131

23 апреля 2019 в 15:54

Ил Тумэн – 25 лет: вчера, сегодня, завтра

О конституционных основах развития парламентаризма в Якутии, а также истории становления Госсобрания РС(Я) и задачах на ближайшие годы, шла речь во время «круглого стола», который прошел в Ил Тумэн. Его инициировало Якутское региональное отделение Ассоциации юристов России.

Тема дня
Участие в разговоре приняли как действующие депутаты, так и их коллеги из разных созывов парламента Якутии, включая самый первый. Как заметил председатель Конституционного суда Якутии Александр Ким-Кимэн, который вел заседание, тема очередной дискуссионной площадки была выбрана не случайно. «В ее рамках мы всегда обсуждаем наиболее актуальные вопросы в жизни России и республики. Сегодня одна из главных тем – это, безусловно, приближающийся юбилей парламента Якутии», — сказал он, предложив вспомнить добрым словом всех руководителей законодательного органа власти Якутии разных лет: Афанасия Илларионова, Николая Соломова, Василия Филиппова, Ньургуна Тимофеева, Виталия Басыгысова, Александра Жиркова и т.д.
О том, в каких обстоятельствах рождался Ил Тумэн четверть века назад, так или иначе говорили все, кто брал слово.
Как заметил Председатель Палаты Республики Егор Ларионов, это время было чрезвычайным во всех отношениях «В 90-ые годы на волоске висела вся система государственной власти. Трудно было во всех отношениях. Именно в таких условиях и была принята Декларация о государственном суверенитете РС(Я), которая определила политику республики на долгие годы».
Он считает, что новорожденному Ил Тумэн тогда повезло, что в его первом созыве оказалось немало депутатов Верховного Совета ЯАССР ХII созыва, которым довелось принимать Конституцию РС(Я). «Это были люди компетентные, грамотные, что заметно помогало в работе. При этом мы сразу же определили, что парламент – правоопреемник Верховного Совета, а на всей территории Якутии действуют законы, принятые Верховным Советом ХII созыва, который работал очень плодотворно», — говорит он. Ситуация осложнялась еще и тем, что у вновь созданного Ил Тумэн на тот момент фактически не было никакой базы.
— У нас не было своего здания. Целый год мы работали в помещениях дома правительства, ютясь с маленьких кабинетах. Работу парламента координировал немногочисленный аппарат, в правовом управлении имелось всего 2-3 специалиста, – вспоминал он.
Тем не менее. с первых же дней парламент включился в решение важнейших задач, связанных с установлением законодательной ветви власти.
— Изначально парламент формировался, как двухпалатный, что было велением того времени. Одна из палат работала постоянно, законотворчество было поставлено на регулярную основу. Обсуждение законов всегда шло горячо, законы рождались в нешуточных дебатах, — вспоминал первый председатель Конституционного суда Якутии Дмитрий Миронов.
В конечном итоге двухпалатная основа парламента Якутии, которая существовала на первых порах, заметил он, способствовала появлению в республике депутатов нового типа.

Главное – контроль!
Особенно интересным был процесс формирования ключевых функций нового законодательного органа, включая контрольные.
— Ил Тумэн изначально был обозначен как контрольный орган, при этом содержательное наполнение этого направления нарабатывалось постепенно. Так было фиксировано участие депутатов в формировании правительства республики, назначение на должности министров, отчеты перед депутатами органов исполнительной власти, — говорил Дмитрий Миронов.
Полезными инструментами в этой сфере стали правительственные часы и депутатское расследование, положение о котором Ил Тумэн принял в 2015 году.
— И сегодня контролирующие функции парламента интегрируются с деятельностью его Контрольного комитента, Счетной палаты РС(Я), а также уполномоченных по правам человека, предпринимателей, коренных малочисленных народов Севера и т.д. При этом контрольные функции парламента развивались через обращения депутатов в Конституционный суд республики. Депутаты ставили вопросы о проверке соответствия Конституции нормативных актов высшего должностного лица Якутии, органов исполнительной власти, — заметил он.

