310

24 апреля 2015 в 16:13

Борьба с экстремизмом переходит в Интернет

Вице-спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии Ольга Балабкина, председатель постоянного комитета по государственному строительству и законодательству Алексей Еремеев, сотрудники аппарата Ил Тумэна 22 апреля приняли участие во Всероссийском научно-практическом семинаре-видеоконференции «Подготовка законодательных инициатив: проблемы и практика», посвященном совершенствованию законодательства в вопросах противодействия экстремизму.

Онлайн-видеоконференция, организованная правовым управлением Аппарата Совета Федерации, прошла под председательством заместителя начальника правового управления — начальника отдела законодательства по вопросам безопасности, уголовного права и судебной системы, доктора юридических наук Владимира Алешина. В видеоконференции приняли участие председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Едалов, замглавы управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и терроризму Генпрокуратуры РФ Алексей Никитин, замначальника отдела научно-исследовательского центра ФСБ России Владислав Красинский, представители МВД РФ, научных учреждений, научного и экспертного сообщества, руководители законодательных региональных органов власти.
Открывая онлайн-видеоконференцию, Владимир Алешин подчеркнул, что тема семинара актуальна «в свете последних событий». «Вопрос требует не только практического, но и научного разрешения», — сказал он.
Во время видеоконференции, длившейся около 2,5 часов, заслушано более 15 выступлений. Сотрудник Центра противодействия экстремизму МВД России по городу Москве Александр Бахирев сказал, что в современных условиях глобальная сеть Интернет стала основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций. «В настоящее время действуют сотни деструктивных интернет-сайтов, распространяющих идеологию радикального ислама, неонацизма, призывы к насильственному изменению государственного строя. Необходимо отметить, что эти сайты работают с площадок зарубежного хостинга. Меры в этом направлении принимаются. К примеру, уже вступил в силу федеральный закон, позволяющий осуществлять досудебную блокировку интернет-сайтов, распространяющих экстремистский контент. Кроме того, решением межведомственной комиссии по противодействию экстремизму при Министерстве юстиции России создается база данных экстремистских материалов, что, несомненно, облегчит работу экспертов и оптимизирует расходы, сэкономив средства бюджета. О необходимости создания подобной базы данных говорили многие выступающие.
А. Бахирев предложил внести изменение в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в часть 6 статьи 10, регулирующую запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Алексей Никитин сообщил, что Роскомнадзором за последнее время было заблокировано более 160 страниц в Интернете, которые создавались исключительно для поддержки незаконных вооруженных формирований, воюющих в Сирии. По его словам, борьба с такими противоправными сайтами требует серьезных технических средств, поскольку создаются разного рода зеркала экстремистских сайтов, в них вносятся изменения. «Экстремисты в этом вопросе оказываются на шаг впереди, поэтому необходимо на федеральном уровне проработать более действенный механизм по ограничению доступа к информационным ресурсам экстремистского и террористического характера», — подчеркнул Никитин.
Владислав Красинский сообщил, что в 15-ти регионах России в местах лишения свободы существуют изолированные ячейки экстремистов. «Сегодня в местах лишения свободы находятся более тысячи человек, отбывающих наказание за преступления экстремистской направленности, и еще около 550 в СИЗО. Этот контингент по большей части не перевоспитывается, осужденные занимаются активной вербовкой своих сторонников», — сказал В. Красинский. Кроме того, он отметил, что немало граждан РФ пересекают границу и присоединяются к незаконным вооруженным формированиям, ведущим террористическую, экстремистскую деятельность. «В этой связи нам необходимо создать информационную систему учета наших граждан, выезжающих в регионы повышенной террористической активности, и установить ограничения для выезда таких лиц», — заявил В. Красинский.

13_20150424102008_36956

Заместитель начальника государственно-правового управления Госсобрания (Ил Тумэн) Татьяна Павлова задала вопрос о возможности уточнения или конкретизации полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере установления организационных основ противодействия экстремистской деятельности и о возможности установления законами субъектов или правовыми актами органов местного самоуправления профилактических, пропагандистских, воспитательных мер. «Соответствующие полномочия упомянуты не только в законе о противодействии экстремистской деятельности, но и в законе об общих принципах организации местного самоуправления (ОМСУ) РФ. Общие рамки заданы в части целеполагания и содержания задач, основных направлениях и механизмах их реализации. Другое дело в региональных особенностях, этническом конфессиональном характере того или иного субъекта, поэтому правовое регулирование должно осуществляться с учетом этой специфики на уровне актов субъектов РФ и ОМСУ», — сказал представитель правового управления Аппарата Совета Федерации. Ответ на второй вопрос также был положительным, носящим аналогичный характер.
Подводя итог онлайн-семинара, Владимир Алешин поблагодарил участников за интеллектуальный посыл, в котором предстоит разобраться. «Ваши предложения рождают новые вопросы, которые требуют научного обеспечения, правового и организационного закрепления», — подытожил он.