Просмотров - 57

7 августа 2017 10:20

Каникулярный отдых – суперплощадка развития

Занятость детей в период каникулярного времени приобретает особую актуальность. Если вариант “у бабушки с дедушкой в деревне” не срабатывает, приходят на помощь лагеря, с которыми вроде дефицита нет: все зависит от бюджета семьи. В целом, система каникулярного отдыха детей в Якутске еще с 90-х гг. отрабатывает свое прямое назначение. Традиции и идеология, сложившиеся еще с пионерских времен, до сих пор не утратили своей своевременности.

Своим мнением о детском досуге во время каникул, о существующих проблемах и планах на будущее поделилась заместитель директора Дворца детского творчества г.Якутска, председатель Городского детского движения “Юный горожанин”, сопредседатель ЯРО Российского движения школьников, начальник лагеря “Родничок”, педагог с 25-летним стажем в области организации детского отдыха и досуга Варвара Альбертовна Васильева.

Стандарты и требования

— Система организации отдыха в республике и России в целом основывается на определенных стандартах, которые существуют с 90-х гг. Последний (ныне действующий) Стандарт безопасности отдыха и оздоровления детей в загородных оздоровительных учреждениях был принят в республике в 2014 году.
В 2016 году Мосгортур – крупнейший оператор по организации детского отдыха и лидер детского отдыха в г.Москва, как раз-таки разработал новый Стандарт детского отдыха, мы же его адаптировали под свой лагерь и ведем свою деятельность согласно нему. Таким образом, каждый родитель может обсудить вопросы безопасности детей во время каникул, качества питания в нашем лагере, организации развлекательных мероприятий и программ развития, а также проблемы обустройства территории лагеря и оценки качества работы вожатых и воспитателей.

— Помимо всех этих стандартов есть еще и требования к образовательным программам.
— Да, самое главное, родители, дети, педагоги должны понимать, что лагерь – это не школа, это уникальная площадка личностного, физического и психологического развития ребенка. Ребенок может поменять в течение смены множество видов деятельности и не остановиться ни на чем, или же может наоборот выбрать профессию всей своей жизни. Яркий пример этому то, как многие отдыхающие потом выбирают дополнительные общеразвивающие программы по вожатскому мастерству, современным танцам, информационным технологиям. Кстати, первые наши отдыхающие уже сами стали вожатыми и воспитателями, выбрав профессию педагога. Разве не это ли говорит о том, что уже в лагере есть основа профессиональной деятельности. Программы, по которым мы работаем основаны на приницпах гибкости и вариативности. Не бывает одинаковых смен, так же как не бывает одинаковых результатов от образовательных программ, которые достигаются сугубо индивидуально каждым ребенком. Этим летом лагерь “Родничок” стал базовой площадкой для новой модели дополнительного образования “Кванториум”. Дети по своему желанию могут попробовать себя в различных технических направлениях и получить приглашение на дальнейшее продолжение обучения с 15 сентября 2017 года во Дворце детского творчества г.Якуска. Там работа будет вестись по 8 квантумам технической направленности.

Вожатская школа

Прежде всего, мне очень важно знать, что человек с которым я работаю, чувствует себя со мной комфортно и доверяет мне, человеку который создает условия для его профессионального роста или который на какой-то миг в этой жизни стал для него членом одной команды. Главные принципы в нашей деятельности – сотрудничество и содружество, поддержка и команда. И все, все работники, начиная с помощников вожатых, заканчивая работниками медблока, столовой, комплексного обслуживания, охраны должны понимать, что мы преследуем одну и ту же цель.
В педагогическом плане проводим много тренингов, обучаемся непрерывно. Есть примеры, когда дети, заинтересовавшиеся вожатской работой, состоящие в рядах Городского детского движения “Юный горожанин”, сейчас, повзрослев, на более серьезном уровне занимаются педагогической деятельностью именно в лагерной системе. Мои вожатые понимают друг друга с полуслова. Все-таки, мы не первый год вместе. И система детского движения дает возможность нам воспитывать хорошие педагогические кадры.

