1177

19 февраля 2016 17:57

«В кино важна атмосфера»

Экранизован первый детектив в истории якутского кино. Вчера во всех кинотеатрах Якутска прошел анонсируемый, как первый якутский детектив, художественный фильм по одноименной повести народного писателя Якутии Егора Неймохова «Сайсары куелгэ...» («У озера Сайсары») кинокомпании «Art.Doydu».

О новом уровне качества, о том, кто на самом деле делает настоящее кино, читайте в интервью с режиссером-постановщиком Константином Марсаном.

 Константин, как самому фильм? Доволен результатом?

– Главный критик – это зритель, он и определит результат. Это был труд большого количества людей, каждый вложил в него свою душу и силы, поэтому в любом случае фильм дал всем нам огромный опыт, и в этом плане мы, конечно, довольны результатом.

Как считаешь, удалось ли достичь нового уровня качества в контексте якутского кинематографа?

— Кино — это очень трудоемкий процесс, где очень важны мелочи, детали, ведь даже те вещи, которые мы не замечаем, на самом деле, сильно влияют на нас, оказавшись в кадре. Как стоит стакан, какого цвета у актера, какая прическа у актрисы, какие книги стоят на полке. В большом профессиональном кинематографе этим занимается целый штат людей. В наших условиях, конечно, до такой щепетильности  пока далеко. Поэтому чаще всего в якутских фильмах у актеров своя одежда, эпизоды сняты в жилых квартирах у друзей. В итоге, мы теряем фон, он не играет на актера, их одежда не играет на образ, город, обстановка не поддерживают настроение и атмосферу кадра. Нужно много работать, чтобы все в кино выглядело естественно. На самом деле, ведь ничего естественного там нет. Все играет на восприятие, которое зритель, может быть, и не заметит, но подсознательно будет улавливать.

Как создавать атмосферу фильма?

— Стилистика фильма должна быть поддержана грамотным бэкграундом, который создаст необходимую атмосферу, образ и настроение. А все это создается множеством невидимых работников — декораторов, реквизиторов, гримеров, художников, осветителей, которые видят и дополняют кадр. Они должны быть настоящими профессионалами, чтобы делать настоящее кино. Поэтому я очень рад, что у нас в проекте работала большая команда профессионалов, которые помогали нам создать эту атмосферу. Художником-постановщиком была театральный художник и дизайнер Екатерина Шапошникова. Она очень щепетильно подходит к делу. Чтобы в квартире главного героя было нужное нам настроение, например, были перекрашены стены, поменяли пол, мебель. Над образами и костюмами актеров работала модельер, член Союза дизайнеров России Жанна Нестерова, которая при подборе одежды учитывала даже характер персонажей, в каких условиях они существуют. Цвет одежды подбирался по тому, какое освещение будет доминировать в том или ином эпизоде. Реквизитором работала Лидия Суздалова — она находила совершенно удивительные вещи, которые дополняли образ героев, в обстановке и в интерьере. А ведь это очень важно, чтобы в кадре не было «бытовухи». Каждая деталь должна работать на настроение и на атмосферу.

— Тогда можно рассчитывать на качественное кино? Расскажи про команду, которая работала над фильмом.

— Кинокомпании «Art.Doydu» удалось собрать отличную команду. Марианна Скрыбыкина — продюсер фильма, профессионал высокого уровня. Она может организовать все! Мы получили все, что хотели. Съемки на фоне гор в Оймяконском улусе, локации с невероятными интерьерами на любой вкус, сцену с автомобильной пробкой, которая была создана сиюминутно. У нашего оператора Искандера Иванова очень интересное видение, он умеет подчеркнуть освещением игру актеров. Каждый раз ставил кадр, и получалась как картина. Поэтому даже трущобы сняты красиво. В детективной истории, как и в комедии, любом другом жанре, есть свои особенности, приемы — вечернее освещение, приглушенный свет, специальные ракурсы, передающие настроение. Все это очень хорошо построено нашими осветителями и операторами. Очень украсили фильм, сцены снятые коптером. Михаил Андросов и Радомир Томский умеют делать потрясающие кадры. Звук фильма мы полностью заказали в Петербурге, в студии «Тонваген». Наш звукорежиссер Сергей Иванов создал абсолютно естественную атмосферу с помощью звуков и шумов. Особенно хотелось бы отметить музыку фильма. Нервный, таинственный саундтрек, вводящий человека в транс был специально написан композитором Николаем Михеевым. А афиши и рекламные материалы мы заказывали нашим землячкам, дизайнерам, живущим в Праге, Люции Степановой и Сардаане Коротовой. Компьютерную графику нам из Москвы делал Трофим Романов, он чистил не только звуковые приборы и наши тени случайно попавшие в кадр, но и делал композинг сложных комбинированных съемок… Команда огромная! В фильме задействовано больше 80 профессиональных актеров Саха театра, Русского театра, Театра Олонхо, Театра юного зрителя. Даже на эпизодические роли у нас были актеры. Считаю, что Вячеслав Лавернов и Галина Тихонова отлично справились со своими ролями.

