вклада В.В. Никифорова в становление и развитие якутского национального театра и изменение даты его создания с 1925 г. на 1906 год – год постановки первого спектакля на якутском языке, инициированного В.В. Никифоровым и группой якутской интеллигенции. На днях имя В.В. Никифорова заняло подобающее ему место в сводах Саха академического театра им. П.А. Ойунского среди основателей и первых классиков якутского национального театра, в портретной галерее знаменитых представителей Серебряного века – посетителей легендарного арт-кафе в г. Санкт-Петербурге, в числе которых Анна Ахматова, Лев Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Немирович-Данченко, Игорь Северянин и многие другие. Указом Главы Республики Саха (Якутия) имя В.В. Никифорова присвоено Государственной премии Республики Саха (Якутия) в области журналистики. В соответствии с планом республиканских мероприятий по увековечению памяти В.В. Никифорова в с. Дюпсюн и Борогонцы Усть-Алданского улуса строятся здания образовательного и культурно-досугового учреждений, носящих его имя. Учитывая заслуги в становлении институтов народного представительства, земского самоуправления и государственности народов Якутии руководством республики принято решение об установке памятника В.В. Никифорову. Торжественное открытие памятника состоялось 27 сентября этого года перед зданием Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
По запросу республиканского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения В.В. Никифорова-Кюлюмнюр, экспертная комиссия в составе специалистов в области литературоведения и языкознания из Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова 22 ноября этого года вынесла экспертное заключение о необходимости признать В.В. Никифорова наравне с А.Е. Кулаковским, А.И. Софроновым, Н.Д. Неустроевым и П.А. Ойунским одним из основоположников якутской художественной литературы.
Исследованиями И.С. Клиориной, О.Д. Якимова и других установлен бесспорный вклад В.В. Никифорова в организацию демократической и национальной печати в Якутии. Известно, что первая в истории Якутии независимая общественно-политическая и литературная газета «Якутский край» – «Саха дойдута» начала издаваться с 1 июля (по новому стилю с 14 июля) 1907 г. на русском и на якутском языках. Для организации этой газеты В.В. Никифоров еще летом 1906 г. совместно с купцом П.А. Кушнаревым взял на себя основные расходы на приобретение типографии, став тем самым одним из ее крупных совладельцев.
Очевидно, что безусловное долевое участие в приобретении типографии и поддержка ее работы в дальнейшем были необходимы В.В. Никифорову и его единомышленникам для осуществления изначального замысла основать, наряду с демократической печатью, национальное периодическое издание на якутском языке. Одним из основных условий финансовой поддержки, оказанной В.В. Никифоровым, стало приобретение вместе с типографией дополнительного оборудования для производства печати на якутском языке. Новый типографский шрифт на якутском языке был составлен на основе алфавита, разработанного академиком О.Н. Бетлингком в середине ХIХ в. «как вполне отвечающего требованиям якутской фонетики», и изготовлен по заказу в крупнейшем по тем временам полиграфическом предприятии в Российской империи – компании «Словолитни О.И. Леман в Санкт-Петербурге». Когда царская администрация запретила деятельность первой независимой двуязычной газеты, организаторам удалось в короткий срок создать новую, также издаваемую на двух языках демократическую газету «Якутская жизнь» – «Саха олоҕо». С сентября 1912 г. В.В. Никифоров начал издавать первый независимый демократический журнал «Саха саҥата» («Голос якута») – первое журнальное издание на якутском языке.
Создание национальной печати одним из первых среди окраинных народов Российской империи явилось ярким событием в общественной жизни дореволюционной Якутии, стало знаменательной вехой в становлении и развитии якутского литературного языка, заложило основу якутской журналистики и национальной периодической печати, способствовало дальнейшему приобщению местного населения к просвещению, культурным ценностям и реалиям современного мира, становлению и развитию литературно-художественной культуры народа, реализации усилий по консолидации якутского общества перед грядущими переменами. На страницах первых газет и журнала на якутском языке пробовали перо, оттачивали мастерство будущие классики и известные представители якутской литературы А.Е. Кулаковский, А.И. Софронов, К.О. Гаврилов, К.Г. Оросин, М.Н. Тимофеев-Терешкин, В.В. Никифоров и многие другие, шло становление основ якутского литературного языка, якутской журналистики и якутского культуроведения, закладывались устойчивые связи с русской литературно-художественной культурой.
Идеологом и наиболее последовательным, деятельным и влиятельным организатором и сотрудником местной демократической печати как на русском, так и на якутском языках являлся В.В. Никифоров.