— Как организован досуг детей в лагере?
Дети разделены на отряды, проживают в отдельных домиках. Распорядок дня соблюдается строго по режиму. Дискотека проводится раз в неделю. У нас много различных мероприятий, которые компенсируют потребность в движении: это танцевальные батлы, спортивные соревнования, мини-фестивали, игры по станциям, песни у костра и т.д.
В нашей план-сетке отражено все, программу в распечатанном виде раздаем родителям перед началом смены. Мы создаем ситуации успеха для каждого ребенка. Чтобы дети раскрылись, надо приложить множество усилий. Для этого мы с вожатыми моделируем сиуации, разрабатываем модели поведения с детьми, изучаем ожидания детей. Вожатые также сами раскрываются: сочиняют сценарии, песни, игры, ставят танцы и многое другое. И меня это очень радует.
Также в нашем лагере официальная часть закрытия смены за два дня до разъезда. Это наша находка. Я считаю, что у детей должна быть возможность попрощаться друг с другом. Резкого изменения среды не должно быть: плач и слезы расставания не должны подвергать детей стрессовому состоянию.

Центр каникулярного отдыха и развития

— В каких направлениях можно еще развивать каникулярный отдых?
— Было бы очень удобно и для нас, и для самих детей работать в единой системе – базе данных. Существует множество образовательных программ, концепций, требований, стандартов, педагогических технологий, объединив которые в единую базу, можно достичь наилучших результатов. Нам всем необходим централизованный и системный подход ко всему этому.


У нас есть временные и ресурсные возможности чтобы создать качественную систему организации досуга и отдыха детей. На наш взгляд, одним их самых эффективных и массовых инструментов для этого является детское общественное движение. Как раз досуговое детское движение умело сочетается с организацией каникулярного отдыха. То есть в этом отношении лагерь – это площадка, а детское движение – его содержание. Но кроме этого обязательно должны быть и другие направления – спортивные, культурные, туристические, профильные смены.
Идея создания Центра каникулярного отдыха и развития детского движения г.Якутска возникла давно. Его необходимость понимают и в Окружной администарции города Якутска, и на местах – в столичных образовательных организациях. Этот вопрос несколько раз озвучивался на городских и республиканских совещаниях. После того как наша команда собрала достаточное количество материалов, мы написали проект по создания профильного учреждения. Благо все условия для его реализации у нас под рукой. Вот тогда система лагерей станет действительно супер площадкой по трудоустройству несовершеннолетних, организации качественного отдыха, взращиванию одаренных детей по всем направлениям деятельности, повышению профессионализма организаторов отдыха детей. Работа Центра позволит охватить большее количество детей во внеучебное (выходное и каникулярное) время и создать организованный досуг среди несовершеннолетних, тем самым снизить количество детей, состоящих на различных видах учета и находящихся в группе риска, трудной жизненной ситуации.

Про доступность летнего отдыха

Прием заявок в лагеря города начинается с апреля. Бывает так, что субсидированных мест для всех желающих не хватает. Стоимость коммерческой путевки сейчас составляет в среднем 20 000 рублей. Но для родителей, работающих в бюджетной сфере, малообеспеченных, многодетных и прочих льготных семей государство предусматривает определенное количество квот за 6 500 рублей. Мы понимаем, что нужны гибкие цены за путевки, зависящие от “социального статуса” семей. Сейчас в путевке не заложены выезды, раздаточная продукция. Поэтому изыскивание средств осуществляется посредством родительских взносов.

— Успех летнего отдыха в чем?
Во-первых, если каждый работник выполняет свои обязанности правильно, по совести. Во-вторых, если созданы все возможные благоприятные условия для развития ребенка и он уходит от нас довольный, с мыслью, что вернется к нам еще раз. В – третьих, дети, отдохнувшие у нас, должны понять, что “успех – это образ мышления и модель поведения”, которую они сами создают.
Считаю, что летний отдых – это супер площадка для развития ребенка. А для этого нужен, опять таки, системный подход и команда профессионалов. Поэтому, организовав отдельное учреждение, мы можем выйти на действительно новый уровень, реализовывать качественные образовательные программы в рамках каникулярного отдыха.

Мария НИКИТИНА