Просмотров - 369

1 сентября 2016 11:31

Какие новшества ждут систему образования в новом учебном году?

1 сентября — всегда старт в новую жизнь для первоклашек и тех, кому предстоит поступать в вузы. Но в этом году — еще и для дошколят и детей с ограниченными возможностями здоровья. Какие новшества ждут систему образования в новом учебном году – в обзоре газеты «Ил Тумэн». 

Приоритеты образования

Перед началом учебного года, в Якутии прошло традиционное августовское совещание учителей. Событием для педагогов республики стало проведение Ленского образовательного форума. Во время форума обозначены и приоритеты образования — подготовка школами республики в век глобализации конкурентоспособных выпускников. Главная задача для педагогов республики — повышение качества образования.

“Качество образования – ключевой вопрос, обсуждавшийся на Ленском форуме. Такого рода форумы чрезвычайно важны для поиска инновационных подходов к преподаванию, привлечения к проблемам образования общества, органов власти. Считаю, что в воспитании образованного подрастающего поколения должно быть задействовано максимально возможное число участников, не только школа и родители», — считает участник форума, учитель математики Октемского технического лицея Алексей Егоров. «В некоторых регионах есть инновационные программы, внедрены успешные практики, и я думаю, что общими усилиями можно достичь изменений», — считает учитель.

Для достижения нового качества образования нужно вернуть былой престиж учителя, считает заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Пединститута СВФУ Дмитрий Данилов. “Должна быть адекватная нагрузка преподавания, и соответствующая ей оплата труда”, — считает профессор.

“Учитель не должен думать ни о чем другом, кроме преподавания. Знаю, что многие учителя вынуждены подрабатывать, а ведь качественная подготовка к урокам и их проведение занимают много сил и времени”, — согласен Алексей Егоров.

Как считает профессор Дмитрий Данилов, главной задачей школы является не только образование, но и воспитание. «К сожалению, органы образования не обращают должного внимания воспитательному процессу. Экономят на зарплатах воспитателей, социальных педагогов. И это в корне неправильно», — считает профессор. «Образование должно быть связано с жизнью, ведь выпускникам школ, ссузов и вузов жить и работать в обществе, с людьми. И я рад, что в последнее время уделяют внимание гражданскому воспитанию», — добавляет он.

Пресловутый ЕГЭ

Споры по ключевым вопросам образования в последнее время стали тише. Серьезных изменений в новом учебном году не предвидится ни в Основном государственном экзамене для 9-х классов (ОГЭ, раньше ГИА), ни в ЕГЭ, ни в правилах приема в вуз.

Нельзя сказать, что с каждым годом задания ЕГЭ по математике усложняются, — говорит учитель математики Октемского технического лицея Алексей Егоров. — В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ происходят постепенные изменения, однако плохо, что подготовка идет только по демонстрационным вариантам, до последнего учителя не знают, каким будет экзамен.

Есть и другая проблема, связанная с тем, что зачастую учителям приходится «натаскивать» под тестовые задания, считает учитель. «В этом случае, мы забываем о фундаментальном значении образования, обучении самому предмету. Есть опасность исчезновения самого предмета», — отмечает Алексей Егоров.

Как и в прошлом году, ученики 11-х классов будут писать итоговое сочинение. В Минобрнауки РФ сообщили, что «для каждого часового пояса России будут разработаны отдельные комплекты тем сочинений, и они появятся в интернете за 15 минут до начала сочинения». Оценка: зачет-незачет. В некоторых вузах за эти сочинения, выложенные в Сети, будут добавлять баллы. Саргылана Бродникова, замдиректора школы №2 г. Якутска, отмечает: «В целом, введение сочинения в качестве обязательного экзамена считаю положительным шагом, который мотивирует детей читать, думать. И я думаю, что это хорошо сказывается и на результатах ЕГЭ по русскому языку».

О самых маленьких

В России полным ходом идет реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. То есть «дошколка» становится первым уровнем общего образования. «Нет, детей в детском саду не посадят за парты и не заставят полноценно учиться», — рассказывает доцент кафедры дошкольного образования Пединститута СВФУ Людмила Попова.

«Дошкольные ФГОСы — нового поколения. Они — впервые в истории нашего образования — основаны на принципах развивающего обучения, делающего ставку на индивидуальность ученика. Ребенок развивается в разных видах деятельности — коммуникативной, изобразительной, игровой, трудовой.  Сейчас в детсадах республики особый акцент делают на создание условий развивающей среды, отходя от предметно-регламентированного обучения, который был ранее», — рассказывает Людмила Попова.

Кафедра дошкольного образования готовит бакалавров по профилю «Дошкольное образование» и реализует магистерскую программу «Менеджмент в системе дошкольного образования», постоянно обновляя содержание учебных планов исходя из новых требований.

Зона особого внимания

Еще одна новость: с 1 сентября начинает действовать ФГОС инклюзивного образования в начальных классах детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это серьезное нововведение и для школ, и для учителей, и для родителей. Напомним, решение о внедрении нового ФГОС было принято в декабре 2014 года.

Школа №2 города Якутска имеет опыт работы с детьми с ОВЗ. «В нашей школе обучается 20 детей с ОВЗ, никаких проблем в равном обучении мы не видим. В последние годы идет активное обустройство школ пандусами и другим оборудованием. Думаю, что школы готовы к этому», — рассказывает замдиректора школы по учебно-воспитательной и методической работе Саргылана Бродникова. Педагог считает, что внедрение новых стандартов позволит расширить создание открытой среды образовательных учреждений для детей с ОВЗ. «Это, в конченом счете, позволит интегрировать людей с ограниченными возможностями в наше общество, ведь дети будут учиться со своими сверстниками, с которыми им жить и работать в дальнейшем», — считает педагог.

Но, как говорят директора школ, все было бы просто, если бы дело касалось только пандусов, лифтов и туалетов для детей-колясочников. Совместное обучение обычных школьников и детей с ОВЗ требует от педагогов изменения методик. Для таких учеников необходимо специально оборудованное место в классе и, в частности, наличие специальной техники.

— Это непростой вопрос, он не может решиться в один миг, — отмечает завкафедрой специального (дефектологического) образования Педагогического института СВФУ Ирина Юдина. — Организация инклюзивного образования должна начинаться с оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, начиная с раннего возраста. Когда дети еще маленькие, их нервная система пластична, а результативность коррекционно-педагогической работы самая высокая. Такие дети с самого раннего возраста должны включаться в среду сверстников. Важно, чтобы дети не «вдруг» увидели «особого» ребенка в начальной школе, а до этого имели возможность с ним общаться в детском саду, в организациях дополнительного образования.

По мнению Ирины Юдиной, именно в этом случае сверстники с нормативным психофизическим развитием будут готовы его принять, понять его особенности. В этом случае внедрение инклюзивного образования будет более эффективным.

Новый ФГОС требует переподготовки учителей, отмечают в Пединституте СВФУ. «На нашей кафедре началось обучение по магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии».  Мы считаем, что при подготовке педагога любого профиля нужно включать специальный курс или модуль «Основы инклюзивного образования», — отмечает Ирина Юдина.