В нештатных ситуациях
3а 25 лет парламентариям Якутии не раз, по его словам,
доводилось проявить и волю, и характер, и нестандартное мышление. Особенно это касалось нештатных ситуаций.
— Так, за парламентом Якутии числится целый ряд не совсем ординарных решений. Достаточно вспомнить, к примеру, 20 декабря 1994 года, когда Ил Тумэн обратился к Президенту РФ с предложением срочно созвать Совет глав республик РФ, для консультаций и выработки согласованных подходов, которые помогли бы разрешить кризисную ситуацию в Чечне. Также у всех на памяти реакция Госсобрания РС(Я) в связи с многолетней политизацией развития алмазодобычи в Якутии и АК «АЛРОСА». Еще один пример – съезды МСУ, инициатором которых выступил парламент Якутии. При этом в историю Якутии они вошли не просто как съезды, а как объединители прав местных сообществ на самоуправление, — считает Дмитрий Миронов.
Все это, по его мнению, позволило первым парламентариям обновленного законодательного органа республики оставить значительный след в истории Якутии.

С прицелом на будущее
Впрочем, судя по выступлениям их коллег, народных депутатов действующего шестого созыва, последним не легче. Во многом другими лишь стали задачи, которые приходится решать.
Как заметил председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по государственному строительству и законодательству Алексей Еремеев, все они связаны с защитой интересов республики. «Так, одна из важнейших задач парламента на ближайшие годы – это совершенствование федеративных отношений. Федеративная природа России закреплена в Конституции РФ. По всем предметам совместного ведения федеральное законодательство имеет прямой характер. Между тем, республиканские законы в большинстве своем лишь копируют федеральные. Это нужно совершенствовать», — считает он.
Не менее важный круг проблем сегодня сложился в сфере вопросов местного самоуправления.
— Сейчас идут большие споры вокруг федерального Закона № 131. В частности, это вызвано тем, что в последнее время был принят целый массив инициатив, которые корректируют действующее законодательство. Мы знаем, что в стране может появиться новый тип муниципального устройства – муниципальный район, который в состоянии поглощать другие формы муниципальных образований. Это значит, что в Якутии на нет могут сойти сельские поселения. Однако поскольку определяющее слово отведено субъектам РФ, нам предстоит принять взвешенное решение, которое бы не навредило существующей системе, — сказал он.
Не менее важная проблема нынешнего времени – усредненная модель планирования, которая не учитывает особенности регионов.
— Мы говорим о цифровой экономике и бюджетном планировании. С помощью цифровых технологий заметно упростится и государственное управление. Но при этом, нужно учитывать один факт: параллельно с этим мы будем уходить от индивидуального подхода к человеку, территории и даже субъектам РФ в целом. По многим моментам республика может проиграть. Вот почему депутаты должны приложить максимум усилий, чтобы защитить интересы своих избирателей, — считает Алексей Еремеев.
Не менее интригующий вопрос связан с дальнейшим развитием самого института Ил Тумэн: каким должен быть профессиональный парламент? И это еще один ключевой вопрос новейшего времени, ответ на который предстоит найти.


