487

19 октября 2015 в 16:07

В Ил Тумэне состоялось заседание парламентского клуба на тему «Власть и общество: вместе против расточительства»

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) стало доброй традицией обсуждать в формате парламентского пресс-клуба наиболее резонансные темы и актуальные проекты законов. 15 октября 2015 года на очередном заседании пресс-клуба собрались журналисты различных печатных и электронных средств массовой информации, народные депутаты республики, эксперты и общественность. Тема, объединившая участников мероприятия, - «Власть и общество: вместе против расточительства».

«Сегодня решили собраться по «живой» теме, которая активно обсуждается на Интернет-форумах и на страницах газет, вызвала живой интерес у населения, — сказал заместитель руководителя аппарата — начальник аналитического управления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Андрей Антонен, открывая работу пресс-клуба. «Что такое расточительство? Как понимать расточительность в органах государственной власти? Чего не должен делать чиновник, чтобы не подвергать бюджет тратам по расточительности? Вокруг этих вопросов будет строиться сегодняшний разговор», — отметил он и добавил о необходимости разработки критериев определения расточительности.

По традиции модератором пресс-клуба стал журналист, главный редактор информационного сайта News.Ykt.Ru, заместитель председателя Общественной палаты города Якутска Антон Жондоров, который возглавил проект Общероссийского народного фонда «За честные закупки» в Якутии — проект, созданный для борьбы с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере государственных закупок. Он согласился с предложением о разработке критериев расточительности. «Будем жёстко отслеживать сайт госзакупок по всем направлениям и ветвям власти. Поэтому важно именно сейчас выработать общие механизмы работы», — поделился планами он.

Напомним, ОНФ создал антирейтинг регионов, власти которых совершают наиболее дорогие покупки за счёт бюджета. Например, лидером в списке покупок дорогих автомобилей оказалось ОАО «Росгеология», которое намеревалось приобрести автомобиль представительского класса за 8,5 млн. рублей. В сентябре текущего года Правительство РФ своим постановлением ограничило стоимость покупок автотехники для чиновников. Документ вводится с 1 января 2016 года. Так, с нового года для министров и их заместителей нельзя будет закупать автомобили дороже 2,5 млн. рублей и мощнее 200 л.с., а руководителям подразделений и ведомств можно приобретать автомобили не дороже 1,5 млн. Кроме того, Дмитрием Медведевым в 2014 году для достижения цели полного импортозамещения в России подписано постановление, которое запрещает закупать автотехнику иностранного производства, но разрешается закупать машины иностранных производителей российской сборки. Из запрета выведены страны-члены Евразийского экономического союза.

Основной вопрос, который обсуждался в ходе заседания парламентского пресс-клуба, — целесообразность и уместность закупки РГБУ «Служба автотранспортного обеспечения» на поставку 12 УАЗ «Патриот» на общую сумму 12 млн. рублей и шести легковых автомобилей, в том числе двух внедорожников Toyota Land Cruiser Prado и одной Toyota Camry класса «люкс», на 13 млн. рублей. Андрей Антонен сообщил, что вопрос приобретения автомобилей рассматривался в ходе обсуждения проекта закона о государственном бюджете Якутии на 2015 год и на плановый период 2016 -2017 годов. Первоначально была заявлена сумма в 48 млн. рублей. «Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александром Жирковым было принято решение о сокращении расходов на автотранспорт на половину. Это решение стала основой для составления заявки ГБУ «Автобаза Главы, Правительства и парламента Республики Саха (Якутия)», — сообщил он.

Приглашённый в качестве эксперта юрист, доктор юридических наук, профессор Владимир Данилов отметил, что исходить нужно из правовых основ закупок, и выразил уверенность, что проводимые конкурсы не нарушают федерального и регионального законодательства, так как полностью соответствуют требованиям Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он отметил, что в семь статей, регулирующих планы, обоснование закупок, нормирование в сфере закупок, обязательное общественное обсуждение закупок и т.п., внесены изменения, которые вступят в силу только 1 января 2016 года.

Вице-спикер Ил Тумэна Ольга Балабкина уточнила, что конкурс по закупке автомобилей проводится не Госсобранием (Ил Тумэна), а по его заявке. Основная причина его проведения – износ автомобильного парка. Так, парламент Якутии обслуживают 25 автомобилей, находящиеся на балансе РГБУ «Служба автотранспортного обеспечения», из них 19 автомобилей, согласно нормативам, выработали свой ресурс и требуют замены. Несмотря на то, что автомобили строго по графику проходят техосмотр и техобслуживание, машины часто стоят на ремонте. Главным испытанием для автомобилей Ил Тумэна являются частые командировки народных депутатов республики в улусы. 80% автомашин – 2010 года и старше. Не секрет, что чем старше автомобиль, тем дороже обходится его обслуживание. «Меняется автомобильный парк депутатов, решение спикера Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александра Жиркова – руководству парламента машин не менять», — отметила Ольга Балабкина.

О параметрах конкурсной заявки рассказал первый заместитель начальника Автобазы Главы, Правительства и парламента республики Константин Делахов. Руководитель аппарата парламента Якутии Юрий Кравцов подчеркнул, что обеспечением деятельности народных депутатов республики занимается аппарат, вопрос замены автотранспорта обсуждается со времён деятельности Ил Тумэна четвёртого созыва. «В четвёртом созыве замена автомобилей состояла на 100% из внедорожников иностранного производства. В силу того, что менялось законодательство, менялись требования, депутаты четвёртого созыва не пошли на замену автотранспорта, переложив проблему на депутатов Ил Тумэна пятого созыва. В итоге на сегодняшний день у нас 100%-ный износ автотранспорта. В автопарке всего 1-2 автомашины, которые могут безболезненно выехать в командировку, и это не УАЗ-«Патриоты». По предложению автобазы мы согласовали закупку 12 УАЗ-«Патриотов», 4 «Камри» и двух внедорожников», — сказал Юрий Кравцов. «Парламент – это представительный орган, который имеет свои представительские функции. Эти машины будут обслуживать народных депутатов при выездах в командировки в дальние улусы. Подчеркну – в наших заявках мы не просили у автобазы автомобили люксовой сборки. Коврики, зимние резины, лобовые стёкла – вот наши требования, согласитесь, это не требования к автомобилям люксовой сборки», — подчеркнул Юрий Кравцов.

Вице-спикер Ил Тумэна Ольга Балабкина спросила, почему данную заявку посчитали необоснованной? Руководитель исполкома «Народного фронта» Валерий Лютый поблагодарил за организацию работы парламентского пресс-клуба. «Спасибо, что есть такая площадка», — сказал он. По сути вопроса сказал, что у ОНФ вопросы к выставленной на торги цене 3 млн. рублей. «Во-вторых, мы выяснили, что для продажи должна наличествовать справка с завода, что российская составляющая сборки должна составлять 30%. Почему это должна быть машина 2015 года выпуска? Почему именно Prado?», — спросил он и добавил, что ОНФ не спорит с тем, что «необходимо обновлять автопарк, что нужны представительские машины». По УАЗ-Патриотам отметил, что «они хуже Land Cruiserов, они чаще ломаются». Ольга Балабкина согласилась с тем, что возможно расточительством будет как раз их ремонт.

Своё несогласие с вопросами выразил блогер Алексей Васильев. «Мне кажется, что ОНФ занимается имитацией бурной деятельности, поднимая эти вопросы, будируя население», — сказал он и добавил, что парламент – это представительный орган власти республики. «Мы находимся в парламенте, а сидим на простых стульях. В других парламентах такого не увидим», — отметил он. По его мнению, следуя за логикой ОНФ, можно спросить: «А почему висит телевизор такого размера? Надо было купить поменьше. Почему такие ковры купили? Почему народные депутаты не могут сами определить, какой им автомобиль купить, чтобы исполнять свои функции? Почему нужна подсказка ОНФ? Почему ОНФ молчит о неутеплённых теплотрассах?». С мнением Алексея Васильева согласился журналист газеты «Якутск вечерний» Сергей Сумченко и отметил, что ОНФ нужно задавать совсем другие вопросы, к примеру, о качестве тех же УАЗов, на которых зимой ездить в условиях нашей Якутии просто опасно. Представитель общества «Знание» Зоя Соловьёва предложила не забывать, что помимо ОНФ в Якутии работает масса общественных организаций. Кроме того, она отметила, что представительские машины также являются атрибутами государственности. «Ил Тумэн закупает их на исполнение государственных полномочий», — подчеркнула представитель общественной организации.

Представитель Автобазы Константин Делахов подчеркнул, что «все справки, сертификаты, одобрения типа транспортного средства, отметки о производстве в Российской Федерации – все подтверждающие документы имеются».

