136

29 марта 2019 в 13:08

Кто хочет окунуться в «Океан»?

 

Остается не так уже много времени до окончания приема работ на объявленный республиканский конкурс сочинений «Гражданином быть обязан!», приуроченный к предстоящему 25-летию Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я).

Мы ждем ваши работы, дорогие ребята, согласно Положению конкурса (публикуется рядом). А вы, наверняка, хотите побороться за замечательные призы – путевки в лагерь «Океан», чтобы окунуться в настоящее Японское море и неповторимую атмосферу известнейшего всероссийского детского центра, что находится вблизи Владивостока. Будут и другие ценные, а также специальные призы.
Внизу представляем еще одну замечательную работу – эссе ученицы Сангарской гимназии Валерии Петровой. Замечательна она прежде всего идеей – в гимназии избрали настоящий школьный… парламент! Как это происходило от идеи до воплощения, о встречах с депутатом Госдумы и подготовленном ребятами проекте – вместе читаем в публикуемом сочинении (пунктуация и орфография автора сохранены).

О будущем и прошлом родных мест – устами детей

Представляем два сочинения, написанные девочками, живущими очень далеко друг от друга: одна в Эвено – Бытантайском национальном улусе, вторая – в столице республике. Но объединяет их обеих любовь к своей земле — с историей и на перспективу описаны родные места.

Наш поселок с каждым годом расширяется
Я живу в Эвено – Бытантайском национальном улусе РС(Я). Учусь в Кустурском общеобразовательной школе им И. Н. Слепцова, которая уже третий год является агропрофилированной школой. С тех пор в нашей школе директором работаем Анна Егоровна Никитина, а по части агропроизводства руководит Алена Николаевна Старостина. В дружном, творческом коллективе работают много учителей и учеников, 112 учащихся по национальности: эвены и якуты.
Наш улус является одним из уникальных улусов, так как одновременно занимаются тремя отраслями сельского хозяйства: животноводством, коневодством и оленеводством.
С каждым годом мы набираемся опыта в разных направлениях; в школе каждый год летом выращивают в теплицах огурцы и помидоры, в прошлом году вырастили много капусты, моркови и свеклу. Работают все дружно, отдыхаем на природе, красота здешних лист завораживает летом, поселок наш стоит не далеко от речки Бытантай.
Я сама являюсь правнучкой потомственных оленеводов – эвенов, гордостью вспоминаю своих прадедов, и прабабушек, которые работали не покладая своей руки во имя нашего счастливого будущего. С каждым годом узнаю много из истории о своих родственниках, которые кочевали по бескрайним просторам нашего улуса.
Мой прадедушка Слепцов Егор Дмитриевич в январе 1923 года родился в семье оленеводов и охотников. Наш прадедушка с малых лет работал оленеводом, помогал родным по дому. С малых лет он стал оленеводом и до самой старости проработал оленеводом, вместе с Гороховым Василием Васильевичем. За хорошие показатели был награжден многими почетными грамотами и дипломами. В 1960-65ые годы был лучшим оленеводом Кустурского совхоза. Во время Отечественной войны в 1941-45-е годы за хорошую работу был награжден медалью и стал Ветераном труда. По обмену опыта съездил в Красноярск и Казачье. Мой прадедушка в 1991 году сильно заболел и умер.
Свою трудную и очень нужную для северного края работу оленевода, он передал своим детям и внукам, они до сегодняшнего дня работают в оленеводстве приумножая богатство севера.
Коневодство. Коневодством у нас занимаются издавна, но в последнее время коневодство стало спадать и молодые люди взялись за это. После того, как Правительство Якутии стало уделять внимание молодым фермерам.
Мы живем очень далеко от центральных улусов, раньше к нам хозяйственные, бытовые товары возили наземным и речным путем. Это я узнала от своих бабушек и дедушек. В местности Селябрь была построена база для привоза грузов на малосудоходном пароходе с баржей. Такой путь сейчас уже остановился давно. Рассказывают что груз доставляли на многих оленях, и участвовали для этого много людей и в том числе были даже женщины.
Сейчас наш поселок с каждым годом расширяется, молодые не хотят уезжать и строят себе современные дома, хотят чтобы их дети росли и учились на родной земле. Я очень горжусь что живу такой красивой местности, мой родной поселок летом и зимой очень живописен. Вокруг с двух стороны горы, с восточной стороны возвышается скалистая гора, а под ней течет горная, хрустальная вода нашей родной речки Бытантай. Летом луга покрываются цветами и растут лекарственные растения. Преобладают цветковые разнотравья и растут карликовые березы. В начале ноября вечерами на темном небе красивое северное сияние и сияющие звезды, и из-за гор восходит такая круглая, ясная луна.
Население по численности не очень большое, но здесь живут потомки настоящих тружеников. Молодые люди хотят восстановить былые времена и стараются приобщиться к разным отраслям сельского хозяйства.

Наталья ГОРОХОВА, 9 класс

 

Красивый район – красивый город
Меня зовут Спиридонова Миланна, мне 12 лет, учусь в 5 «В» классе в Политехническом лицее (школа №14). Я родилась и живу в Якутске. Мой город является столицей северного края, где живут самые добрые и сильные духом люди. Благодаря им наш город с каждым днём становится всё лучше и лучше.
Якутск сегодня – это много красивых каменных домов, с национальными узорами, светлые и чистые улицы, исторические музеи, библиотеки, памятники и многое другое. И всё это для нас, для детей, которые являются будущим города Якутска. И для каждого из нас Якутск – наш дом. Как говорит моя мама «Улица, где стоит наш дом, район, где находится наша улица, район, который является частью нашего города – это всё наш дом, за которым надо ухаживать». И я согласна со своей мамой. Если все жители Якутска будут относиться к нему как к своему дому, наш город завтра станет еще светлее, чище и счастливее.
Наш город хранит в себе много исторических событий. Мне очень нравятся разные истории и предания про становление города, люблю рассматривать фотографии прошлых лет. Особенно интересны мне легенды и истории про озеро Сайсары. Именно с этого озера и началось существование города Якутска. Район, в котором я живу назван в честь этого озера. И я хочу написать про свой район Сайсары, который является старинной частью Якутска.
В моём районе много деревянных и бетонных домов. Деревянные дома очень старые и чёрные и, по мне, сильно портят внешний вид города. И около них много бездомных собак, которые разбрасывают мусор. Скоро эти дома снесут и построят новые бетонные дома. Тогда мой район станет чистым и красивым. Но и бетонных многоэтажных домов много. Около них есть красочные большие площадки для детей. Раньше все дома в Якутске были деревянные. Потом стали строить бетонные. В таких домах теплее и уютнее.
Моя школа стоит напротив озера Сайсар. Оно очень глубокое. Летом и осенью на нём плавают много чаек и уток. Можно даже увидеть утку с утятами. Они очень мило крякают. Иногда можно увидеть людей на лодке, которые рыбачат. Ещё в 2012 году на берегу озера открыли Сквер Матери и поставили памятник матери. Он очень большой и красивый. И как говорит мой прадедушка «Это самый добрый памятник в нашем городе». Я люблю гулять и играть на площадке около памятника. И там устраивают разные праздники.
Также на моём районе есть библиотека имени Маяковского. Он стоит рядом с моим домом. Могу сказать, что это мой третий дом после школы. Хоть его здание – старенький деревянный неприметный домик, для нас это дворец удивительных книг и журналов. Библиотекари всегда встречают нас как своих детей, с радостью показывают новые журналы. Там можно посидеть с ребятами и поиграть в настольные игры, всегда проводят интересные мероприятия и праздники.
Пусть сегодняшний мой район это: деревянные дома, грязные улицы, много собак, разбросанный мусор, зато завтрашний район Сайсар – светлый, чистый, везде бетонные дома, детские сады, уютные большие дворики, детские площадки, чистые широкие улицы. Ведь дом, в котором живёшь надо любить, ухаживать за ним и беречь. Красивый район-красивый город.

