832

15 января 2016 в 15:21

Уроки трезвости

С какого возраста необходимо начинать профилактическую работу среди детей, чтобы во взрослой жизни у них сформировалось негативное отношение к алкоголю? Психологи утверждают, что противоалкогольное обучение начинать надо с начальных классов. К примеру, в Якутске в числе первых общеобразовательных учреждений, тех, кто начал внедрять программу по трезвому здоровому образу жизни в учебный процесс - средняя школа № 27 г. Якутска.

Как рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Ирина Николаевна Шаймарданова, в течение всего первого полугодия учебного года шла подготовительная работа к внедрению программы в школе.

— Когда в конце августа прошлого года вышло письмо Министерства образования РС (Я) о проведении уроков трезвости по школам нашей республики, мы связались с известным пропагандистом здорового образа жизни, председателем общественного движения «Трезвая Якутия» Еленой Ивановной Шудря, которая впоследствии стала куратором нашей школы по части здорового образа жизни, — говорит Ирина Николаевна. — Вначале Елена Ивановна предложила провести обучающий трехдневный семинар для родителей по ЗОЖ. Такой всеобуч был необходим, в первую очередь, для родительского актива школы, поэтому на семинар пригласили всех членов родкомов. Вообще, я бы сказала, что тема формирования трезвого здорового образа жизни особенно волнует родителей в связи с не совсем благополучной социальной обстановкой в нашем 17 квартале. Ожидания родителей оправдались. Елена Ивановна провела отличный семинар, снабдила родительский актив достаточной информацией по этой теме – дала теорию, показала видеоуроки, слайды-презентации. Понравилось то, что Елена Ивановна просто и доступно излагает материал. Родителям очень понравился семинар, отзывы были просто великолепные! 

Таким образом, с одобрения родителей, руководство школы совместно с общественниками трезвеннического движения решили идти дальше. А следующим этапом стало проведение обучающего, тоже трехдневного семинара, но уже для школьников. На него были приглашены ребята из Совета старшеклассников и активисты 5-7 классов. Прошел такой всеобуч для учащихся в начале декабря 2015 года. Как говорит Ирина Николаевна, благодаря семинару активисты уже могут помогать своим классным руководителям проводить соцопросы, классные часы на антиалкогольные темы, которые будут организовываться ежемесячно.

Кстати, проводился такой семинар для детей не в форме лекции, а в форме исследования, что вызвало большой интерес детей. Школьников разделили по группам, причем разных возрастов. И каждая группа решала тот или иной вопрос – к примеру, как можно поддерживать ЗОЖ в семье, в обществе, какие формы работы ребята предлагают и т.д.
А поскольку в образовательном процессе участвуют три участника – родитель, ученик и учитель – провели обучающий семинар и для педагогов школы, который прошел непосредственно перед Новым годом. Елена Шудря дала методические рекомендации учителям — какие уроки, мероприятия с элементами профилактики алкоголизма можно проводить в классах.

— На этом семинаре мы определились, что проводим в течение января – февраля, — говорит Ирина Николаевна. – Вначале решили выбрать трех педагогов из начального, среднего и старшего звеньев, которые разработают с активистами-общественниками сценарии открытых уроков. Эти уроки будут показаны всем педагогам школы. Посмотрев как можно организовывать такие уроки, каждый учитель будет внедрять какие-то элементы на своих уроках. Весной проведем конкурс методических разработок таких уроков.

Так что, как видим, в первом полугодии в СОШ № 27 проведена глобальная работа по обучающим семинарам. А мероприятий по программе запланировано много, причем формы подачи материала довольно интересные. Например, в планах стоит проект «Письма родителям».

— Безусловно, ребенку всегда легче изложить свои мысли на бумаге, — говорит замдиректора по воспитательной работе. — Поэтому цель проекта «Письма родителям» — это донести мысли и чувства ребенка до родителей. Школьники напишут письма своим родителям, где выразят свое отношение к жизни, выскажутся, что они думают о проблеме алкоголизма, расскажут о своих чувствах к родителям и т.д. Потом эти письма, написанные без указания имен и фамилий учеников, будут озвучиваться на родительских собраниях, встречах, конференциях. Главное, чтобы родители могли услышать крик души ребенка и задуматься: «А все ли я делаю правильно в этой жизни?».

Побывав в школе, мы узнали, что во втором полугодии педагоги намерены начать включать элементы формирования трезвого здорового образа жизни в воспитательный и учебный процессы. Причем это будет внедряться не только через классные часы, но и, по возможности, через уроки учителей-предметников. А актив учеников будет помогать своим учителям в проведении анкетирования, помощью в ежемесячных классных мероприятиях и т.д. Но все же, основной упор будет делаться на классную работу.

