319

7 октября 2016 13:09

Работать в школе не вопреки, а во имя

В эти дни в Якутске в 26-й раз проходит республиканский финал конкурса «Учитель года». В конкурсе участвуют 29 учителей из разных улусов республики. Герой сегодняшней постоянной рубрики молодой математик из села Солянка Олекминского улуса Василий Лазарев.

Василий «заявил» о себе в прошлом году на XIII съезде учителей Якутии, выступив с речью с большой трибуны. Его слова «работаю в школе не вопреки, а во имя» были восприняты аудиторией продолжающимися аплодисментами. Молодой педагог уверен, что жить и работать нужно «здесь и сейчас». «Мы хотим работать там, где живем. Я пятый год живу в селе Солянка, и у меня пока нет планов куда-либо переезжать» — закончил тогда свою речь Василий Лазарев.

— Василий, твое выступление на съезде запомнили многие. Думаю, твои слова особенно затронули будущих педагогов, молодых специалистов, которые еще сомневались по поводу дальнейшего трудоустройства. Еще там ты озвучил свое предложение по поводу проведения в малые села республики корпоративного доступа в Интернет при помощи спутника. Есть сдвиги в этом направлении? Тебя услышали?
— На примере своей деревни могу сказать, что корпоративный интернет – это реальность. В моей Солянке лучший интернет во всем улусе. Помимо возможности подключиться к сети через вай-фай у нас есть общий наслежный сервер, через который мы можем делиться файлами, переписываться, играть в онлайн компьютерные игры. Конечно, есть некоторые проблемы, которые требуют регулирования со стороны законодательства. Надеюсь, что в скором времени этот вопрос будет разрешен и тогда всемирная сеть будет доступна во всех селах и деревнях, независимо от их населенности и удаленности.

— Расскажи про конкурс, какие впечатления ты получил от участия в нем?
— Я очень рад и горд тем, что участвую в конкурсе. Для меня, молодого специалиста это уже большое достижение. Благодарен коллективу родной школы, лично директору Инге Винокуровой за доверие и поддержку. В прошлом году я наблюдал со стороны, а в этом году, выиграв районный конкурс, имею честь представлять родной улус на республиканском конкурсе. Атмосфера внутри конкурса впечатляющая, уровень организации высокая. Много практического открыл в себе, поделился опытом с коллегами. Получил шквал информации, на осмысление которой уйдет немало времени. Еще на открытии нам сказали, что наша жизнь поделится на «До» и «После» конкурса. Так и есть. Может это звучит амбициозно, но я настроен на победу, жду внутренних изменений, перезагрузки.

— Читателям будет интересно узнать, как ты попал в сельскую школу. Село Солянка это крайнее село в Олекминском улусе, население небольшое, а ты учился в Якутске. Как решился уехать в деревню?
— Я выпускник Саха государственной педагогической академии. По условиям обучения по окончании академии должен был отработать в муниципальной организации два года. Поначалу, как и многие думал, что отработав положенное время вернусь в город, однако, как говорится, у судьбы были свои планы на меня. Я уже пять лет в селе и у меня пока нет планов куда-либо переезжать. Я никуда не тороплюсь, не ищу себя, не пробую себя в разных ипостасях, не готовлю себя жить в городе, не ищу работу по уровню зарплаты, я уже живу и творю, я ежедневно получаю удовольствие от того, чем занимаюсь. Такое положение дел не может не нравиться. Моя жизнь меня вполне устраивает.

— Расскажи про школу, сколько детей обучается?
— Солянская школа была основана в начале 20 века, имеет более чем вековую историю. И тогда и сейчас в силу объективных причин школа является малокомплектной. Сегодня здесь всего обучается 45-50 детей. Здание старое, полы скрипят, стены не ровные. Но мы не жалуемся, ждем своего часа, надеемся, что в скором времени и у нас появится новое здание. Многие, когда слышат о количестве детей, полагают, что у нас показатель успеваемости высокий. Однако, это не так. Ребенок развивается в замкнутом обществе, общения мало, интерес ограничен. Задача учителя заинтересовать ребенка, зажечь в нем искорку. Лично я за то, что бы ребята вырастали самодостаточными личностями, устойчивыми к жизненным трудностям. Не оценки в аттестате определяют будущее ребенка, а его отношение к жизни.

— А какие у вас родители? Насколько они заинтересованы в процессе обучения их детей?
— В этом отношении у нас полная идиллия с родителями. Наши родители, как мы и сами заинтересованы в том, чтобы их дети выросли цельными личностями со стойким характером, без каких-либо комплексов. Я сам это недавно понял, когда стал родителем. Еще раз повторюсь, не оценки в аттестате главное, а здоровье ребенка, его горящие глаза, открытое сердце.

— Почему тебе нравится работа учителя?
— Я педагог в третьем поколении. Мои бабушка с дедушкой, родители, мои родные сестры являются учителями. Я рос в этой среде. Мне комфортно в роли учителя. Работа учителя азартна, увлекательна тем, что она приносит какую-то пользу обществу. Своей работой мы делаем задел на будущее Хочется постоянно самосовершенствоваться, учиться, учиться и учиться. Поэтому мне и нравится быть учителем.

— Удается ли сегодня учителям внести в учебный процесс что-то «свое» (учебные разработки, свои идеи)?
— Да, конечно. Учителю предоставляется свобода творчества. От начала и до конца программы учитель волен внести от себя что-то свое, безусловно, придерживаясь общей канвы программы. Моя педагогическая концепция заключается в ведении в малых школах информационных технологий, которые бы открыли учащемуся дверь в большой мир. Понимаете, в век информационных технологий неважно, где ты живешь, важно твое желание узнать больше, чем ты сегодня знаешь. В наше время это вполне возможно.

— Куда поступили нынешние выпускники?
— У нас всего было два выпускника. Оба поступили в Олекминский техникум механизации и электрификации. Считаю их выбор правильным, а главное практичным.

— Какими качествами должен обладать учитель?
— Прежде всего, я считаю, учитель должен уметь направлять, мотивировать учащегося. Учитель не должен все время диктовать, требовать что-то от ученика. Он должен быть готов выполнить с ним на пару то или иное задание. Учитель должен много знать, чтобы быть готовым к различным вопросам. Только в этом случае, я считаю, можно добиться расположения ученика, стать для него настоящим учителем, наставником. Нельзя ни в коем случае просить ученика учиться, нужно добиться того, чтобы он сам захотел учиться. Вот это я считаю, главными качествами учителя.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА