305

09 октября 2015 в 15:57

Съезд учителей Якутии: видеть, предвидеть, действовать!

С 5 по 9 октября в Якутске проходит очередной XIII съезд учителей и педагогической общественности Якутии. Ключевая идея съезда пятилетки заключается в интеграции образования и общества во имя ребенка. Реализация ФГОС в дошкольном, основном общем и среднем общем и профессиональном образовании, вводимая в России в 2015-2020 годах, невозможна без включения общества в образовательные отношения. В этой связи участниками нынешнего съезда являются не только учителя средних общеобразовательных школ, но и педагоги дошкольного образования, допобразования, СВФУ им. М.К. Аммосова, средних специальных учебных заведений, представители министерств и ведомств, органов госвласти, народные депутаты Якутии.

Меценатство и новаторство – ключевые понятия образования

Официальный старт съезду был дан 5 октября церемонией возложения цветов к памятнику Учителю. Далее повсеместно проводятся различные мероприятия – встречи участников съезда в столичных школах, день открытых дверей в СВФУ, «круглые столы», панельные дискуссии, мастер-классы, различные выставки, встречи в органах законодательной и исполнительной власти республики, традиционная встреча Главы Якутии Е.А. Борисова с лучшими учителями.

6 октября 2015 года народные депутаты Якутии Иннокентий Васильев и Антонина Григорьева приняли участие в работе Форума социальных партнеров образования «Приумножая добрые традиции…».

Председатель постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева убеждена, что необходимо пропагандировать попечительство и меценатство, лучший опыт предпринимателей в этом направлении: «Сегодняшний разговор посвящен очень актуальной и насущной проблеме. Мы преклоняем головы перед меценатами прошлого — Степаном Алексеевым-Боһуут, Николаем Кривошапкиным и др., имена которых носят школы, улицы, появляются скверы, в разных районах открыты памятники и т.д. Сегодня попечительство, меценатство и новаторство должны стать ключевыми понятиями в стратегии развития каждой образовательной организации».

«В Нюрбинском районе благодаря руководителю бизнес-инкубатора Нюргуяне Михайловой на базе Чаппандинской, Нюрбачанской, Кангаласской школ создан школьный бизнес-инкубатор. Районный департамент сельского хозяйства в лице А.И. Эверстова оказывает поддержку агропрофилированным школам. Подобную поддержку оказывает ОАО АК «АЛРОСА». Есть меценатство в виде присуждения именных стипендий от лица ветеранов труда, успешных уроженцев Нюрбинского района, — сообщила парламентарий. – Крупные инвесторы должны быть заинтересованы в воспитании и обучении подрастающего поколения. Попечительство имеет не только узкотерриториальный, региональный, но и федеральный уровень. Меценат политехнического лицея Якутска, бывшей 14-й школы, ОАО «Газпром» за свой счет содержит профильный класс. В рамках профориентационной работы возит детей в Томск, Новосибирск на свои предприятия. Хорошо бы другим крупным компаниям взять пример с этого успешного партнерства. Почему бы подобные профильные классы не открыть не только в столице республики, но и в арктических школах, Южной Якутии, вилюйской группе улусов?!» Антонина Афанасьевна поддержала озвученное участниками форума предложение по совершенствованию законодательства о предпринимательстве в области социального партнерства, а точнее, рассмотреть нормативную базу для налоговых преференций попечителям: «Каждый народный депутат республики является членом попечительского совета, в этом направлении депутатский корпус Ил Тумэна готов к дальнейшему сотрудничеству», — резюмировала председатель профильного комитета Ил Тумэна Антонина Григорьева.

