418

15 января 2018 в 12:33

Учился в Сергиевом Посаде, стажировался в Японии

Минул 2017 год, в течение которого в авторской рубрике Ирины Романовой «Лики истории» мы рассказывали об участниках Якутского областного инородческого съезда 1912 года, который сыграл важную роль в становлении государственности Якутии. Идя навстречу пожеланиям наших читателей, мы решили продолжить свои исследования и в 2018 году, искать информацию по делегатам и гостям этого исторического съезда, но уже без привязки к юбилейной дате. Тем самым, надеемся, что внесем свою скромную лепту в восстановлении забытых имен, а также в сохранении памяти о тех выдающихся личностях, которые жили, боролись и оставили заметный след в истории дореволюционной Якутии. Также очень надеемся, что наши публикации пробудят интерес молодых читателей к истории и к началу собственных исследований в этой области…

На старинной фотографии, сделанной 105 лет тому назад, запечатлены 66 участников Якутского областного инородческого съезда. Среди них, в четвертом ряду четвертым слева, мы видим Дмитрия Михайловича Никифорова – одного из первых профессиональных косторезов из народа саха. Поскольку съезд проходил в Якутске с 25 августа по 2 сентября 1912 года, надо полагать, это был тот период жизни Дмитрия Никифорова, когда 28-летний молодой человек, закончив учебу в Сергиевом Посаде, приехал в Якутск и открыл здесь кустарную мастерскую по изготовлению заказов из мамонтовой кости.
Как свидетельствуют историки, инородческий съезд 1912 года стал крупным событием в жизни Якутской области. В его работе приняли участие улусные головы, наслежные старосты, князцы, старшины, а также представители якутской интеллигенции. И Дмитрий Никифоров как раз и был на съезде одним из ярких представителей только зарождающейся национальной интеллигенции. Кроме этого, отметим, что Никифоров с 1907 по 1909 годы учился в «миссионерской школе» — второклассной церковно-приходской школе, которая, главным образом, готовила учителей грамоты для церковных школ. Потому мнение, взгляды, суждения Д.М. Никифорова были, надо полагать, очень весомыми на инородческом съезде.
Известно, что Д.М. Никифоров родился 30 октября 1883 года в Легойском наслеге Борогонского улуса (ныне Усть-Алданский улус). В Якутск молодой человек приезжает в 1904 году, работает печником, плотником, столяром. Затем в 1907 г. Дмитрий Никифоров поступает в «миссионерскую школу», а в 1909 году по личному распоряжению губернатора И.И. Крафта он, Ксенофонт Иннокентьевич Неустроев и Александр Иннокентьевич Говоров были отправлены на учебу в Сергиев Посад Московской области, где обучались в Земских кустарных мастерских у знаменитого мастера, выдающегося сергиево-посадского резчика-самоучки Ивана Семеновича Хрустачева.
Мы нашли информацию об этом удивительном мастере. Оказывается, за свое мастерство Хрустачев был отмечен наградами на российских и международных выставках, и он даже удостоился высочайшего звания «Поставщика дворца Его Императорского Величества».
Вот что пишет о Д.М. Никифорове и К.И. Неустроеве заслуженный деятель искусств РФ и РС (Я), генеральный директор Национального художественного музея РС (Я) Ася Габышева в альбоме-каталоге «Коллекция резной кости в собрании Национального художественного музея РС (Я)», вышедшем в 2008 году: «В музейной коллекции следует отметить работы двух талантливых резчиков – Д.М. Никифорова и К.И. Неустроева, с чьим творчеством связаны новые веяния в косторезном искусстве. При поддержке якутского губернатора И.И. Крафта с 1909 года в течение двадцати месяцев они вместе с А.И. Говоровым обучались токарному делу и резьбе по образцам у русского мастера И.С. Хрустачева в Земских кустарных мастерских Сергиева Посада. За время пребывания в мастерской резчики получили хорошие ремесленные навыки резьбы и овладели основами рисунка. В их работах появляется связь со средой обитания, проступают черты станковой скульптуры».
По окончании обучения в Сергиевом Посаде, получив диплом инструктора, якутские резчики возвратились на родину. Однако учебные мастерские по обучению резьбе по кости в Якутске ввиду отсутствия средств так и не были открыты. Поэтому в 1912 году Д.М.Никифоров открыл в Якутске свою кустарную мастерскую, а осенью 1917 года талантливого костореза, благодаря содействию губернатора И.И. Крафта, отправляют в Японию для специализации по обработке мамонтовой кости. Дмитрий Никифоров пробыл в Токио с 10 сентября по 10 октября, а затем из-за отсутствия средств ему пришлось вернуться в Якутск. Из-за этой поездки, спустя годы, в июле 1938 года Никифоров был арестован как «японский шпион», но через два месяца освобожден без приговора суда.
В 1924 году якутские мастера объединились в артель «Муосчут». В 1930-х годах в промартели «Ширпотреб» открывается косторезный цех, где стали заниматься изготовлением бытовых предметов, и лишь немногие резчики, в том числе и Никифоров, обращаются к созданию изделий на художественном уровне.
Именно 1920-30-х годы стали наиболее плодотворными для Д.М. Никифорова. В 1921 году мастер-косторез, больше известный в народе как Дабайаанкы, принял участие в выставке кустарных изделий и получил за свои работы первую премию. Никифорову поручали выполнение важных заказов. Так, якутское правительство заказало мастеру выполнение подарка для Академии наук СССР по случаю ее 200-летнего юбилея. Сделанная им модель якутской юрты с хотоном была отправлена в Ленинград и ныне хранится в Музее антропологии и этнографии. По заказу Якутского областного комитета союза торговых служащих мастер выполнил эмблему Якутии, которая экспонировалась на выставке в Москве.
В 1938 году Д.М. Никифоров первым из косторезов стал членом Союза художников Якутии. Мастер ушел из жизни 5 марта 1965 года…
Сегодня работы Д.М. Никифорова хранятся в фондах Национального художественного музея Якутии. Объемная коллекция резной кости музея берет свое начало с 1945 года, когда из фондов Якутского краеведческого музея были переданы работы старых русских и якутских мастеров, в том числе и произведения Д.М. Никифорова и К.И. Неустроева.
В альбоме-каталоге «Коллекция резной кости в собрании Национального художественного музея РС (Я)» мы нашли уникальную фотографию, датированную 1909 годом – якутские резчики во время учебы в Сергиевом Посаде. Также в альбоме можно увидеть фотографии всех работ Д.М. Никифорова и К.И. Неустроева. Мы насчитали в общей сложности 9 работ Дмитрия Михайловича, выполненные из бивня мамонта. Среди них бокал, рюмка (резьба токарная), пять пластин с орнаментом (резьба плоскорельефная и рельефная), причем, все они датированы 1910 годом. По всей видимости, это работы мастера, выполненные им во времена учебы в Сергиевом Посаде.
Наше внимание, конечно, привлекла и пластина с авторской монографией «ДМН», также датированная 1910 годом. А самой объемной работой Д.М. Никифорова можно назвать «Шахматы», выполненные в 1937 году. Здесь мастер применил резьбу токарную и плоскорельефную, а также тонирование, т.е. шахматные фигуры он выполнил в двух тонах – светлом и малиновом, что говорит о высоком мастерстве костореза Д.М. Никифорова.
Имя одного из первых профессиональных косторезов Якутии не забывается потомками. В 2013 году в Национальном художественном музее РС (Я) прошла персональная выставка, посвященная 130-летию Дмитрия Никифорова-Дабайаанкы. Сколько бы ни прошло лет, искусство вечно…

Ирина РОМАНОВА