Главный редактор республиканской газеты «Саха сирэ» Чокуур Гаврильев согласился, что цель пресс-клуба «Власть и общество: вместе против расточительства» достигнута, так как общество в лице ОНФ спрашивает власть, а депутатский корпус объясняет, было ли расточительство или нет. «Общество и власть действительно пытаются найти консенсус», — отметил он и поднял другую тему для дискуссии – пытаясь экономить, защитить интересы общества, не делаем ли хуже? Он вспомнил случай, про который в своё время писала газета «Саха сирэ». Тогда глава Оймяконского района Михаил Захаров хотел купить Prado, но после активного обсуждения темы закупки, отменил заявку и купил УАЗ-«Патриот», который сломался, и сейчас он летает на самолёте, что обходится тому же бюджету дороже, чем бы он купил тогда внедорожник и до сих пор ездил бы без проблем. «При разговоре о расточительстве, нужно учитывать наши условия», — сказал Чокуур Гаврильев.

Журналисты «Якутия. Инфо» в лице Дениса Адамова подняли вопрос замены автомобилей более дешёвыми российскими аналогами. Журналист газеты «Якутия» Марина Колбасина, имея большой опыт рабочих командировок в разные улусы республики, поддержала покупку автомобилей для парламента республики. Известный тележурналист НВК «Саха» Дмитрий Аргунов поднял тему законности генерирования комментариев к статьям в электронных СМИ, которые часто ущемляют права граждан.

Корреспондент газеты «Эхо столицы» Андрей Кудисов отметил, что по данным опроса Левада-центра о деятельности Народного фронта знают 3% опрошенных, а поддерживают деятельность этой организации всего 2% респондентов. «Не имея критериев, огульно обвинять кого-то в расточительности по меньшей мере безответственно, если не видеть в этом умысла. Нужно было сначала разработать критерии», — предложил он.

Член Общественной палаты Якутии Михаил Фёдоров напомнил, что в 90-ых годах в Якутию называли «республикой УАЗов». «Но сейчас качество УАЗов таково, что при любом раскладе машина не прослужит более пяти лет. Поэтому прошу ОНФ наложить на свои требования и критерии отпечаток наших местных условий», — высказал он своё предложение.

Первый зампредседателя Госсобрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев отметил, что на мероприятие пригласили представителей СМИ, чтобы разобраться и найти истину, и на заседании пресс-клуба выяснили, что «с правовой и технической точки зрения к покупке автомобилей особых замечаний нет». «Как высший орган законодательной власти, как лицо республики парламент республики, считаю, должен выглядеть достойно. Я за эти два года побывал у наших соседей в Иркутске, Сахалине, Хабаровске, Владивостоке, Биробиджане. И если судить по зданиям и обслуживанию автотранспортом, то мы выглядим довольно блёкло. К нам приезжают различные иностранные делегации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы», — сказал он, рассуждая о представительских функциях парламента Якутии. Также отметил, что по своей деятельности народные депутаты часто выезжают в районы, чтобы «сократить авиарасходы, перемещаются на автомобилях». Также первый вице-спикер остановился на проблеме ремонта здания, покупки мебели. В этой связи предложил провести экскурсию по зданию Ил Тумэна, пригласил зайти в свой рабочий кабинет. «В наших кабинетах нет изысканной мебели. Посмотрите, в каких условиях работают председатели постоянных комитетов», — пригласил журналистов Анатолий Добрянцев.

Председатель Контрольного комитета Ил Тумэна Александр Уаров отметил, что за год посетил своих избирателей в Сунтарском улусе 14 раз в год. «Дорога до Сунтара и обратно в Якутск – это 3 тыс. км. на своей машине. Дважды в дороге у меня ломалась техника», — сообщил парламентарий и высказал ряд замечаний к автомашинам марки «УАЗ».

Также в обсуждении приняли участие журналисты «Якутия. Инфо» Тимофей Ефремов и Иван Гусев, представитель Управления федеральной антимонопольной службы по Якутии Яна Осипова, представитель ОНФ Наталья Семёнова, заместитель председателя Государственного комитета республики по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пётр Гаврильев, специалисты по закупкам Алексей Васильев и Наталья Кучинская и другие.

Модератор Антон Жондоров отметил, что ОНФ будет продолжать мониторинг государственных закупок и предложил создать рабочую группу с участием представителей власти, общественности, экспертов из антимонопольной службы и другого профиля. «Если сегодня у ОНФ есть инициатива начать общественные обсуждения по изменениям в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», давайте их начнём», — предложила вице-спикер Ил Тумэна Ольга Балабкина.

Андрей Антонен отметил, что подобные встречи на эту тему будут продолжаться. «Мы организовали работу парламентского пресс-клуба, чтобы поднимать в этом формате злободневные темы, которые интересуют общество. Парламент в этом вопросе абсолютно открыт, можно прийти в Государственное Собрание (Ил Тумэн) по любому вопросу и обсуждать. Мы готовы и дальше работать максимально открыто», — подчеркнул он.