Хороший, предметный разговор

На Круглом столе «Кустук» («Радуга»), где были обсуждены вопросы конституционных основ развития парламентаризма в Якутии, приняли участие ведущий и координатор круглого стола, Председатель ЯРО Ассоциации юристов России, д.ю.н., профессор Александр Ким-Кимэн, Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по государственному строительству и законодательству Алексей Еремеев, Председатель Контрольного комитета парламента республики Евгений Перфильев, Председатель Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) I созыва, Заместитель Председателя Верховного Совета ЯАССР 12 созыва, Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ (1996 — 1998 г.г.), народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) I, II созывов Егор Ларионов, Первый Председатель Конституционного суда РС(Я), д.ю.н., профессор Дмитрий Миронов, Первый Председатель Центральной избирательной комиссии РС(Я) Владимир Михайлов, Председатель общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Саха (Якутия) Вильям Иванов, Заместитель Председателя Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) I, II созывов, Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РС(Я) Александр Власов, Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) III созыва Екатерина Никитина, Председатель комитета по вопросам местного самоуправления Государственного Собрания (Ил Тумэн) III, IV созывов Дмитрий Горохов, Председатель постоянной комиссии Палаты Республики по делам науки, культуры, образования, спорта, здравоохранения, по делам охраны материнства и детства, молодежи и военной службы, народный депутат РС(Я) II,III, IV созывов Альбина Поисеева, народный депутат РС(Я) Государственного Собрания (Ил Тумэн) II созыва Иван Горохов, народный депутат РС(Я) Государственного Собрания (Ил Тумэн) II созыва, член Общественной палаты РС(Я) Владимир Данилов, Руководитель Секретариата Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) VI созыва Константин Федоров, Заместитель Председателя Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) II созыва, судья Верховного суда Республики Саха (Якутия) в отставке Анатолий Данилов, доцент кафедры юриспруденции Восточно-Сибирского института экономики и менеджмента Василий Васильев, Председатель Якутского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание», к.п.н. Петр Николаев, Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) Константин Роббек, Председатель Молодежного Парламента при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Алексей Инокентьев и др. Кроме этого для участия в знаковом мероприятии были приглашены общественники, представители молодежного парламента, студенты СВФУ, ВСИЭМ и ЯГСХА.

«Прежде всего, я хотел бы отметить, что в эти дни мы отмечаем 25-летие Государственного Собрания (Ил Тумэн), нашего парламента, высшего законодательного, представительного и контрольного органа нашей республики. Ил Тумэн является правопреемником Верховного Совета XII созыва, где председателями были Михаил Ефимович Николаев и Климент Егорович Иванов.