Этнопедагогика – это подготовка учеников к полноценной жизни в условиях поликультурной мировой цивилизации

На презентации коллективной монографии «Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе» А. Григорьева как ученый-педагог, много лет отдавший изучению и становлению этнопедагогики в нашей республике, отметила: «Данная коллективная монография осмысливает теоретические и практические проблемы внедрения этнокультурного образования в единое образовательное пространство. В ней мы видим  генетический код человечества, вобравший эстетический, эмоциональный, интеллектуальный заряд народов Дальнего Востока, где представлена вся палитра их материальной и духовной культуры. Мы также знакомимся с технологиями трансляции этнопедагогических знаний от поколения к поколению в современных условиях. Бесценно, что в данной монографии опубликованы статьи ведущих ученых, занимающихся научным обоснованием этнокультурного подхода: А.Г. Асмолова, А.Б. Панькина, А.М.  Цирульникова, У.А. Винокуровой и других. Авторы подчеркивают, что условием становления гражданского общества в поликультурном, полиэтническом российском обществе является сбалансированность гражданской и этнической идентичности». «Сегодня некоторые узко понимают задачи этнокультурного образования: только как приобщение к национальной культуре, возрождение ее элементов. Считаю, главная ее цель – подготовка воспитанников, учеников к полноценной жизни в условиях поликультурной мировой цивилизации» — отметила парламентарий.

«Много статей республиканского закона «Об образовании» пронизаны идеей этнокультурного образования. Профильный комитет принял более 70 предложений, 12 из которых были направлены в Госдуму РФ. Семь законодательных инициатив республики учтены в федеральном законе. Мы гордимся тем, что в новом законе об образовании в Российской Федерации появилась статья о воспитании и обучении на родных языках. Это была инициатива якутян», — подчеркнула А. Григорьева.

Открытое образование: диалог, доступность, деятельность

Под таким названием 7 октября в ЦСП «Триумф» была развернута большая выставка муниципальных, республиканских школ республики, СВФУ им. М.К. Аммосова, профессиональных учебных учреждений, института национальных школ республики, книжных издательств, предприятий, поставщиков услуг для образования. Каждый участник максимально представил информацию о своей деятельности.
13_20151012115607_89767
Айталина Спиридонова, учитель биологии II Жемконской СОШ Хангаласского улуса: «На протяжении 18 лет я со своими учениками занимаюсь сбором и заготовкой лекарственных трав. Интерес к народной медицине и траволечению растет с каждым годом. Последние два года активно сотрудничаем с фармацевтами, народными целителями, которые готовят различные настойки, чаи, сборы от тех или иных недугов. Очень рады, что наши травы кому-то помогают. Вырученные средства используем на нужды школы. Могу сказать, что это еще и профориентация школьника. У меня немало выпускников, которые выбрали профессию фармацевта, биолога, медика».
13_20151012115614_23389
Петр Никитин, руководитель школьного технопарка НПСОШ №2 г.Якутска: «Школьный технопарк ведет образовательные программы по трем основным направлениям: «Сетевая академия CISCO», «Робототехника», «3d-моделирование и прототипирование». Мы развиваем инновационную техническую среду образования и новые программы обучения. Условия для обучения созданы по последнему слову техники. Интерес учащихся растет с каждым годом. Мы не раз становились победителями и призерами различных соревнований».

О новом законе об образовании

Саргылана Петрова, заведующая МБДОУ «Хатынчаана» с. Амга Амгинского улуса:
– Новый закон республики «Об образовании» уделяет дошкольному образованию достаточно большое внимание. Впервые дошкольное образование включено и стало одним из уровней общего образования. Это подразумевает преемственность. Приветствую введение единого образовательного стандарта. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие дошкольников, при этом учитываются их возрастные и индивидуальные особенности. Еще один положительный момент в нашей деятельности – это поступление субвенций. Также приветствую, что в связи с реализацией новых законов об образовании ставится вопрос об ответственности родителей.

Татьяна Шергина, учитель начальных классов Абагинской сред-ней школы им. А.Е Кралина с дополнительным изучением агропрофилированных предметов:
– Сейчас меняются не только школьники, но и сами учителя. Импонирует, что в республиканском законе об образовании есть специальная глава, посвященная педагогическим работникам. Учителя должны обучить и воспитать конкурентоспособного ученика – гармонично развитую личность, которая может самостоятельно добывать и, главное, правильно применять полученные знания. Новыми законами законодательно признано профильное обучение в школе – по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, основанное на дифференциации обучения с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение некоторых учебных предметов. К примеру, в республиканском законе «Об образовании в РС(Я)» есть специальная статья, регулирующая деятельность общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы агротехнологической направленности.

Подготовила Татьяна ВАСИЛЬЕВА