232

15 января 2016 15:48

Работать на опережение

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева подводит итоги календарного законотворческого года.

Антонина Афанасьевна, ваш комитет лидер прошлого года по проведению «круглых столов», парламентских слушаний, правительственных часов. Из 24, проведенных в парламенте республики «круглых столов» 11 были организованы постоянным комитетом по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Ил Тумэна. Какие ключевые решения были приняты в результате их проведения?

— Соответствующие решения были приняты по итогам каждого «круглого стола». Отмечу, что были затронуты разные, актуальные в обществе темы. Сегодня я бы хотела обозначить ключевые из них. В этом году Госдума планирует принять федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Сейчас идет активное обсуждение данного законопроекта. Народные депутаты Ил Тумэна совместно с научным сообществом республики примут самое активное участие в разработке этого законопроекта. Будет создана рабочая группа, куда войдут крупные ученые республики, руководители ведущих научно-исследовательских институтов.

В марте ожидаем приезд председателя профильного комитета Государственной Думы по науке, кураторов науки из Совета Федерации по обсуждению проекта Концепции развития науки в Российской Федерации и предложений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Мы заметили, что в законопроекте есть некоторые недочеты. Внедрение передовых технологий в энергетику, транспорт, системе ЖКХ, связь, образование, строительство, здравоохранение и другие отрасли – очень актуально. Однако, ресурсосберегающие технологии не отнесены в ряд приоритетов. Хочу отметить, что благодаря опережающей инициативной работе профильного комитета, народных депутатов республики, общественности в федеральном законе «Об образовании» вошли несколько предложений Ил Тумэна. Более того, появился целый раздел «Воспитание и обучение на родных языках». Такую работу мы намерены проделать и на этот раз.

По итогам парламентских слушаний по теме «О ходе выполнения государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы» за 2014 год» заключены соглашения Правительства Якутии с администрациями города Якутска, Мирнинского района по оплате труда работников, осуществляющих общеобразовательные программы в мунициальных организациях общего образования.

Мы проводим мероприятия не для галочки, а принятия конкретных мер и дел. Мы рады, например, что после проведения круглого стола «О проблемах законодательного регулирования развития народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия)» и принятия рекомендаций сняты с продажи алкогольные напитки с ярлыками с содержанием названий священных мест, именами знаковых людей народа саха, например «Тыгын Дархан», «Туйаара», «Кэскил», «Алаас» и др. Они сейчас переименованы. Ведется борьба со стороны якутских товаропроизводителей с контрафактными производителями из КНР. Улучшено финансирование в сфере среднего профессионального образования, благодаря которому активно идет модернизация его материально-технической базы. Улучшено финансирование в части издания художественной литературы, учебников, усилена поддержка общественных организаций и т.д.

В 2014 году был принят базовый закон республики «Об образовании». Какая работа проделана в 2015 году в сфере образования?

— Большая работа проведена по определению перечня о нормативном фонде оплаты труда обслуживающего и прочего персонала согласно Постановления Правительства РС (Я) № 406 от 28 октября 2015 года «Об утверждении нормативов финансирования расходов и методики расчета объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Согласительная комиссия Госсобрания (Ил Тумэн) и Правительства приняла решение,  что Правительству республики в срок до 1 марта 2016 года необходимо разработать методические рекомендации для муниципальных районов и городских округов Якутии по перечню обслуживающего и прочего персонала, осуществляющих реализацию общеобразовательной программы в муниципальных организациях общего образования для расчета объема субвенций на обеспечение госгарантий реализации прав на получение общедоступного образования и внести соответствующие изменения в вышеуказанное Постановление Правительства Республики Саха (Якутия).

В настоящее время готовится проект закона Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» в части статуса общеобразовательных школ, реализующих политехническое образование.

Сколько всего законов было принято за прошедший год?

— Из 13 поступивших на сессии проектов закона в окончательном чтении приняты 12 законов. Это два республиканских закона в области конституционных прав граждан, пять законов РС (Я) в области науки и образования, четыре закона в сфере культуры, один закон в сфере регулирования деятельности по предоставлению социальных услуг населению республики. Последний закон «О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия)» отныне предусматривает дополнительный к Федеральному закону перечень видов деятельности, осуществляемых социально ориентированными некоммерческими организациями, имеющими право на финансовую поддержку из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Данный республиканский закон, без сомнения, даст существенный толчок развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере на качественно новом уровне и создаст здоровую конкуренцию качества предоставляемых социальных услуг  населению Якутии.

Законом РС (Я) от 18 декабря 2015 года З № 671-V «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О реализации отдельных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Саха (Якутия)» внесены изменения в части исключения положений о согласовании с федеральным органом исполнительной власти структуры органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по осуществлению федеральных полномочий и кандидатуры на должности руководителя.

Нескольким изменениям подвергся республиканский закон о языках. Расскажите поподробнее об этом законе.

— Законом «О внесении изменений в статьи 14 и 34 Закона Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)», инициированным мною уточняются нормы, устанавливающие язык официальной переписки и иных форм официальных взаимоотношений между государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями с адресатами в Российской Федерации. Устанавливается, что такие взаимоотношения ведутся на государственном языке Российской Федерации. Также устанавливается, что тексты документов и вывесок с наименованиями государственных органов, организаций, предприятий и учреждений оформляются на саха и русском языках, а при необходимости также на местных официальных языках.

Закон РС (Я) от 27 ноября 2015 года 1525-З № 615-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)», внесенный равительством дополнен положением о том, что правила орфографии и пунктуации языка саха, перечень словарей, справочников и грамматик, содержащие нормы современного литературного языка саха, при использовании его в качестве государственного языка утверждает правительство. Также в соответствии с внесенными изменениями язык образования определяется локальными нормативными правовыми актами организаций, реализующих образовательные программы по программам профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Устанавливается, что в государственных и муниципальных образовательных организациях может вводиться преподавание и изучение языка саха как одного из государственных языков Республики Саха (Якутия).