Просмотров - 295

23 сентября 2016 15:45

Мой взгляд на великого прадеда

О Василии Васильевиче Никифорове Кюлюмнюре, моем прадедушке, можно рассказывать бесконечно, настолько многогранна его деятельность. Нет ни одной области культурного наследия якутского народа, где бы не упоминалось имя В.В. Никифорова.

Он везде был первым: первым писателем, первым драматургом, первым постановщиком пьес на якутском языке, основоположником якутской журналистики, меценатом, первым ученым, первым руководителем земства, первым политиком, создал партию «Союз якутов», основоположником либерального движения в Якутии.
Таким образом, я поняла, что наш прадед был яркой личностью, который может стать хорошим примером для подрастающего поколения. Его образованность и интеллигентность поражала всех, с кем ему приходилось общаться. И не случайно в 1906 году ленинградская «Красная газета» представила Никифорова своим читателям как профессора, Академик Иванов В. Н. считает, что это не было ошибкой, что Кюлюмнюр был первым реальным профессором из народа Саха, официально неоформленным. Именно на таком интеллектуальном уровне он показал себя, свои познания, свою великолепную русскую речь, свою породистую интеллигентную внешность.
Мы, к сожалению, его потомки мало что знали. Узнав о том, что мамин дедушка В. В. Никифоров является писателем, я спросила у нее: Почему о твоем дедушке ничего неизвестно. Мама ответила, что его считают буржуазным писателем, вот поэтому его имя запрещено. Можно тут задуматься, почему любимая внучка, которая много общалась с ним не рассказывала о его жизнедеятельности. А вспоминала только, каким он был в быту, с какой теплотой, нежностью, добротой относился к ней. Он жил в Москве и привозил ей необыкновенные подарки. А причина в том, что Зинаида Ивановна Никифорова прожила очень трудную жизнь с навечно приклеенным ярлыком кулацкой дочери и внучкой врага народа номер 1. Ёе не принимали ни в какое учебное заведение. Ей пришлось работать на кирпичном заводе. И всё-таки она добилась своего, закончила педагогическое училище и проработала учителем 40 лет. Мама оберегала нас, не желала нам той же участи, которой подверглась сама. У неё было четверо детей. Несмотря на всё это, она не озлобилась, осталось доброй, отзывчивой и заботливой. Помогала многим родственникам.
Когда начались разговоры о Никифорове Василии Васильевиче, мы с Артуром Ильичом, моим супругом, стали собирать наконец-то появившуюся литературу. У нас образовалась довольно-таки внушительная библиотека, которой пользуемся не только мы, но и те, кто интересуется жизнью и творчеством Кюлюмнюра. По мере того, как я узнаю о своем прадедушке, в первую очередь, обратила внимание на его необычность, величие среди окружающих его людей. Он покорял собеседников своей эрудицией, знаниями. Даже царские чиновники высоких рангов относились к нему с большим уважением. Их покоряла высокая культура языка, манера поведения, умение вести разговор в нужном русле, проницательный ум. Василий Васильевич встречался с цесаревичем Николаем Александровичем в г. Иркутске на торжественной встрече. Он благосклонно отнесся к Никифорову и назвал его «импозантным и красивым якутским витязем». Пожаловал Кюлюмнюру серебряную медаль за успешную работу. Наш прадед в царское время награждался 6-ю медалями (5-ми серебряными и одной золотой, еще будучи совсем молодым). В.В. Никифоров родился в 1866 году в Дюпсинском улусе. Интересно в какой же семье родился наш прадед? Его отец Василий Игнатьевич из Немюгинского наслега, выходец из бедной рабочей семьи. Он был от природы одаренным и быстро постиг русскую грамоту и славился известным якутским грамотеем того времени. Поэтому был направлен в Дюпсинский улус письмоводителем. Там женился на Елене Григорьевне, девушке безграмотной, но из зажиточной семьи. Своим детям, Василий Игнатьевич стремился дать какое-то образование. Организовал у себя частную школу. Отдачи большой школа не дала. У старшего сына Константина и других братьев с правописанием ничего не получилось. Они могли еле-еле подписывать свои фамилии. Петр религиозным остался навсегда и этим зарабатывал на жизнь. Константин сделался подрядчиком. Николай был пьяницей и картежником. В 30 лет сошел с ума. В таком состоянии прожил 25 лет. Отец умер, когда Василию исполнилось 3 года. После кончины отца для них настали тяжелые времена.
Василий с раннего детства внимательно слушал старые якутские сказки, рассказы о Манчаары. Рассказчики не могли даже и предположить, что мальчик, который вертелся около них напишет про судьбу этого человека, его именем назовет свое произведение. Что сам попадет через много лет в якутскую тюрьму и окажется в той же камере. Его приемным отцом стал Охлопков Даниил Федорович, глава Дюпсинского улуса. Он хотя был малограмотным, но интересным человеком, дружил с политссыльными. Он и занялся воспитанием Василия. Познакомил его с политссыльным Н. П. Странденом, который одаренного от природы мальчика обучил русской грамоте.
Затем отчим обеднел и не смог снабжать мальчика деньгами. Василий Васильевич уже не мог мечтать о поступлении в институт или университет. У матери был богатый брат, но он отказался помочь племяннику. Василию пришлось заняться репетиторством, чтоб завершить обучение в гимназии. Во время учебы в Якутске Василий общался с другими политическими ссыльными. После завершения учебы в гимназии, он занялся самообразованием. Благодаря П. П. Подбельскому изучил юриспруденцию. В этом еще помогал друг- брат Варвары Алексеевны. Дал ему свои конспекты. А у А. П. Сиповича прошел медицинскую практику. Разъезжал с ним по улусам и помогал ему. Даже сам вылечил рожистое воспаление. Поэтому можно сказать, что Никифоров еще в молодом возрасте стал эрудированным в различных областях знаний и включился в просветительскую и организаторскую деятельность.
Может появиться вопрос: как же в такой далекой глубинке дореволюционной малообразованной Якутии мог появиться такой незаурядный человек. Россия, в то время, сама того не подозревая, оказала огромную услугу якутскому народу, отправляя в Якутию высокообразованных ссыльных. Они оказали большое влияние на юного Василия. При изучении истории своего народа Кюлюмнюр решил разрешить самую главную проблему – это образование. Народ безграмотный не сможет самоуправляться.
Деятельность Никифорова на ниве просвещения народов Якутии является яркой страницей истории. Благодаря ему стало возможным строительство многих школ. Организовал на свои средства строительство школы в Дюпсе. Была открыта учительская семинария, из стен которой потом вышли такие революционные деятели, как М. Аммосов, П. Ойунский, И. Барахов, С. Аржаков и т.д. Кюлюмнюр мечтал о якутском университете, из стен которого появились бы свои специалисты: юристы, учителя, ученые, работники культуры, актеры, финансовые работники и т.д.
Многие его предложения, мысли, идеи в области высшего образования получили продолжение и воплотились в реальную жизнь. Кюлюмнюр много сделал по восстановлению Советской Автономии.
Он имел свои самостоятельные взгляды на строительство новой жизни. Благотворное влияние на якутское общество оказала Сибиряковская экспедиция (1894-1896 гг.). В ее состав была включена передовая часть якутской интеллигенции: В.В. Никифоров, Е.О. Николаев 2-ой, Н. С. Слепцов, И.Г. Соловьев и т.д. Когда Василий Васильевич приезжал в Якутск, он находился под впечатлением увиденного в России, он общался с крупными учеными. И стал ощущать бедность и убожество интиллектуальной жизни в Якутске. Так у него аозникла идея открытия в городе научной библиотеки с бесплатной читальней при ней. Был разработан Устав библиотеки, создан комитет, начат сбор пожертвований. Так была заложена в Якутске основа для библиотек. Первая библиотека была открыта в 1897 году. Читались доклады, чтения на якутском языке, переводы брошюр и даже писались распоряжения правительства на якутском языке.
А в 1887 году было предложено организовать краеведческий музей. А причина в том, что Кюлюмнюру прислали череп быка. Никифоровым был составлен проект об Якутском областном музее на 6-ти страницах. Это свидетельствует о его прямой причастности к его созданию. Газеты «Саха Олого» («Якутская жизнь», как и «Саха дойдута» (Якутский край) заложили основу якутской национальной журналистики и печати. До сих пор эта огромная заслуга Никифорова, как редактора, совершенно нигде не упоминается, более того, она старательно замалчивалась, как и то, что именно он, Кюлюмнюр, был организатором и издателем первого якутского журнала в 1912 году. «Саха саната» (Голос якута), открыв путь к творчеству А. И. Соофронову, А. Е. Кулаковскому, Н.Д. Неустроеву и т.д.
Губернатор Крафт поддерживал Василия Васильевича. Он был либералом, передовым человеком. Он уважал Василия Васильевича за его интеллект, ум, целеустремленность. Крафт помог Никифорову снять судимость, которая ему мешала защищать интересы своего народа. Никифоров преданно любил свой народ, служению которому он отдал 40 лет своей многотрудной и энергичной жизни. Из-за которого он так много перенес. Народ отвечал ему взаимностью на его хлопоты, уважал его и доверял ему. Когда Василий Васильевич приезжал в Якутск, народ узнавал об этом и бежал на берег встречать своего кумира. Об этом, наверное, вы читали. Собиралось более 200 человек. Все пытались пожать ему руку, дотронуться до него. Несмотря на это Никифоров-Кюлюмнюр был репрессирован 15 сентября 1927 года и погиб в тюремной больнице г. Новосибирска в 1928 году. Но это другая тема.
И в заключение, я хочу сказать, что идеи и планы В.В.Никифорова-Кюлюмнюра были настолько перспективны и дальновидны, что даже более чем через 100 лет они оказались актуальными и претворяются в жизнь нашими современниками. Это самоуправление, всемерное развитие сельского хозяйства в Якутии, строительство дороги до Охотского побережья, а также железной дороги. Претворяются в жизнь открытие различных учебных заведений в Якутии, улучшение быта населения, борьба за здоровый образ жизни и т.д.

Альбина Федоровна Никифорова,
правнучка
В.В. Никифорова-Кюлюмнюра, приложившая большие усилия для реабилитации прадеда, пропагандист и собиратель материалов о нем.

%d такие блоггеры, как: