61

07 марта 2019 в 15:52

Искусство народа – его память и история

В старину талантливых мастериц называли уус харахтаах (мастерский глаз) – за их уникальный взгляд, неповторимый почерк, высокое качество работ. Этнопедагог, потомственная мастерица по традиционному народному шитью и вышивке, народный художник Якутии Анна Зверева относится к этой когорте мастеров. На протяжении почти сорока лет возрождает, пропагандирует традиции декоративно-прикладного искусства – святыни, как она сама называет, художественного, культурного наследия народа саха. Мы попросили Анну Николаевну рассказать об опыте работы, поделиться видением перспектив отрасли народного промысла.

– За четыре десятка лет проделано многое. Сегодня якутское прикладное искусство имеет свое лицо, у него много последователей и почитателей далеко за пределами республики…
– Действительно, пройден большой путь с момента изучения, возрождения канонов ремесла до массового производства. Мою авторскую школу прошли свыше ста человек. Например, молодая мастерица Татьяна Гоголева из Оленекского улуса в возрасте 25 лет стала членом Союза художников России. Арина Большакова из Таттинского, Ульяна Миронова из Мирнинского, Мария Сыромятникова из Намского, Альбина Дьячковская из Чурапчинского, являются лауреатами, дипломантами международных выставок и конкурсов. Сегодня они ведут свои мастерские, в которых молодое поколение перенимает секреты. Так продолжается преемственность.

– В каком направлении, по вашему мнению, необходимо дальше развиваться, чтобы не обезличить искусство, а сохранить и обогатить?
– Правильно подметили. Сегодня каждая четвертая хозяйка обшивает свою семью, одевает ее в национальную одежду. От этого порой страдает качество. Если мы хотим сохранить народное искусство в самобытном, первозданном виде, то должны научиться отделять настоящее искусство от массового. Нам нужны подлинные народные мастера, художники, признанные общепринятыми канонами, критериями.
По признанию генерального директора НХМ Аси Габышевой у нас сегодня нет искусствоведов-критиков по традиционному художественному наследию. В свое время таковыми были искусствовед от бога, член корреспондент российской академии художеств Иннокентий Потапов, историк-этнограф Римма Гаврильева, которые свято хранили основные каноны. Наша задача равняться на них, выработать критерии.
Сегодняшними носителями традиционного художественного наследия можно назвать мас­теров – ювелира Ивана Захарова, Федора Маркова, владеющего широким диапазоном видов народного прикладного искусства, Афанасия Лопатина – мастера по изготовлению чоронов.
Безусловно, к таким мастерам и отношение должно быть соответствующее. И их можно приравнять к исполнителям олонхо, которые сегодня получают господдержку в виде стипендии. Носители традиционного художественного наследия несут визуальный мир олонхо. Сегодня в век урбанизации, коммерциализации существует угроза утери фундаментальных основ святыни народа, его сокровищницы.
Я много езжу по миру, изучаю культуру разных народов. Заметила, что за рубежом народных мастеров возносят, как живых классиков. К ним проявляют особое уважение и почтение.
Во-вторых, искусство становится профессиональным искусством, когда оно кормит себя. Для этого нужны госзаказы. Наши музеи последние 20 лет не имеют средств на приобретение шедевров. НХМ, например, содержит на временном хранении комплекты национальных костюмов в моем исполнении. Выкупить их у музея нет возможности.

– Вы впервые представили родную Якутию на всесоюзной выставке «100 мастеров СССР» ровно 30 лет назад. Сегодня вас приглашают представить персональные выставки за рубежом. Что привлекает внимание иностранцев в нашем искусстве?
– 2018 год выдался насыщенным на персональные выставки. В январе я выставилась в Японии, в августе в Англии, одновременно помогла в организации международного фестиваля по лоскутному шитью в городе Суздаль, где приняли участие наши мастерицы, и крайняя моя выставка прошла в Якутске. Своей масштабностью запомнилась выставка в Англии, где со всего мира приняло участие около тысячи человек. Мне выпала честь представить свою страну в числе десяти человек, презентующих свое творчество. На этой выставке я представила 65 своих работ.
К каждой своей выставке я отношусь со всей ответственностью, в деталях продумываю презентацию. Я понимаю, что своим появлением на различных площадках я несу представление о своем народе, его культуре, обычаях, традициях. Я никогда не боюсь везти тяжелые вещи, полные комплекты костюмов, стараюсь представить свой народ во всем многообразии. Мы не можем конкурировать с другими народами храмами, монументальными строениями, наша святыня – это традиционное художественное наследие, выражающееся в красивых изделиях в виде конского убранства, одежды, чоронов и изделий из бересты, которые хранят нашу уникальную самобытную культуру, древние истоки, корни.
Наша одежда ничем не уступает национальным, традиционным одеждам других народов. Женщина в якутском традиционном костюме – это поистине движущийся музей. Здесь отдельно рассматриваются украшения, материалы, аксессуары и исполнительское мастерство. Вся наша одежда и украшения имеют каноны. Мы интересны другим народам самобытностью, уникальностью, неповторимостью. Мы не должны уподобляться кому-то или подражать, а должны гордо нести свое национальное культурное, художественное наследие.
Продажа во время международных фестивалей и выставок качественной сувенирной продукции, изделий из серебра и мамонтовой кости входит в популяризацию якутских производителей и предпринимателей народных промыслов. Со знанием дела этим успешно занимается известная мастерица Дарья Гаврильевна Константинова, отличник торговли СССР.

– Где мы можем услышать о вас в этом году?
– С авторским проектом «Якутия — край тысячи табунов» буду участвовать на фестивале якутской этнической культуры в Киргизии 25-30 апреля. Кроме того, приму участие в съемках фильма в рамках международного проекта «Мастера мира». В качестве автора республиканского проекта «Молодой мастер» проведу выставку-конкурс для молодых художников, мастеров от 18 до 35 лет. Кроме того, якутские мастерицы будут принимать участие в праздничной программе, посвященной тысячелетию Суздаля, которая будет идти вплоть до 2024 года.


Анна Николаевна Зверева – одна из самых популярных, широко известных в стране и за рубежом представительниц традиционной якутской культуры. Член Союза художников России и Союза журналистов России, народный художник Якутии, заслуженный работник культуры Республики Cаха (Якутия). Лауреат всероссийских конкурсов «Искусство современного шитья» (2009, 2011), обладатель Кубка мэра Москвы за изготовление дизайнерской одежды (2008, 2011).
Лучшие образцы ее творчества хранятся в коллекциях Американского музея естественной истории (АМЕИ, Нью-Йорк, США), Российского этнографического музея (РЭМ, Санкт-Петербург), Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства (Москва), Национального художественного музея РС(Я), Якутского объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского.
Анна Николаевна – автор более десяти книг и около трехсот публикаций. За свою активную популяризаторскую деятельность, которая началась с 1976 года, А.Н. Зверева награждена медалью А.П. Чехова «За верное служение отечественной литературе».
В книге «Узоры земли олонхо» А. Зверева выступает как ученый, предлагая этнографический материал и его научное осмысление. Ей удалось собрать большой материал, в значительной степени рассеянный в разных музейных собраниях мира. Многие замечательные экземпляры предметов народного творчества, хранящиеся в коллекциях Европы и Америки, выявлены и изучены автором, соединившим в одном лице и исследователя, и художника.
Она работает в разных сферах и жанрах:от создания декоративных предметов быта – ковров, панно, комплектов конского убранства – до моделей одежды и оформления интерьеров. Мозаичное шитье «кыбытыы» А.Зверева справедливо преподносит как драгоценное культурное наследие, именно ей удалось вдохнуть новую жизнь в это искусство. Обновляя традицию, она обогащает историю, искусно восстанавливает связь времен.


 

Поделиться