Учитывая, что в 2016 году республика отмечает 150-летие со дня рождения Василия Васильевича Никифорова-Кюлюмнюр, политического и общественного деятеля, ученого, одного из основоположников якутской литературы, а в 2017 году исполняется 110 лет со дня выхода первой двуязычной газеты «Якутский край» – «Саха дойдута» и 105 лет со дня выхода первого журнала «Саха саҥата» («Голос якута») на якутском языке, нами внесено Главе Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисову предложение рассмотреть вопрос об объявлении 14 июля Днем национальной печати в Республике Саха (Якутия).
Важным моментом в системной и последовательной работе по осмыслению вклада ярких представителей первого поколения якутской интеллигенции в формирование и развитие общественно-политической мысли в Якутии на рубеже ХIХ – ХХ вв., культуры и общественного самосознания народа, в становление и укрепление общественных и государственных институтов стало основание национальным книжным издательством «Бичик» книжной серии «Национальная интеллигенция и становление государственности народов Якутии». Первая книга из этой серии, посвященная жизни и деятельности выдающегося представителя первого поколения национальной интеллигенции, крупного деятеля либерально-демократического движения в Российской империи конца ХIХ – начала ХХ вв. В.В. Никифорова-Кюлюмнюр издана на днях тиражом в 1800 экземпляров. Создана редакционная коллегия серии, составляется план-проспект последующих изданий. Редакционная коллегия надеется на участие в составлении серии историков, краеведов, исследователей энтузиастов, кто владеет достоверной информацией о жизни и деятельности представителей якутской интеллигенции применительно к периоду конца ХIХ – начала ХХ вв.
Восстановление имени В.В. Никифорова-Кюлюмнюр будет продолжено и дальше. По существу, только начинается многогранная и ожидающая большого труда работа по воссозданию значительного пласта общественно-политической истории Якутии второй половины ХIХ – начала ХХ вв., посвященная объективному исследованию жизни и деятельности целого поколения дореволюционной интеллигенции, их вклада в социально- культурное и политическое развитие родного народа, становление институтов гражданского общества и государственности народов Якутии. Время неумолимо, и долг нашего поколения приложить все возможности для исправления ошибок прошлого, добиться полной общественной, политической, государственной реабилитации выдающихся предшественников, незаслуженно преданных забвению.
Имя Василия Васильевича Никифорова и идеи государственности народов Якутии неразделимы. Василий Васильевич Никифоров в свое время стал достойным продолжателем устремлений своих славных предшественников Мазары Бозекова, Софрона Сыранова, Алексея Аржакова, предпринявших подвижнические усилия для создания региональной системы государственного устройства всей российской империи.
В переломное время смены эпох Василий Васильевич Никифоров-Кюлюмнюр возглавил национальное демократическое движение. При этом Василий Васильевич сплотил вокруг себя людей самых различных взглядов и убеждений, людей различных национальностей, различных вер и религий, политических ссыльных, национальную и, в особенности, местную якутскую интеллигенцию.
Цели, поставленные Василием Васильевичем Никифоровым и его подвижниками, были предельно ясны и прогрессивны: это подготовка основной части якутского населения к грядущему веку, это подвижническая просветительская деятельность, это пробуждение национального культурного и правового самосознания родного народа, это стремление к самоуправлению и государственности народов Якутии.
Идеи Василия Васильевича Никифорова были продолжены новым поколением якутских лидеров: Максимом Аммосовым, Платоном Ойунским, Исидиром Бараховым, Степаном Аржаковым, Степаном Васильевым и их подвижниками. И нынешнее поколение якутян призвано беречь и приумножать это замечательное наследие наших славных предшественников.
Восстанавливая и оберегая в своей памяти имена и деяния этих славных людей, наш народ возрождает и обогащает свою духовную культуру, восстанавливает связь времен и поколений, делает правдивее свою историю, а правдивая и полная история всегда интересна, мудра и притягательна.
Народ, устремленный в будущее, свято чтит свою историю, бережно относится к своему прошлому и настоящему, стремится к свободе и уважает свободу других народов. В этом – залог его успеха и процветания.
Уважаемые участники торжественного заседания! От имени организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения В.В. Никифорова-Кюлюмнюр, приветствую вас и желаю успехов во имя процветания нашей родной республики и нашей страны – Российской Федерации. Мира, добра, здоровья и благополучия вам!

Якутск, 15 декабря 2016 года