519

14 июня 2016 в 17:20

Наладить многосторонний диалог

Советы муниципальных образований должны стать полноправными участниками региональной политики 20 июня в Якутске состоится «круглый стол», посвященный взаимодействию всех уровней власти в деле создания условий для развития местного самоуправления. Организаторами «круглого стола» выступают Общероссийский Конгресс муниципальных образований и полномочное Представительство Президента в Дальневосточном федеральном округе. О том, какие вопросы будут обсуждаться на круглом столе, каковы его цели и задачи, в интервью газете «Ил Тумэн» рассказал президент Конгресса Виктор Кидяев.

— Виктор Борисович, как часто удается собрать за одним столом представителей всех уровней власти? Можно ли сказать, что это – обычная практика, или круглый стол в Якутске является чем-то уникальным?

— Работа по поддержке и развитию местного самоуправления ведется постоянно и на всех уровнях. Но такой «круглый стол» – вы совершенно правы – событие для Дальнего Востока достаточно уникальное. Так складывалось долгое время, что каждый из нас – будь то глава муниципального образования, совет муниципальных образований, региональный орган, отвечающий за муниципалитеты и так далее – работали достаточно обособлено. Казалось бы, решаем одни и те же вопросы, а вот наладить постоянный двусторонний (я бы даже сказал – многосторонний) диалог, получилось далеко не сразу.

Первый подобный «круглый стол» мы провели в Тамбове почти год назад. Тогда за одним столом собрались представители советов муниципальных образований Центрального федерального округа, региональных властей, полномочного представительства Президента РФ в ЦФО, комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Состоялся важный разговор о развитии местного самоуправления, о роли регионов в этом процессе, о тех целях и задачах, решить которые можно только совместными усилиями. Это не простые слова. Судите сами: сегодня даже такая неотъемлемая сторона жизни муниципалитетов, как бюджет, напрямую зависит от решений субъекта федерации. Именно на региональном уровне распределяются доходные и расходные полномочия местных и региональных бюджетов, определяются размеры субсидий на сбалансированность местных бюджетов.

В таких условиях необходим прямой диалог местных и региональных руководителей, формирование между ними партнерских отношений. Площадкой для такого диалога, на мой взгляд, должны становиться региональные советы муниципальных образований.Чтобы запустить такое двустороннее движение, Конгресс запланировал провести в каждом федеральном округе «кустовое» совещание с участием Полномочных представительств Президента в соответствующем федеральном округе, руководителей профильных органов государственной власти Субъектов, и руководством региональных советов. «Круглый стол» в Якутске – одно из таких совещаний.

— Какие вопросы можно назвать характерными именно для Дальнего Востока? Есть ли принципиальные отличия от других федеральных округов, или местное самоуправление здесь испытывает те же проблемы, что и по всей России?

— Если говорить о глобальных вещах, то, учитывая, что на Дальнем Востоке действуют те же федеральные законы, что и в других округах, можно сказать, что и проблемы здесь актуальны примерно те же самые. Это финансовая самодостаточность местного самоуправления, это разумное перераспределение полномочий между региональной властью, муниципальными районами и поселениями, это кадровое и юридическое обеспечение муниципальной службы. Но, конечно, у Дальнего Востока есть и своя специфика: например, недавно принятое решение о выделении так называемого «дальневосточного гектара». Инициатива Правительства РФ направлена на заселение и освоение неиспользуемых земель и уже вызвала большой интерес со стороны россиян. Но многие проблемы, связанные с реализацией этого проекта, неминуемо лягут на плечи муниципалитетов. Хотя сейчас заявляется, что строительство инфраструктуры – дорог, линий электропередач, инженерных коммуникаций – это задача региональных властей и самих переселенцев, без активной работы муниципалитетов здесь не обойтись. Людей надо будет лечить, детей – учить и воспитывать, должны быть библиотеки, театры, зоны отдыха и так далее. Это серьезная нагрузка, к которой надо готовиться уже сегодня.

— В чем Вы видите роль Общероссийского Конгресса муниципальных образований? Какие цели ставите перед собой?