— Почему детектив? 

— Это был сознательный выбор. Мы озадачились популяризацией якутской жанровой литературы. Якутский зритель привык к комедиям, ужасам, мелодрамам. А вот детективный жанр сам по себе достаточно сложный, в якутском  кинематографе его практически нет. Поэтому это был большой риск, ведь гарантию успеха никто не дает. После довольно-таки продолжительного поиска темы, написания нескольких вариантов сценариев, в том числе и с московскими сценаристами, к которым мы тоже обращались, вышли на произведение Егора Неймохова и решили остановиться на нем. Вот тут перед нами предстало непаханое поле… Если высокая литература у нас более или менее экранизируется и популярна, то детективы даже в якутской литературе мало представлены. Это просто замечательно, что у нас есть такой писатель, как Егор Неймохов, который писал детективы. Было очень интересно. Два года, что мы работали над этим фильмом, прошли стремительно быстро.

— Действие фильма происходит в наше время, а книга повествует 70—е годы. Якутскому кино пока сложно экранизировать исторические фильмы, восстановить картину тех лет?

— Конечно, сложно. С тех пор очень многое поменялось – страна, законодательство, уголовное право, поведение людей. Контекст времени поменялся. Говорят же, что каждое время производит свои лица. У нас сейчас даже лица другие, выражение глаз поменялось. Вот почему, когда делают ремейки старых советских фильмов, зрители их особо не воспринимают. Нам было бы сложно восстановить реальную картину тех лет. Но хочу подчеркнуть, что «Сайсары куелгэ…» — это достаточно самостоятельная история, не  буквальная экранизация книги, а фильм, снятый по мотивам. Мы старались сохранить дух книги, ее атмосферу, а все остальное – вымысел, со своей отдельной интригой. Я думаю, он будет интересен и тем, кто читал книгу, и тем, кто еще не ознакомился с ней.

— В России объявлен Год кино. Государство намерено поддержать отрасль, реанимировать ее, продвигать национальное кино. У тебя какое предложение, пожелание на этот счет?

— Мы сами по себе уже достаточно уникальный регион в России по объему снимаемого кино. Люди за пределами республики удивляются, что в таких условиях у нас еще развивается кинематограф. Думаю, что стоит обратить внимание на проблему подготовки кадров. Нам очень нужны именно узкие специалисты, о которых я выше говорил, декораторы, гримеры, художники, костюмеры, помощники режиссеров, монтажеры, графики. Но считаю, для этого не обязательно отправлять группу ребят куда-то в центральные города, достаточно будет пригласить настоящих специалистов оттуда к нам. Дать возможность им поработать вместе с нашими ребятами на съемочной площадке, чтобы они показали внутреннюю специфику своей работы. Ведь азам этих специальностей – сценаристов, осветителей, кастинг директоров, художников по свету, цветокорректоров можно научиться только на практике. На мой взгляд, только так можно получить опыт и перенять чьи-либо методы работы. И тогда у нас появятся свои кадры, специалисты, которые сделают якутское кино, со своей атмосферой, характером, почерком, стилем. Ведь, все это появляется именно благодаря этим специалистам.

— Какие фильмы ты сам любишь смотреть?

— Люблю психологические фильмы, вне зависимости от жанра, главное, чтобы там были достоверные характеры. А еще для меня лично очень важна визуальная составляющая. Я люблю, чтобы в фильмах было красивое изображение, интересная атмосфера. Любимые режиссеры — Стэнли Кубрик, Вуди Аллен, Аки Каурисмяки, Акира Куросава. Считаю их мастерами, которым нужно хотя бы подражать. А еще я очень люблю «Воздушный цирк» Монти Пайтон.

Справка

Константин Марсан – режиссер, окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (г.Москва) в 2006 г.

Фильмография:

– х/ф «Дорога», 2012. Режиссер монтажа.

– х/ф «Айыы уола», 2014. Второй режиссер.

– х/ф «Сэмэнчик», 2012. Режиссер монтажа.

– х/ф «Покидая благоухающую гавань», 2011. Режиссер монтажа.

Dog