Миланна СПИРИДОНОВА, 5 класс

 

Мой законопроект – для развития моей республики
Начнем с того, что такое законопроект. Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.
Как мы знаем разработкой и принятием законопроекта занимается законодательная власть, но и обычные граждане имеют право предлагать свои законопроекты. И я предлагаю проект, который в нашей школе работает четвертый год.
Я учусь в 11 классе МБОУ «Сангарская гимназия». У нас очень хорошая школа, замечательные учителя и самые лучшие родители. Самое интересное – это орган ученического самоуправления, которое появился у нас в 2015 году – Школьный парламент. Этот проект нам предложил Совет Депутатов и избирательная комиссия района. Вначале они провели общешкольную конференцию с 7 по 11 класс, нас этот проект не очень заинтересовал. Но, когда нам рассказали, и предложили самим принят закон о выборах школьного парламента, мы очень удивились. Ведь закон – это такой документ, который может принят Государственная Дума и Ил Тумэн, а тут мы сами делаем и принимаем его. После обсуждения, проект был принят большинством голосов с двумя поправками.
По этому проекту Совет старшеклассников, является исполнительным органом, а лидера совета старшеклассников утверждают депутаты Школьного парламента. В свою очередь депутаты в Школьный парламент избираются с 8 класса. Избирают и имеют право быть избранными ученики с 8 по 11 класс. Во время избирательного процесса избираются так же с 8 по 11 класс члены школьной избирательной комиссии.
Во время всего избирательного процесса консультировали нас и проводили семинары территориальные избирательные комиссии района. При их помощи мы разработали рабочий блокнот для членов школьной избирательной комиссии.
С моего класса одна ученица стала председателем комиссии, а другая секретарем. А я стала кандидатом в депутаты Школьного парламента. Руководители проекта предложили нам наставников, с помощью них мы подготовили предвыборную программу. Я вместе с моим наставником ходила по классам и проводила агитацию своей кандидатуры, рассказывая о своей программе.
В свою программу, я включила то, что больше всего волновало школьников. Перед ее составлением провела опрос и выявила те проблемы, которые интересовало их, и те изменения, которые они бы хотели бы в нашей школе. В итоге, я в своей программе предложила установить ящик идей, куда школьники могут писать свои идеи, потому что для большинства из них легче выразиться в письменном виде, чем в устном. Проведение вечеров культурного отдыха и досуга, так как мы учимся на 3 этаже, проведение таких мероприятий проблематично. И самое главное это строительство новой школы – гимназии. И вот настал самый ответственный день – День выборов. Все кандидаты очень переживали. Члены избирательной комиссии, ездили по домам к тем, кто болел, таким образом проголосовали почти все ученики нашей школы. В итоге приняло участие 93% избирателей – учащихся и я стала депутатом.
Совместно с руководителями проекта и управлением строительства района мы провели публичные слушания проекта будущей школы. Присутствовали представители администрации района, женсовет, совет ветеранов и наши наставники. Проект будущей школы получился очень интересным, школа с интернатом, со спортивной и игровой площадкой.
И потом произошел для нас исторический момент, к нам приехала депутат Государственной Думы Российской Федерации Галина Иннокентьевна Данчикова. Мы записались к ней на прием и рассказали о Школьном парламенте, о проекте, и она пригласила нас в Государственную Думу в Москву. И мы, 3 депутата Школьного парламента поехали в Москву. Нас очень радушно приняли. Наш проект, как сказала Галина Иннокентьевна очень большой и посоветовали улучшить его, и приехать через год. Что мы и сделали. Составили макет, план, просчитали рождаемость и смертность нашего поселка. На что она ответила, что всегда держит свое обещание, и поможет нам реализовать наш проект.
На круглом столе с главой района, мы депутаты школьного парламента поставили вопрос о проекте гимназии. Нас услышали и поддержали, был заказан проект будущей школы.
Таким образом, благодаря нашему проекту Школьный парламент мы не только смогли разработать проект строительства нашей школы, но и добились рассмотрение об ее строительстве на самом высоком уровне. Нас простых школьников услышали.

Валерия ПЕТРОВА

Поделиться