— Конгресс сегодня – это объединение советов муниципальных образований всех 85 субъектов Российской федерации и шести крупнейших межмуниципальных образований, включая Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, которая на днях отметила свое 30-летие. Без преувеличения могу сказать, что Конгресс является выразителем и защитником интересов всего муниципального сообщества в России. Это тот «лифт», с помощью которого местные проблемы поднимаются до самого высокого уровня и находят свое решение в федеральных законах. Нам удалось создать действенный механизм выявления, обсуждения и выработки путей решения вопросов, актуальных для местного самоуправления. Для этого в структуре Конгресса были созданы комитеты (в рамках которых объединились эксперты по тем или иным направлениям), палаты (рассматривающие вопросы по мере их актуальности для того или иного типа муниципальных образований), а также научно-экспертный совет, призванный вырабатывать обоснованные рекомендации по совершенствованию федерального и регионального законодательства. Все рекомендации поступают в профильный комитет Государственной Думы и учитываются при обсуждении соответствующих законопроектов. Сейчас этот механизм отлаживается, но с его помощью уже удается проводить «народную» экспертизу многих законодательных инициатив.

Это может показаться сложным, поэтому покажу, как это действует на практике. Я много езжу по стране, общаюсь с людьми, с главами муниципалитетов, муниципальными служащими. В последнее время чаще всего задают вопрос об административной ответственности глав – можно ли их штрафовать за неисполнение полномочий, если средства на эти полномочия не выделены? Проще говоря, должен ли глава муниципалитета отвечать за ямы на дорогах, если в бюджете нет средств на ремонт? Тема не новая, и еще год назад мы, совместно с Минюстом добились внесения правок в административный кодекс, согласно которым глав не могу штрафовать за полномочия, исполнение которых не подкреплено бюджетными средствами. Согласитесь, если нет денег на новую дорогу, то, штрафуй – не штрафуй, денег от этого не прибавится. То есть, нововведение правильное и полезное, главы его оценили. А вот надзорные органы пошли другим путем – они стали штрафовать не глав, а муниципалитеты  (как юридическое лицо), выписывая штрафы на порядок выше. Получается, что денег у местного самоуправления и так впритык, а тут еще приходится тратиться на штрафы. Эта проблема обсуждается сейчас в Конгрессе и мы будем думать, как ее решить.

— Вы затронули финансовую тему. Она всегда была и остается одной из самых болезненных для муниципалитетов. Что может сделать Конгресс, советы муниципальных образований  для того, чтобы улучшить ситуацию?

— Я уже не раз говорил и повторю еще: при всех финансовых и экономических сложностях нельзя говорить, что денег в стране или у муниципалитетов нет. Они есть. Надо просто грамотно ими распоряжаться. Одна из задач Конгресса – рассказать, как. Для этого мы проводим семинары и круглые столы, организуем участие федеральных министерств в собраниях советов муниципальных образований. Но это не все. Тесное взаимодействие Конгресса с профильными комитетами в Государственной Думе, Совете Федерации помогло скорректировать законодательство, уменьшить перечень полномочий, исполняемых сельскими поселениями, добиться того, чтобы все полномочия, передаваемые на места, были обеспечены средствами на их исполнение. Мы работаем и над перераспределением налоговых поступлений. Наши предложения известны. Это и НДФЛ по месту жительства, и транспортный налог с физлиц, и упрощённый налог, и местные сборы по некоторым направлениям деятельности, и процент от налога на прибыль и так далее. Главное в этих предложениях – муниципалитеты должны быть заинтересованы в развитии экономической активности на своей территории. Мы должны всячески поощрять и стимулировать эту активность. Муниципалитеты должны чувствовать себя не иждивенцами, а активными участниками социально-экономического развития страны, полноправными хозяйствующими субъектами, прежде всего, в нерыночных сферах местной экономики.

Что касается советов муниципальных образований, то наша общая задача – встроить их в процесс принятия решений, касающихся местного самоуправления. Совет – как и определено самим названием структуры – должен играть роль советчика, подсказывать и региональным властям, и муниципалитетам оптимальное решение в каждой конкретной ситуации. Сейчас мы совместно с Министерством юстиции РФ прорабатываем законодательные предложения в части учета мнения региональных Советов муниципальных образований при принятии решений о делегировании и перераспределении полномочий. Решению этой же задачи должно послужить наделение региональных советов муниципальных образований правом законодательной инициативы в законодательных собраниях своих субъектов Федерации. Наша конечная цель – формирование сильной и эффективной ассоциации местных властей на уровне федерации. Ассоциации, которая будет выражать и отстаивать на федеральном уровне муниципальные интересы. В такую ассоциацию должен вырасти Общероссийский Конгресс муниципальных образований.