Просмотров - 114

27 марта 2017 09:46

«Местное самоуправление переживает один из труднейших этапов»

  В Российской Федерации отсутствует  понятная людям стратегия  государственной политики в области местного  самоуправления, считает известный специалист по вопросам местного самоуправления, вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) Роальд Бабун, который приглашен в качестве эксперта I Съезда депутатов представительных органов Республики Саха (Якутия):

–       В настоящее время местное самоуправление в России переживает один из самых трудных этапов в своем развитии. За последние годы в результате реформ, осуществленных в соответствии с известными федеральными законами, местная власть в России была существенно ослаблена. Она стала менее зависимой от воли своих избирателей и более зависимой от государственных органов, а ее финансовое обеспечение заметно ухудшилось.

Основная проблема местного самоуправления – отсутствие общей концепции и ясной перспективы дальнейшего развития местного самоуправления в России, его места и роли в государстве и в обществе. Последний документ такого плана  был утвержден еще в 1999 году – Указом Президента России Бориса Ельцина «Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».

Следует, однако, отметить, что эта политика сформировалась в тот период, когда федеральный центр был достаточно слабым, экономическая ситуация в стране – критической, не было сформировавшейся «правящей» политической партии. В сложившихся тогда условиях органы местного самоуправления приняли на себя основной груз проблем по текущему жизнеобеспечению населения и одновременно выполняли множество нефинансируемых государственных функций, что обеспечивало им мощную поддержку со стороны населения.

Сегодня ситуация, конечно, другая, но многие положения указанных документов сохраняют свою актуальность. Без четко сформулированной концепции и государственной политики в области местного самоуправления все иные мероприятия не дадут системного результата.

Для преломления ситуации необходима разработка и принятие указом Президента России концепции и основных направлений государственной политики в области местного самоуправления. Важным шагом является воссоздание в составе Правительства России органа, комплексно отвечающего за развитие местного самоуправления, усиление соответствующей структуры в Администрации Президента России.

Другая проблема – нестабильность и противоречивость законодательной базы местного самоуправления. Существует необоснованность разграничения компетенций между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также многочисленные противоречия между законодательством о местном самоуправлении и нормами Налогового, Бюджетного, Градостроительного, Земельного, Жилищного кодексов, отраслевыми федеральными законами.

К сожалению, не до конца решены финансовые проблемы местного самоуправления. Здесь дело не столько в общем дефиците финансовых ресурсов государства, преодоление которого в короткие сроки невозможно, сколько в несправедливости действующего налогово-бюджетного законодательства по отношению к местному самоуправлению, отсутствии его финансовой автономии. Все меньшую долю в доходах местных бюджетов занимают собственные источники, которыми могут самостоятельно распоряжаться органы местного самоуправления, и все большую долю – различные формы целевых трансфертов.

Таким образом, у органов местного самоуправления отсутствуют стимулы для социально-экономического развития муниципальных образований и расширения их собственной доходной базы. Все связанные этим налоги поступают в бюджеты других уровней.

Другая важная проблема — несовершенство и непродуманные изменения в территориальной организации местного самоуправления, которые в результате укрупнения поселений, и особенно вследствие создания городских округов в границах муниципальных районов, уничтожают самое главное, нижнее звено местного самоуправления – поселения. Это препятствует самоорганизации жителей и формированию на этой основе местных сообществ, возникающих в конкретных населенных пунктах, независимо от их правового статуса.

Необходимо пересмотреть концепцию территориальной организации местного самоуправления. Содействие формированию местных сообществ в населенных пунктах, независимо от их правового статуса. Каждый городской населенный пункт (их в России менее 2,5 тыс.) должен иметь муниципальный статус. Сегодня его не имеют свыше 200 городских населенных пунктов. Максимальная поддержка (включая финансовые условия) субъектами РФ института сельских старост в населенных пунктах, не являющихся поселениями. Хороший опыт такой работы имеется в Ленинградской области и ряде других субъектов РФ. Это особенно важно при неизбежном укрупнении экономически слабых сельских поселений, при котором возрастают количество населенных пунктов в одном поселении и расстояния от дальних населенных пунктов до центра поселения.

Справка

Роальд Владимирович Бабун

Доктор экономических наук, профессор. Заведующий кафедрой муниципального управления НФИ КемГУ. Вице-президент АСДГ.

Ведущий российский эксперт по вопросам местного самоуправления, муниципального управления, муниципальной экономики. Автор около 150 книг, учебников и статей в профессиональных журналах, опубликованных докладов и выступлений.

Член экспертного совета Комитета Государственной Думы по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления.

Член экспертного совета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Член экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС).