236

05 февраля 2016 в 15:29

Время больших тревог и надежд

Что только не сказано о России сегодняшних дней и ближайшего будущего. Страну в 2015 г. «ждет «катастрофа» , предрекали у нас в Якутии. Слава богу – вроде бы обошлось, страна не рухнула, политического переворота не произошло.

Про зловещую тень «дефолта 1998 г.» в России говорил даже самый ленивый. Про огромную осталось российского государства от всех стран мира на «уровне Гондураса» твердили лидеры либеральной доктрины, провалившие страну за семь лет нахождения во власти в начале 90-х годов прошлого века ( Греф, Чубайс).

Такие неопределенные периоды у нас, вроде бы, появились. Они вызывают большую тревогу за судьбу страны, за судьбу всех нас. Но, удивительно другое , общая тревога ничуть не помешала определенным надеждам. В Республике Саха (Якутия) до осени 2016 г. начата разработка плана стратегического развития до 2030 г. с прицелом до 2050 года. Что это – поиски точек развития или мы начали заниматься «маниловщиной»?

Обо всем этом нужно поразмыслить, поскольку такую возможность дала нам сама природа.

Где найти недостающие деньги?

Были только два выхода – использовать золотовалютные резервы в сумме 2,5- 3 триллиона рублей или сократить, как предлагает министр финансов Антон Силуанов, расходную часть бюджета на 10 процентов (тогда резервный фонд остался бы на самый «черный» день). Оба варианта никого не устроили. Тем не менее, видимо, какую-то часть «заначки» придется использовать для восполнения выпадающих доходов и где-то «урезать» расходы.

Поскольку оффшорные деньги в страну не вернулись, то пришла идея приватизации государственных корпораций. Эту линию ведет министр экономического развития А.Улюкаев. Под эту программу, возможно, попадут Ростелеком, Роснефть, Транснефть, Аэрофлот, их приватизацию намечается начать с 7 февраля. В.В.Путин уточнил – в этом процессе будут участвовать компании с российской юрисдикцией и доказавшие свою успешную деятельность. Ожидается, что на этом бюджет заработает около 1 триллиона рублей – немалая и необходимая сумма. Но это мера требует осторожности и полной прозрачности. Если она пройдет как в 1992-1993 годах, то доходные компании государство потеряет и больших денег не выручить.

Раньше предлагали приватизировать Сбербанк, а потом пошли слухи об АЛРОСА. Ю.Трутнев, судя по сообщениям СМИ, ничего страшного не видит, если АЛРОСА приватизирует ту часть хозяйства, которое не относится к основному производству. Но это, вызывает большие опасения – дай только волю, все разнесут. За сохранение госпакета АЛРОСы встал грудью глава Якутии Егор Борисов, дошел до самого В.В.Путина. Видимо, отстоял, иначе бюджет республики «поплывет». Сегодня эта кампания пока не входит в «черный список» приватизируемых предприятий.

Есть мнение, что при участии негосударственных акционеров состояние дел резко повысится. По этому поводу есть большие сомнения – государственный пакет означает, что управлять по-прежнему будет государство. А государство, как все признают, не самый лучший хозяин , при этом все малые и средние предприниматели, как и раньше будут вытесняться с рынка.

Есть ли перспективы у малого бизнеса, как «национальной идеи»? Но предпринимательство в России дает только 17 % ВВП, когда как в Германии – 40%. И в ближайшее время этот уровень, как ожидается, поднимется только до 20 %. Так что дальше «идеи», видимо дело не пойдет. Очень жаль. Недавно прошел форум «Опоры России». Президент – Калинин Александр Сергеевич, имеет 13 вице-президентов, работают 36 комитетов и толку еще мало. Если такой большой механизм колесо бизнеса не крутит, то кто пробьет ему дорогу? Все считают – государство. Но ведь государство ушло от экономики, действуют рыночные механизмы, которые и должны были использовать такие структуры, как «Опора России». «Опора» не справляется с задачей – в этом суть. Это я говорю потому, что не сырьевые источники пополнения бюджета нам не скоро будут делать погоду.

Дело осложняется экономическими и финансовыми санкциями против России. Значит, увеличить казну за счет Запада не представляется возможной. Эта проблема чрезмерно политизирована США и Европейским Союзом и в ближайшие два-три года, как минимум, не разрешится в нашу пользу. По словам В.В.Жириновского — это хорошо, страна будет развивать свое производство. Теоретически это так, но практически означает создание новой модели экономики, на которое уйдет десяток лет. А жить надо уже сегодня.

Подливает масла в огонь обесценение национальной валюты в связи падением цены на нефть. Сегодня, 4 февраля, баррель нефти марки Brend стоит 35,04 долларов, доллар – 76,8, евро – 85,3. Все искали «дно», оно показало 30 долларов за бочку нефти. Значит, идет восхождение. На этой основе А.Улюкаев осторожно предполагает о плюсовых значениях ВВП к концу 2016 года.