Я помню, как формировался I созыв Государственного Собрания (Ил Тумэн), т.к. я, будучи Руководителем Администрации Президента Якутии, принимал участиев в разработке Положения о Законодательном Собрании вместе с Михаилом Федоровым, бывшим начальником государственно-правового управления Администрации Президента РС(Я). Это был двухпалатный парламент: Палата Республики, которая представляла все наши районы вне зависимости от количества избирателей, будь это город Якутск или малочисленный Оленекский улус, все имели по одному депутату и Палата Представителей, которая избиралась в соответствии с количеством избирателей пропорционально. Первыми спикерами Государственного Собрания (Ил Тумэн) были Егор Михайлович Ларионов в Палате Республики и Афанасий Петрович Илларионов в Палате Представителей. Я также горжусь тем, что имел доверие, избирался и был депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) II, III, IV и V созывов и конечно же, очень благодарен своим избирателям, прежде всего моего родного Хангаласского улуса и города Якутска за доверие», — подчеркнул, открывая дискуссию, Александр Ким-Кимэн.
Первый Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутии), д.ю.н. Дмитрий Миронов отметил огромное значение института парламентаризма в становлении истории и современности Якутии. «Сегодня, анализируя позитивный исторический опыт якутского парламентаризма, можно говорить о большой степени ответственности народных депутатов перед своими избирателями, которые планомерно и скрупулезно подходили к вопросу принятия тех или иных нормативных актов», – отметил Дмитрий Миронов. Он напомнил об истоках развития парламентаризма в Якутии. За 25 лет Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято более двух тысяч законов республики. «Сегодня законодательные инициативы парламента республики активно рассматриваются и принимаются на федеральном уровне. Налажена практика взаимодействия высшего законодательного, представительного и контрольного органа республики с законодательными органами субъектов Российской Федерации», — отметил он. Также Дмитрий Миронов привел в качестве примера эволюции парламента занимательную статистику. Так, в частности, за прошедшие 25 лет было избрано 406 народных депутатов, среди которых только 56 женщин. На освобожденной основе за этот период работало 136 народных избранника. Средняя производительность народных депутатов составила 6 законов на одного депутата и 13 законов – на каждого депутата, работающего на освобожденной (профессиональной) основе.
Дмитрий Миронов выделил особое назначение реализации контрольной функции парламента республики, в частности, проведение депутатских расследований по наиболее актуальным и важным общественным вопросам. Также он отметил большую активность народных депутатов по обращению в Конституционный суд республики, который, в свою очередь, помог парламенту республики при осуществлении законодательных функций конкретизировать и ввести в правовой массив новые правовые понятия на основе правопонимания конкретных статей Конституции РС(Я), такие как: государственный бюджет, конституционная инициатива, дискреционные полномочия, контрольный орган, вице-президент, статус президента и пр.
Алексей Еремеев в своем содокладе обозначил основные направления работы ныне действующего парламента VI созыва. В частности, он отметил, что сегодня основными задачами парламента являются: защита государственной собственности, совершенствование федеративных отношений, решение новых задач и вызовов, которые стоят перед республикой и населением. В числе первоочередных задач парламента он обозначил дальнейшую реализацию муниципальной реформы (в связи с введением понятия «муниципальный округ»), обеспечение внедрения цифрового государственного управления, введение бюджетного моделирования без ущерба для экономики и социального благосостояния населения республики, в том числе с сохранением интересов северных территорий. Также он выразил уверенность в необходимости более широкого обсуждения вопросов перехода к профессиональному парламенту VII созыва и дальнейшей реализации контрольных функций парламента Якутии с учетом возрастания статуса Счетной палаты республики.
В рамках Круглого стола состоялась интересная и занимательная дискуссия: Вильям Иванов в своем выступлении отметил важное значение дальнейшего развития парламентаризма в республике через повышение КПД депутатской деятельности путем принятия новых законов, Дмитрий Горохов обратился к Алексею Еремееву по вопросу о необходимости принятия закона республики о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц муниципальных органов власти, Владимир Михайлов рассказал о проведении первых выборов народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) I созыва, Михаил Федоров, как непосредственный разработчик положений о Государственном Собрании (Ил Тумэн) I созыва и о проведении выборов народных депутатов, рассказал об истоках зарождения современного парламентаризма в Якутии, Александр Власов обозначил основные направления дальнейшего и перспективного развития избирательного законодательства, Альбина Поисеева поделилась с участниками круглого стола своим опытом работы в парламенте, Председатель Молодежного Парламента при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Алексей Инокентьев рассказал о деятельности молодых парламентариев республики.
В заключение круглого стола Председатель Якутского регионального отделения Ассоциации юристов России, д.ю.н., профессор Александр Ким- Кимэн, отметил: «Такой формат общения позволяет перенимать опыт работы всех созывов. У нас состоялся хороший, предметный разговор. Самое главное, мы дали нашим народным депутатам разных созывов возможность пообщаться, порассуждать о роли парламента в развитии нашей республики. Основой всему этому является Конституция Республики Саха (Якутия) – наш основной закон», – сказал он. Александр Ким-Кимэн подчеркнул, что участие в работе «круглого стола» студентов, членов молодежного парламента очень важно. «Им важно почувствовать эту атмосферу, когда лучшие государственные умы рассуждают о будущем республики ведь нам с вами предстоит реализовывать инициированную Главой РС(Я) Айсеном Николаевым и узаконенную нашим Ил Тумэном Стратегию социально-экономического развития Якутии на период до 2032 года, т.е. к дате 400-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, а до того достойно встретить 100-летие Якутской республики, которое мы будем отмечать в 2022 году», – сказал он.

ЯРО Ассоциации
юристов России


 

Поделиться