43

13 ноября 2017 в 13:32

Егор Неустроев: «Законы должны быть качественными»

В сентябре этого года исполнилось 10 лет с момента издания генеральным прокурором РФ приказа №144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления».

На основании него во всех субъектах РФ были введены должности старшего помощника прокурора по взаимодействию с представительными (законодательными), исполнительными органами и органами местного самоуправления. Между представительными, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления и представителями прокуратуры были подписаны соглашения о взаимодействии в правотворческой деятельности. В Якутии эти обязанности на протяжении десяти лет исполняет старший помощник прокурора РС (Я) Егор Неустроев.

– Егор Николаевич, за десять лет работы через ваши руки прошли тысячи нормативно-правовых актов, охватывающих все сферы жизнедеятельности якутян. Сколько проектов приходится изучать в год?
– Около тысячи нормативно-правовых актов (НПА). Эта цифра держится на протяжении всего периода моей деятельности. Не всегда рассматриваемые проекты проходят через одни руки. К экспертизе НПА зачастую подключаются специалисты других отделов прокуратуры, к чьей компетенции относятся те или иные нормы документа. В прошлом году в течение года мы проверили более тысячи НПА, среди них законопроекты, проекты Постановлений Правительства РС (Я), проекты Указов Главы РС (Я). Большой объем работы и у городских, районных прокуроров, которые проверяют ежегодно около четырех тысяч проектов муниципальных правовых актов.
Работа с проектами нормативных правовых актов нами также проводится путем участия в заседаниях правотворческих органов. Это заседания комитетов, парламентские слушания, «круглые столы», правительственные часы и т.д. В течение года мы принимаем участие примерно в 100 различных таких заседаниях. В них мы планомерно отстаиваем свою позицию. К примеру, если считаем, что проект НПА противоречит требованиям закона, нарушает права и законные интересы граждан, а также государства, добиваемся, чтобы в проект были внесены изменения и дополнения, которые бы устраняли нарушения.
По регламенту на одно заключение дается пять рабочих дней. Однако из-за большого объема работы зачастую заключения пишутся за один день. Особенно в пик работы, который, как правило, приходится на последний квартал года. Например, в октябре было три заседания Правительства, очередное пленарное заседание Госсобрания (Ил Тумэн). За этот месяц я подготовил больше ста заключений.
Обязанность прокуратуры проверить НПА на предмет соблюдения законности, их соответствия федеральному и республиканскому законодательствам, соблюдения правил юридической техники и наличия коррупциогенных факторов. Я занимаюсь правотворческой деятельностью, обеспечиваю ее в аппарате Прокуратуры республики, координирую в этом направлении деятельность городских, районных прокуроров. В январе этого года мы обновили соглашение о взаимодействии с Госсобранием (Ил Тумэн).Конечная цель нашего сотрудничества направлена на обеспечение на территории республики единого правового пространства Российской Федерации. Мы должны принимать качественные законы, которые должны работать во благо народа.

– От каких комитетов Ил Тумэна поступает больше всего проектов?
– Безусловно, ведущим комитетом в правотворчестве является постоянный комитет Госсобрания (Ил Тумэн) по государственному строительству и законодательству, возглавляемый Алексеем Еремеевым. В последние годы много законопроектов поступает от комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры, который возглавляет Виктор Федоров.

– Расскажите о работе с органами местного самоуправления.
– Муниципалитеты являются важнейшим звеном, обеспечивающим всю многочисленность исполнения вопросов местного значения, что также требует от них принятия определенной нормативной базы, его совершенствования. В связи с этим, органам местного самоуправления мы уделяем повышенное внимание, в частности, оказываем им помощь в разработке тех или иных нормативных правовых актов, в том числе, путем представления результатов мониторинга федерального законодательства. Прокуроры на местах проводят большую работу по подготовке заключений на проекты муниципальных нормативных актов, участия в заседаниях рабочих групп, комиссий представительных органов МСУ, участия в заседаниях сессий. В целях обеспечения более эффективного и конструктивного взаимодействия, прокурорами с органами местного самоуправления заключаются соглашения о взаимодействии в правотворческой деятельности. И, хотелось бы отметить, что практика заключения таких соглашений, дает свои положительные результаты. Так, ежегодно увеличивается количество изученных прокурорами муниципальных нормативных правовых актов на проектной стадии.

– Как часто приходится давать отрицательные заключения? Насколько серьезны эти замечания?
– В этом году из 750 изученных проектов порядка 100 получили отрицательные заключения. Оговариваясь, скажу, что эти заключения больше носят редакционный, понятийный характер, часто из-за неправильного толкования закона. Рассматриваемые проекты поступают ко мне тщательно выверенными, они проходят через много рук, их не единожды проверяет группа юристов, поэтому слабых законов у нас практически не бывает. По любому спорному вопросу мы прежде советуемся, консультируемся, приходим к единому консенсусу. Ведь наша конечная цель одна и она направлена на улучшение жизни населения.

– Какие в этом году законопроекты вам больше запомнились?
– Нельзя делить принимаемые законы на важные и не очень. Все они необходимы и направлены на благо населения. Самым главным документом для всех нас является закон о государственном бюджете республики. В эти дни идет его широкое обсуждение. Прокуратура республики всегда активно участвует в экспертизе главного финансового документа республики, к экспертизе законопроекта подключаются все ключевые отделы аппарата прокуратуры. Нами внимательно изучаются, в том числе, вопросы финансирования расходов социальной направленности, в частности строительства и приобретения жилья для детей-сирот, финансирования мер поддержки лиц, нуждающихся в особой защите государства (инвалидов, ветеранов, престарелых, многодетных и др.). С учетом климатических условий, а также состояния законности большое значение нами уделяется вопросам финансирования сферы ЖКХ и т.д. Хотелось бы отметить большую работу старшего помощника прокурора по делам несовершеннолетних и молодежи Каминской Ю.Н., благодаря которой в бюджете республики удалось предусмотреть свыше одного млрд. рублей на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.


Первое Соглашение о взаимодействии в правотворческой деятельности между Прокуратурой РС(Я) и Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) подписано 16 мая 2005 года. Оно предусматривало конкретные механизмы совместной законопроектной деятельности двух государственных органов. 7 июля 2007 года подписана новая редакция Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в правотворческой деятельности с учетом предложений Государственного Собрания и Прокуратуры республики. Совместная работа была направлена, прежде всего, на предупреждение принятия незаконных правовых актов путем согласования соответствующих законопроектов, а также заключается в непосредственном участии прокуратуры в заседаниях постоянных комитетов, комиссий, пленарных заседаниях Госсобрания, и реализации надзорных полномочий в целях приведения закона в соответствие с федеральным законодательством.
В январе этого года  подписано новое Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в правотворчестве.