Неужели время тревог проходит и наступает период надежд?

Надежда не умирает никогда

Так можно коротко прокомментировать суть интервью Е.А.Борисова в федеральной популярной газете «Ведомости». На это он имел, как нам кажется, полное право.

В 2015 г. Республика Саха (Якутия) по выполнению Майских (2012 г.) Указов Президента России вошел в десятку ТОП-регионов, заняв шестую строчку. Напоминаем, что это были Указы № 597 ( по социальной политике), № 598 ( по здравоохранению), № 599 (в области образования и науки), № 606 (по демографической политике). Значит, по этим направлениям развития из 85 регионов России мы на шестом месте. Хороший показатель. Высоким оказался, по итогам мониторинга, и личный его рейтинг. Это с учетом того, что мы не в Крыму живем, вряд ли какой другой руководитель нашей республики до него добился высоких результатов. Конечно, работала вся республика, но спрос – то с первого лица. Так было, так будет всегда.

В интервью он сказал, что РС(Я) «переживает кризис лучше, чем другие регионы». Кризис тогда, когда выпуск валовой продукции в минусе. А рост регионального продукта республики в 2015 г. составил 3%, в 2016 г. положительная тенденция сохранится – 2,8%. В 2013-2014 гг. средний тмп роста экономики составлял 5-6 %. Якутия, видимо, дошла до такой стадии развития, когда уже практически ставится опрос о ликвидации дотационности, т.е. унизительной зависимости от федерального Центра. Уровень собственных доходов в 2016 г. достигнет 70 % ( в 2010 г.- 49%).
С учетом положительного решения этой вечной проблемы (собственного покрытия расходов) Ил Дархан дал задание Правительству до конца 2016 г. разработать стратегический план развития Якутии до 2030 г. Надо полагать, что к этому времени Республика Саха (Якутия) выйдет на уровень не дотационных субъектов, а может быть войдет в число доноров. Но для этого необходимо выработать новую промышленную политику об опережающем развитии таких регионов, как Якутия, богатых полезными ископаемыми. Мы по их запасам в России на первом месте, с нас и надо начать.

Одна из проблем, финансирование. Оно всегда было камнем преткновения. На этот раз федеральному центру придется раскошелится. Но для этого должны быть реалистичные проекты Правительства республики. При желании это можно сделать. Вторая проблема – транспорт. Железную дорогу до Нижнего Бестяха все же довели, теперь нужен мост через реку Лену. Мост через Керченский пролив, возможно, будет готов к 2018 году. Надо, чтобы потом очередь дошла до Лены. Всему сообществу республики надо начать мощное общественное движение за реализацию этого проекта, а не сидет сложа руки, когда власти за это возьмутся. Не зря Е.А.Борисов назвал это «самой кричащей проблемой».

Без включения месторождений в экономический оборот республика никогда не выйдет из положения полной зависимости от Центра. Отсюда следует, что эта важнейшая политическая проблема. Будучи бедными, мы никогда не добьемся равноправных и справедливых федеративных отношений. В этом гвоздь проблемы. Разве за это не стоит самим в поте лица как следует поработать? Такая надежда у нас никогда не умрет.

Какие «секреты» раскрыл Николай Бугаев?

13_20160205055851_15353

Бугаев Н.Д., руководитель недавно организованного Департамента по гражданским инициативам, так характеризует некоммерческий ( «третий») сектор. По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Республики Саха (Якутия) зарегистрировано юридически 2017 некоммерческих организаций, из них не менее 767 относятся к категории социально ориентированных. В 2013 г. их было 1670, а в 2015 г. дошло до 2017. Существенный рост некоммерческих организаций наметился со времени образования Департамента по гражданским инициативам.

В 2015 году Республика Саха (Якутия) приняла участие в конкурсе Министерства экономического развития России среди субъектов Российской Федерации и оказалась в числе победителей с размером субсидии из федерального бюджета на 9 513 тыс. рублей. В 2014 г. за счет республиканского бюджета получено 61 млн.рублей, 2015 г. – 41 027 тыс. рублей и плюс 9 513 тыс. рублей из федеральной казны. Общий объем финансирования подпрограммы на шесть лет ( до 2019 г.) составляет 260 млн. рублей. Широкое развитие гражданских инициатив и их поддержка со стороны Правительства республики есть еще одна существенная надежда. Такая надежда за два года подтвердилась и имеет шансы на дальнейший успех.

Так, кто сказал, что надежда умирает последней? Надежда никогда не умирает!

Николай Слепцов, политолог, член общества «Знание».