55

28 сентября 2018 в 14:13

Государственность в региональной политической системе

27 сентября республика в очередной раз отмечает День государственности Республики Саха (Якутия). Изначально, эта дата связана с принятием Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики 27 сентября 1990 года Верховным Советом республики двенадцатого созыва.

В эти дни мы традиционно вспоминаем и другие важнейшие этапы становления и развития государственности нашего северного края. Это 386 годовщина вхождения Якутии в состав Российского государства, 96-летие создания Якутской республики, принятием Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Декрета «Об Автономной Якутской Советской Социалистической Республике», после чего было законодательно завершено государственно-правовое оформление Якутской АССР ставшей частью федеративной России. В советский период развития нашей республики в статусе автономии произошел качественный скачок в социально-экономическом преобразовании, когда из отсталого северного края республика стала приобретать очертания промышленного региона. Сегодня Республика Саха (Якутия) – равноправный субъект Российской Федерации и как другие российские республики признана в соответствии со статьей 5 Конституции Российской Федерации государством.
Государственность в Якутии сформировалась благодаря общей судьбе с Россией и неразрывной связи с ее историей. В переходный период современной российской государственности была реализована наиболее приемлемая форма развития реального федерализма на основе Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, деклараций о государственном суверенитете входящих в ее состав республик и заключенном 31 марта 1992 года субъектами Российской Федеративном договоре – Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти входящих в ее состав субъектов. Исключительно важным событием в установлении государственности республики в современный исторический период явилось принятие 4 апреля 1992, почти на два года раньше Конституции Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) которая основывалась на положениях Декларации о государственном суверенитете республики и Федеративном договоре. Факт принятия новой Конституции явился ярким примером последовательного проведения в жизнь принципов принятой Декларации о государственном суверенитете, которую активно поддержал и одобрил многонациональный народ республики. Установление нового государственного статуса Якутии было определено диалектикой исторического развития населяющих ее народов и в конечном итоге означало реализацию суверенных прав народов Якутии на самоопределение. Новая Конституция Республики Саха (Якутия) закрепила основы государственного и общественного строя, установила правовое положение личности, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, национально-территориальную организацию, избирательную систему и судебную власть. Конституция – это не только юридический акт, но и важнейший политический документ. В ней выражены воля и стремление всех народов республики к свободе, равенству, миру и процветанию. Принципиальным является положение, что государство имеет основной целью и задачей создание условий для материального благосостояния и духовного развития народа, равных возможностей всем гражданам. Впервые в нашей Конституции был закреплен признанный цивилизованными странами принцип разделения и равновесия законодательной, исполнительной и судебной властей, позволивший учредить высшие органы государственной власти в лице Главы Республики Саха (Якутия), Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Конституционного суда Республики Саха (Якутия). Конституционная норма предусматривает, что экономическую основу республики составляют государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности в любой не запрещенной законом сфере. Гарантировано равенство собственности перед законом. Государство перестало принуждать, а стало гарантом. Конституция дала право самой республике самостоятельно устанавливать экономические, торговые, культурные отношения с зарубежными странами, решать вопросы о членстве в региональных, международных организациях экономического, культурного и иного характера.
Принятие 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме Конституции Российской Федерации подтвердило, что нынешняя Россия это федеративное государство, основанное на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, входящих в ее состав субъектов и органами местного самоуправления. Преобразование российской государственности, реализация конституционных основ федерализма предполагает, с одной стороны, сохранение единства и территориальной целостности российского государства, обеспечение интересов Федерации в целом, с другой, децентрализацию власти, расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, повышения их ответственности перед населением.
Развитие республики и в целом государства зависит от слаженной, эффективной совместной работы всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями определенными законодательством, а проведение демократических выборов – залог их легитимности. Масштабные выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления 9 сентября текущего года в республике прошли на высоком организационном уровне, показали активность якутян и сплоченность вокруг своего лидера, нового Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Сергеевича Николаева, открыли новые имена на всех уровнях власти.
Важнейшее значение в укреплении государственности республики имеет развитие законодательства. Республиканским парламентом проводится последовательная и активная работа по формированию эффективной и устойчивой законодательной базы республики. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) пятого созыва эта работа была поднята на новый качественный уровень. Принято свыше 800 законов и 400 постановлений. По инициативе Председателя парламента Александра Николаевича Жиркова налажено конструктивное взаимодействие с Федеральным парламентом, что обусловило рассмотрение и принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации значительного числа законодательных инициатив, подготовленных парламентариями республики. Их них 25 процентов стали федеральными законами, при том, что среди законодательных органов субъектов Российской Федерации этот показатель в разные годы не превышал 3 процентов.
В решениях Конституционного суда Республики Саха (Якутия), как судебного органа конституционного контроля, осуществляющего правосудие в форме конституционного судопроизводства, нашли свое отражение вопросы реализации конституционно-правового статуса республики как субъекта Российской Федерации, реализации принципа триединства государственной власти республики, защиты конституционных прав граждан, общественных объединений и организаций.
В республике динамично развивается общественно-политическая жизнь, возрастает активность институтов гражданского общества. Достижение целей стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) невозможно без открытого диалога власти и общества по всему спектру вопросов жизни республики. Общей идеей в ближайшие годы, вокруг которой должно произойти объединение власти и общества, является 100-летие образование Якутской республики в 1922 году. Соответствующие нормативные акты изданы на республиканском и федеральном уровнях. Это Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2013 года «О праздновании 100-летия образования Якутской АССР» и Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 года «О праздновании 100-летия образования Якутской АССР».
Якутия с момента вхождения в состав Российского государства и по прошествии веков никогда не изменяла своему историческому выбору, а Декларация о государственном суверенитете изначально была направлена на укрепление российской государственности и преодоление политического кризиса 90-х годов прошлого века.

Юрий БАЦЕВ, заместитель Председателя Конституционного суда
РС(Я), кандидат юридических наук