Идей у организаторов много. К примеру, в январе на общешкольном уровне запланированы «Коммунарские сборы». Есть идея подключить студентов пединститута.
— Мы решили убить трех «зайцев» – поднять тему ЗОЖ, кино и профориентации, — делится Ирина Николаевна. — Студенты будут рассказывать о жизненных установках, ценностях, профессиональном росте, о том, какие перспективы ожидают детей в будущем. В феврале, который является месячником патриотического воспитания, проведем «Игры по станциям» с установкой на патриотизм и ЗОЖ. В марте планируем школьную конференцию, участниками которой будут родители, педагоги, общественность и старшеклассники. Елена Ивановна предложила нам тему конференции – «Женское здоровье». Сначала будет пленарная часть, а потом мы уходим на практические блоки. Такая форма работы в нашей школе будет внедряться впервые. Надеюсь, что конференция пройдет успешно. В апреле планируем театральный «капустник». В некоторых наших классах проводятся уроки по сценическому мастерству, так как наша школа с художественно-эстетическим направлением. И мы подумали, что, скажем, 4 класс может поставить «Мойдодыр», 6 класс провести мероприятие по ценностному отношению к своему здоровью, а 9 класс вполне может и миниатюру поставить, связанную с алкогольной проблемой в обществе. Это было бы интересно. А в мае решили провести акцию «Родители – детям». Вместо учителей беседы со школьниками там будут проводить сами родители. И здесь есть ключевой момент – те из родителей, кто будет проводить мероприятие, например, о вреде табакокурения или алкоголя, естественно, сами должны вести здоровый образ жизни. И это будет сильнее всяких слов…

Мнения

Илья Малышев, 9 класс:

— Я думаю, что нужно рассказывать и показывать школьникам, до чего доводит употребление алкоголя. Ведь многие мои сверстники даже не задумываются об этом. В нашем классе проводились тесты по поводу курения, алкоголя. Мы высказывали свою точку зрения – как мы относимся к проблеме алкоголизма, какие, на наш взгляд, надо меры предпринимать, чтобы у подростков сформировалось негативное отношение к алкоголю. На мой взгляд, детям надо начинать говорить о том, что алкоголь – это плохо, когда они еще совсем маленькие.

Настя Лысенко, 10 класс:
— Это необходимо, тем более в наше время. Конечно, сегодня надо принимать меры, чтобы алкоголь меньше продавался. А лучше, если бы вообще продажу запретили, потому что от его употребления страдает будущее поколение. Скажем, если девушка выпивала в раннем возрасте, а потом в более зрелом возрасте захочет родить ребенка, то все равно это может отразиться на малыше, на его развитии.

Жанна Бережнова, 10 класс:
— Хорошо, что в школе стали проводить уроки по трезвому образу жизни. Если бы не проводили, наверное, мы ничего и не знали. Возможно, до этих лекций некоторые ребята думали, что курить, пить – это нормально, что таким образом они показывают, какие они крутые. А сейчас, я думаю, они стали задумываться – а действительно ли это хорошо? Надо больше объяснять, показывать ролики о том, какие последствия могут быть от принятия алкоголя, с малого возраста учить этому детей.

Татьяна Васильевна Ушатова, учитель начальных классов:
— Поскольку я преподаю в начальных классах, мне кажется, в этом возрасте надо говорить только о вреде курения. Для младших школьников об алкоголе говорить рановато.
Посетила семинар для учителей. Понравилось, что были организованы не только лекции. Мы смогли даже послушать стихи. Произведения собственного сочинения на тему здоровья прочитал врач-эпидемиолог, активист трезвеннического движения, поэт Виктор Федорович Чернявский.
То, что в школе ввели уроки трезвости, это хорошо. Потому что у нас есть неблагополучные семьи, где родители выпивают. Поэтому установка на трезвость должна быть. И она должна закладываться уже в школе.

Марина Афанасьевна Обутова, социальный педагог:
— На мой взгляд, уроки трезвости надо проводить с начальной школы. Потому что у нас даже в начальном звене есть дети, которые уже курят. И им совсем немного надо, чтобы начать пить, потому что алкоголь, курение, постоянные запои родителей они видят каждый день и для них это является нормой жизни.

В общей сложности по всей школе у нас более 200 неблагополучных семей. Проводим работу с семьями, где употребляют алкоголь. Классные руководители постоянно посещают такие семьи, разговаривают с выпивающими родителями. С инспектором по делам несовершеннолетних также организуем ежемесячные рейды, проверяем жилищно-бытовые условия семей, тем, как они воспитывают своих детей, вызываем их обязательно на общешкольные родительские собрания. Проводимые рейды дают положительные результаты.
Я очень надеюсь, что благодаря программе, родители активизируются. Представители родительского комитета могли бы с нами посещать неблагополучные семьи, беседовать с нерадивыми родителями, показывать им пример, чтобы они тянулись к лучшему.