96

12 октября 2018 в 14:30

Петр Гоголев: «Добиться эффективной, плодотворной работы парламента»

С момента официального вступления в должность спикера Государственного Собрания (Ил Тумэн) Петра Васильевича Гоголева, народного депутата от Университетского избирательного округа №3 г.Якутска, прошло немного времени. В сегодняшнем интервью Петр Васильевич делится своим видением предстоящей работы якутского парламента на ближайшую пятилетку, вовлечения населения в общественно-политическую жизнь республики, нововведений в работе, направленных на повышение благосостояния населения.


Гоголев Петр Васильевич
Родился: 1 ноября 1971 года.
Образование: 1997 г. — диплом с отличием Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, по специальности «юриспруденция», квалификация «юрист»;
2001 г. — в МГУ имени М.В. Ломоносова защитил кандидатскую диссертацию по проблемам местного самоуправления;
2015 г. — в МГУ им. М.В. Ломоносова защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук.
Трудовая деятельность:
1988-1989 гг. — плотник совхоза «Дюпсюнский» Усть-Алданского района;
1989-1991 гг. — служба в рядах Советской Армии;
1992-1997 гг. — студент ЯГУ им. М.К. Аммосова;
1994-1997 гг. — заведующий криминалистической лабораторией кафедры гражданс­кого и уголовного права ИЮФ ЯГУ им. М.К. Аммосова;
1997-2002 гг. — старший преподаватель кафедры гражданского и уголовного права юридического факультета ЯГУ им. М.К. Аммосова;
2002-2005 гг. — доцент кафедры государственного права юридического факультета ЯГУ им. М.К. Аммосова;
2001-2005 гг. — старший референт управления по работе с местными администрациями и местному самоуправлению Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия);
С 2005 г. по настоящее время — декан юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова;
С 25 сентября 2018 года — Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) VI созыва.


– Петр Васильевич, во время выступления на первом пленарном заседании парламента 6 созыва Вы упомянули, что будете сохранять преемственность лучших традиций предыдущих созывов. Какие моменты вы бы отнесли к таковым и какие новации Вы намерены ввести в новом созыве?
– Действительно, за пять предыдущих созывов якутского парламента набран богатейший опыт парламентаризма в республике. Государственным Собранием (Ил Тумэн) первых созывов и Верховным Советом XII созыва  создан фундамент конституционно-правовой системы  республики, проделана огромная работа по  совершенствованию законодательной базы республики. Именно тогда были заложены те конструктивные начала парламентаризма, следование которым должно стать принципом деятельности Госсобрания (Ил Тумэн) 6 созыва. Очень приятно, что каждый созыв Ил Тумэна имеет свое лицо, свой характер, стиль работы, и я уверен, что 6 созыв тоже будет иметь свое особое «я», которое всегда будет его отличать.
Говоря о новшествах, как профессиональный юрист, специалист по конституционному праву, скажу, что наши действия должны основываться на мнении общества. Для его достижения мы должны активизировать работу с гражданами, активистами, людьми, которые будут вносить свои предложения по совершенствованию законодательства. Нужно сделать так, чтобы граждане республики были активно вовлечены в законотворческий процесс. Для этого мы уже сделали первые шаги.

– Вы имеете ввиду принцип «открытого окна» на сайте Ил Тумэн? Можете рассказать подробнее об этом?
– Совершенно верно. На сайте Госсобрания (Ил Тумэн) создана интерактивная панель, которая позволяет гражданину участвовать в обсуждении того или иного законопроекта, вносить предложения по любым другим волнующим его вопросам. Спешу предупредить, что сейчас контент находится в работе. То, что сегодня есть на сайте – это слегка улучшенный функционал ранее существовавшей панели. Его надо совершенствовать, разрабатывать надлежащим образом, чтобы между представительным органом и гражданином был установлен полноценный диалог. Нужно отметить, что все поступившие в «открытое окно» предложения от населения будут поступать к юристам, которые впоследствии будут облечены в юридические тексты, формулировки. Очень надеюсь, что контент будет популярным и востребованным среди населения.
Кроме того, в процессе разработки находится идея мобильной общественной приемной Ил Тумэна, которая по отдельному плану будет работать в улусах, районах республики. Это могут быть выездные формы работы народных депутатов Госсобрания (Ил Тумэн) в своих избирательных округах, либо в рамках их общественных приемных. Соответствующее организационно-финансовое, материальное, кадровое обеспечение мы заложим в бюджет 2019 года. Мобильные общественные приемные – это инструмент непрерывного взаимодействия избирателя с народным избранником.
Продолжая тему новаций, скажу о необходимости при Председателе Государственного Собрания постоянно действующего совещательного органа, состоящего из народных депутатов и руководителей парламента прошлых созывов, депутатов федеральных органов законодательной власти. Предложения опытных соратников на жизненно важные актуальные темы, для определения перспектив, стратегии, тактики развития региона будут учитываться, вовлекаться в текущую работу парламента республики.

– Как профессиональный юрист и практик, можете ли ответить – в чем несовершенство наших законов, и что нужно предпринять, чтобы они работали на благо человека?
– Единственным суровым цензором, оценщиком эффективности, качественности закона является практика. Если закон был написан не качественно, имеет декларативный характер, пробелы, иные какие-то дефекты, то на практике такой документ, к сожалению, не находит применения, он остается декларацией, пустым сочетанием слов. В этой связи мониторинг правоприменения принятых законов станет одной из приоритетных направлений деятельности нового созыва якутского парламента. Работа в этом направлении будет усилена. По итогам мониторинга правоприменения законодательство должно быть совершенствовано. В каждой деятельности, в том числе юридической, есть четкое требование по созданию правовых норм. Они должны быть соблюдены в строгом порядке. Мы должны совершенствовать законодательное регулирование так, чтобы не оставалось лазеек в этом законе. Только в этом случае наши права и интересы будут грамотно представлены в правовом поле.
Во-вторых, для того чтобы закон соблюдался, существует целая система государственных органов, в том числе правоохранительных, которые должны обеспечивать неукоснительное соблюдение законов.
В-третьих, необходимо активизировать участие населения в общественно-политической жизни республики. Добиваться этого путем повышения его правового просвещения. Механизмов его реализации достаточно, нужно, чтобы они заработали с новой силой. Человек должен четко знать свои права, механизм действий в тех или иных ситуациях. Общими усилиями мы можем добиться совершенства принимаемых законов.

– Состав нового 6 созыва народных депутатов обновился почти наполовину и представлен самыми разными политическими партиями. Что сегодня нужно для консолидации политических сил?
– С предыдущих созывов на новый срок избраны 25 народных депутатов. Обновление больше, чем наполовину. Однако, нельзя сказать, что новые лица малоизвестные личности, отнюдь. Все они узнаваемые, публичные люди в нашей республике, среди них много лиц, которые имеют большой опыт руководящей, научной, общественной работы. Очень приятно, что помимо крупных всероссийских политических партий в составе нашего парламента есть представитель «Гражданской платформы» и самовыдвиженцы, которые не имеют членства в партиях. Сегодня политическая консолидация налицо. Это показали первые дни работы нашего парламента. Наша задача не только сохранить ту имеющуюся консолидацию, но и развивать его. Мы должны выбрать ту форму консолидации, которая смогла бы объединить воедино интересы всех политических сил в парламенте. Для меня эта задача очень серьезная, ответственная, и я со всей полнотой понимания этой задачи намереваюсь добиться эффективной, плодотворной работы парламента.