142

18 мая 2018 в 15:47

Спасение для больниц

Борьба за маленькие стационары в труднодоступных наслегах, стала, пожалуй, наиболее ярким из таких примеров. Начата она была еще четвертым депутатским созывом и развернулась сразу после того, как в силу вступил новый федеральный Закон №323 «Об основах охраны здоровья населения РФ».

Согласно ему первичная медицинская помощь должна осуществляться исключительно амбулаторно или в условиях дневного стационара, а это означало, что участковые больницы с коечным фондом оказывались на грани закрытия – благодаря таким нововведениям они были выведены за рамки закона.
Якутия стала одни м из первых регионов России, который забил тревогу. Потому что то, что хорошо для центральной России, где все близко и рядом, совершенно неприемлемо для Дальнего Востока. Потому что именно такие больнички, что с советских времен зарекомендовали себя самым надежным звеном в системе медицинской помощи населению, так и остались единственными лечебными учреждениями во многих дальних поселках и деревнях, откуда до райцентра порою сотни километров. Чудом уцелевшие во времена бесконечных «оптимизаций» теперь они были обречены.
Авторы закона не учли главного – реалий. В такой огромной стране, как Россия, порою сложно руководствоваться одними и теми же стандартами даже в пределах региона. Что уж говорить обо всех 85 субъектах РФ, где различны география, климат, плотность населения… Вот почему, вопреки требованиям нового закона, малокомплектные круглосуточные стационары в отдаленных наслегах в Якутии все-таки сохранили, потому что в противном случае сотни людей остались бы без медицинской помощи вообще. Однако чтобы больницы могли работать, из регионального бюджета из год в год выделяются огромные суммы.
Вот почему та законодательная инициатива Госсобрания РС(Я) «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», нацеленная на устранение противоречий между документом и реальностью, которая была внесена в Госдуму, нашла немало сторонников и в нижней, и в верхней палатах российского парламента.
Во-первых, благодаря им появлялась возможность оказывать первичную медицинскую помощь в круглосуточных стационарах людям, живущим в труднодоступных местах. Во-вторых, Якутия предложила формировать территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи с учетом плотности населения и особенностей его расселения в российских регионах, что было в новинку. Тем не менее федеральный Минздрав дал законопроекту Ил Тумэн отрицательный отзыв, фактически заблокировав его дальнейшее продвижение.
Все последующие годы стали для республики годами борьбы за свой проект. Причем, использовались для этого самые разные дискуссионные площадки.
Так, 11 марта 2015 года по инициативе парламента Якутии был проведен круглый стол Комитета Госдумы по охране здоровья «Особенности организации медицинской помощи в условиях низкой плотности населения и ограниченной транспортной доступности на примере РС(Я)». В столицу Якутии тогда прибыли члены Совета Федерации РФ, депутаты российского парламента, представители законодательных собраний, территориальных фондов ОМС ряда российских регионов. «Решить проблему можно, только внеся изменения в действующее законодательство, которые позволяли бы субъекту действовать так, как он считает нужным в конкретных ситуациях. Вот почему сегодня мы ищем выход из ситуации, когда больше трети населения республики оказалось вне системы оказания полноценной медицинской помощи», — сказал во время совещания спикер Александр Жирков, добавив, что своей позиции парламент не изменит.
Затем, в феврале 2016 года, в Госдуме прошли парламентские слушания «Особенности организации здравоохранения северных и арктических регионов России: законодательный аспект», где тоже говорили об этом. В мае 2016 года парламентарии Якутии изложили точку зрения республики в Совете Федерации, где тогда были организованы парламентские слушания «Об особенностях законодательного регулирования обеспечения доступности медицинской помощи населению, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Наконец, о том же шла речь и 14 декабря 2017 года на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему «Актуальные вопросы социального развития РС(Я)», участие в котором приняли вице-спикер Ольга Балабкина и председатель постоянного комитета Ил Тумэн по здравоохранению, соцзащите, труду и занятости Александр Корякин.
Вселяло оптимизм и то, что фактически сторонником той же позиции стал и президент Владимир Путин, который на одном из совещаний по проблемам здравоохранения в январе 2014 года заметил: «Особо чувствительный вопрос — это оптимизация сети бюджетных медицинских учреждений. Мы знаем, чем оборачиваются здесь поверхностные, формальные, чисто бюрократические подходы…»
И вот декабрь 2017 года, наконец, принес результат: Госдума приняла поправки в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым отныне ни одна больница в труднодоступных местах не может быть закрыта, если на это не согласны местные жители. Для этого, во-первых, специальная комиссия сначала обязана оценить последствия такого шага. Во-вторых, общественность населенного пункта должна дать принципиальное «добро».
Несмотря на то, что со временем законодательная инициатива парламента Якутии несколько трансформировалась, от главного – требования сохранить маленькие стационары – Якутия действительно не отступила.
Благодаря законопроекту – а в качестве его автора выступил парламент Якутии – маленькие круглосуточные стационары, наконец-то, были спасены. Причем, по всей стране.