1184

07 мая 2015 в 16:50

Якутия – для фронта, Якутия – для Победы!

В этом номере газеты мы, как и обещали, продолжаем тему трудового подвига якутян в годы Великой Отечественной войны. А иллюстрируют материал уникальные, нигде ранее не опубликованные фотографии из архива Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, который нам их предоставил в рамках совместного проекта «Поколение победителей». (Продолжение. Начало в № 15 от 24 апреля 2015 г.)

Перевыполнить план 1940 года в два раза!

…Методист культурно-образовательного отдела Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского Туйаара Иванова отмечает, что в тяжелые годы Великой Отечественной войны большое значение приобрела пушнина — ценнейший материал для зимнего обмундирования воинов и предмет экспорта, пополнявший валютный фонд страны.

— Именно в военные годы было положено начало движению «двухсотников», т.е. перевыполнению плана в 2 раза по сравнению с 1940 годом, — объясняет Туйаара Валентиновна. — Начало ему дала охотничья бригада колхоза «Победа» Верхоянского района. Движение стало массовым. Охотниками становились женщины, молодежь, старики. Была расширена сеть звероферм, расселена по 20 районам ондатра. Таким образом, за военные годы якутские охотники дали стране почти одну пятую часть общесоюзной заготовки пушнины. В валютный фонд Родины поступило пушнины на 78 млн. рублей. Сверх плана в особый фонд Верховного Главнокомандования Красной Армии внесено пушнины на 9 млн. рублей. А благодаря таким мастерам охотничьего промысла как Е.С.Иванов, Р.А.Иванов, Л.Х.Христофоров из Оленекского, И.П.Слепцов из Усть-Янского, С.Н.Тебенев из Вилюйского, П.А.Данилов из Сунтарского районов, Якутия стала одним из главных в стране поставщиком экспортной пушнины.

Во время Великой Отечественной войны хорошо работал водный транспорт, который успешно справлялся с перевозкой грузов и боевых резервов для Советской Армии. Северо-
Якутское речное пароходство в 1942 г. перевезло грузов на 68% больше, чем в довоенном 1940 г. За годы войны более чем в два раза увеличилось количество буксирных пароходов и теплоходов, а количество несамоходных барж – в 3,2 раза.

13_20150518052114_20284
— В этом большая заслуга коллектива Пеледуйской верфи, построившего в военные годы десятки крупных деревянных барж, — говорит Туйаара Валентиновна. — Флот пароходства тогда пополнился пятью 80-сильными пароходами класса «М»: «Генерал Брусилов», «Капитан Мелехов», «Патриот», «Летчик Черепков» и «Капитан Сергиевский».
По трассе «Аляска — Сибирь»

Рассказала методист музея и о том, как в годы войны в Якутии развивалась гражданская авиация. Так, в 1941 г. была создана единая авиагруппа, которая имела более 50 самолетов. С 1942 г. в республике началось строительство сухопутных авиапортов. Первые авиапорты были построены в Оймяконе, Хандыге, Якутске, Олекминске и Киренске. Самолеты летали по авиатрассе «Якутск – Олекминск – Киренск – Красноярск».

Строительство сухопутных авиапортов в этих пунктах было вызвано также необходимостью перегона военных самолетов из США в СССР для нужд фронта в период Великой Отечественной войны. Советский Союз получил из США по лендлизу 14126 самолетов. По трассе «Аляска — Сибирь» через Якутию было перегнано 8074 самолета. Вообще, за годы войны авиация республики вышла на новый виток развития.
13_20150518052052_52949
В 1942–1943 гг. была построена зимняя автомобильная дорога Качикатцы-Томмот, имевшая большое народнохозяйственное и оборонное значение. В колхозах и совхозах был гужевой транспорт. Его значительная часть использовалась на перевозках грузов для золотых приисков Алдана и Аллах-Юня.

Несмотря на трудные военные годы, развивалась и почтовая связь. В 1943 г. открылась междугородная телефонная станция. В целом в годы войны в Якутии было введено в эксплуатацию четыре городские телефонные станции, давшие 1212 дополнительных номеров, и 5 сельских телефонных станций.

Для поднятия боевого духа

Был введён ряд новшеств и в сфере народного образования: в соответствии с военной обстановкой учебными предметами стали начальная и допризывная военная подготовка учащихся, принята пятибалльная система оценки успеваемости и поведения, введено обучение детей с семилетнего возраста, сдача экзаменов для выпускников начальной, семилетней, средней школ.
13_20150518052132_67753
В тяжелые военные годы огромную роль сыграли культурно-просветительские учреждения, которые поднимали боевой дух и укрепляли веру в победу.

Были изданы сборники стихов «Якуты на войне» М.Н.Тимофеева-Терешкина, «На защиту солнечной страны» С.Р.Кулачикова — Эллэя, поэма «Клятва» С. Васильева, драма «Сайсары» Д.К.Сивцева – Суорун Омоллоона, появились замечательные стихи, как «Лыжня» И.Д.Винокурова–Чагылгана, ставшие популярными песнями якутского народа. Впервые в якутской литературе созданы романы «Весенняя пора» Н.Е. Мординова — Амма Аччыгыйа, «Марыкчанские парни» С.С.Яковлева — ЭриликаЭристина.

Всего за годы войны вышло из печати около 80 книг якутских писателей.
На сценах театров шли пьесы на патриотические, антифашистские, военные темы. Делу победы над врагом служило и изобразительное искусство. Союз художников, объединявший в своём составе 17 членов, создал ряд картин по военной тематике.

От трудящихся Якутии

Также методист культурно-образовательного отдела Туйаара Иванова рассказала, какой вклад внесла Якутия в дело укрепления обороны страны, сколько добровольных пожертвований внесли трудящиеся нашей республики для нужд фронта.

Так, в первые месяцы Великой Отечественной войны в отделениях государственного банка был открыт Фонд обороны. На него производились отчисления от заработной платы, переводились личные сбережения, отдавались украшения, драгоценности. Трудящиеся Якутии внесли в этот фонд свыше 59 млн. руб. Помимо этих средств от якутян поступило на 37 млн. руб. облигаций государственных займов, 2,9 кг золота, 550 кг серебра. Например, жительница республики М.Н. Мыреева внесла в Фонд обороны все свои денежные средства – 18 225 руб. деньгами и на 8 885 облигациями государственных займов.

Осенью 1941 г. в стране, в том числе и в Якутии, начался сбор средств на постройку боевой техники. На строительство танков трудящиеся республики собрали 27 млн. руб. На эти средства были построены и переданы войскам 1-го Украинского фронта две танковые колонны «Советская Якутия». Также благодаря пожертвованиям якутян получили путевку на фронт две новые эскадрильи самолетов.
13_20150518052128_36362
Также якутяне передали в фонд помощи районам, освобожденным от немецкой оккупации, 3 млн. 583 тыс. рублей деньгами, 62 600 штук одежды, более 20 тысяч метров мануфактуры, десятки тысяч пудов зерна, мяса, рыбы, более 23 тысяч лошадей.
Вот так труженики тыла в далекой Якутии всеми силами, своим героическим трудом, добровольными пожертвованиями помогали фронту и приближали этот великий День Победы. И сколько бы ни прошло времени после окончания Великой Отечественной войны, мы не должны забывать, какой ценой был завоеван мир на земле…

Фото предоставлено музеем