601

25 декабря 2015 в 13:55

10 поправок на один гектар О работе над проектом федерального закона о «дальневосточном гектаре»

На двадцатом (очередном) пленарном заседании парламента республики 17-18 декабря 2015 года народные депутаты республики приняли два постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии – об отзыве и поправках к проекту федерального закона № 930602-6 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев ответил на вопросы пресс-службы парламента о принятых документах.

Владимир Михайлович, почему парламент Якутии направил два постановления по проекту федерального закона о «дальневосточном гектаре»?

— Действительно, на пленарном заседании принято два постановления Госсобрания (Ил Тумэн). Первое постановление принято 17 декабря и содержит отзыв на проект закона. Ил Тумэн дал отзыв по концепции законопроекта. Хотя, в целом, проект закона поддержан, мы указали на ряд недостатков законопроекта о «дальневосточном гектаре», так как парламентарии Якутии посчитали, что в обсуждаемом законопроекте не в полной мере учтены интересы населения, проживающего на территории Дальневосточного федерального округа, а также недостаточно урегулированы многие вопросы в сфере земельных отношений. Таким образом, в Отзыве мы указываем на концептуальные замечания, а в поправках предлагаем пути решения устранения данных замечаний. Кроме того, внесение поправок – это обычная процедура работы над проектом любого закона, находящегося в режиме второго чтения. Как известно, 18 декабря проект федерального закона № 930602-6 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят депутатами Государственной Думы в первом чтении. Госдумой установлен 30-дневный срок внесения поправок и предложений. Поправки Ил Тумэна разработаны, рассмотрены на пленарном заседании и также как и Отзыв, направлены в нижнюю палату парламента страны. Всего направлено 10 поправок.

Расскажите об основных поправках и предложения парламента Якутии.

— Прежде всего, отмечу, что изначально законопроект позиционировался как эффективный механизм для привлечения населения на дальневосточные территории и предотвращения оттока населения, для чего любому гражданину Российской Федерации планируют выделять земельные участки на территории ДФО по упрощённому порядку. Однако в представленном законопроекте отсутствуют нормы, регламентирующие переезд граждан на территорию макрорегиона. Считаем, что предлагаемая в данной редакции норма не обеспечивает достижение цели законопроекта. Поэтому предлагаем внести «ценз осёдлости» — чтобы через пять лет земельный участок оформлялся в собственность безвозмездно только тем гражданам, которые переехали на постоянное место жительство в субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа.

Также мы обращаем внимание, что в проекте закона не учитываются интересы населения, уже проживающего на территории ДФО. В первую очередь бесплатные земельные участки должны предоставляться коренному населению, в связи с чем предлагаем поэтапное вступление в силу законопроекта. На первом этапе нужно апробировать его в отдельных муниципальных образованиях регионов Дальневосточного федерального округа, на втором этапе — распространить действие на жителей ДФО, на третьем этапе — на жителей других субъектов Российской Федерации. При этом разрыв между этапами должен быть существенным. Кроме того, предлагаем дополнить проект закона нормой, предусматривающей преимущественное право гражданина, проживающего на территории ДФО, на приоритетное предоставление земельного участка в случае, если одновременно на один и тот же участок претендуют несколько граждан.

Кроме того, в отзыве мы отметили, что в документе отсутствует принцип однократности выделения земельного участка. Также не уточнена процедура проверки целевого использования земельного участка, для чего предлагаем прописать в законе, чтобы земельный участок предоставлялся для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, осуществления крестьянского хозяйства и фермерской деятельности, сельскохозяйственного производства, а также для осуществления иных видов деятельности, определённых законом субъекта Российской Федерации.

Также законопроектом не учитываются природно-климатические особенности субъектов РФ, входящих в состав ДФО, в том числе особенности эксплуатации земель в зоне расположения многолетней мерзлоты. Кроме того, мы обращаем внимание на наличие в Якутии земель с особым статусом – особо охраняемых территорий, земель коренных малочисленных народов Севера. До сих пор в Якутии не оформлена часть земель с подобным статусом. Для их оформления в государственном бюджете Якутии на 2016 год предусмотрели дополнительное финансирование.

Якутия – регион, который называют «уникальной кладовой планеты». Что предлагают парламентарии для защиты природных ископаемых богатств?

— Законопроектом не учитывается возможность залегания в недрах испрашиваемых земельных участков полезных ископаемых, а также то, что большинство проданных с аукционов участков недр графически не нанесены и не могут быть нанесены в силу законодательства на общедоступные информационные ресурсы. В законопроекте должны быть учтены права на недра, так как отсутствие сведений о правах на недра приведет к нежелательному занятию земельных участков, где предполагается в дальнейшем использовать недра для государственных нужд, в том числе в целях добычи углеводородного сырья. Предлагаем отказывать гражданину в предоставлении земельного участка, расположенного в границах учтённых запасов полезных ископаемых. Также предлагаем отказывать гражданам, которые испрашивают земельные участки в целях добычи полезных ископаемых.

Предлагаете ли другие запреты на представление земельных участков с использованием механизма «дальневосточного гектара»?

— Да, предлагаем не распределять земельные участки, если есть отрицательное решение сходов или референдума при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; если участок расположен в границах территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Также предлагаем отказывать, если участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории и если земельный участок испрашивается в целях заготовки древесины.

Парламентарии Якутии предлагают установить более поздний срок для вступления закона в силу?

— Да, предлагаем новый срок — с 1 января 2018 года. Согласно проекту закона, он должен начать реализацию с 1 мая 2016 года. Мы предлагаем своего рода переходный период, чтобы все успели оформить свои земельные участки, чтобы при реализации закона исключить накладки границ участков. До сих пор не до конца оформлены не только территории традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, но и охотничьи угодья, а также земли физических лиц. Не секрет, что все успели воспользоваться «дачной амнистией» и оформить свои земли.

В поправках Ил Тумэна учтены возможные проблемы при подаче заявлений о предоставлении земельных участков, к примеру, низкая скорость Интернета.

— Согласно проекту закона, земельные участки в упрощённом порядке предлагают выделять с использованием Интернета – по информационной системе для выбора и предоставления земельных участков. Между тем скорость информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в большинстве населённых пунктов ДФО не позволит жителям полноценно и на равных правах с жителями западных и центральных регионов пользоваться предлагаемым сервисом. Для решения данной проблемы народные депутаты Якутии предлагают предоставлять земельные участки через Интернет только на тех территориях, где скорость информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» позволяет использовать предлагаемый сервис в полном объёме. Для других территорий, не обеспеченных высокоскоростным доступом к Интернету, предлагают установить порядок письменного обращения.

На пленарном заседании 18 декабря при рассмотрении в режиме первого чтения проекта федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от фракции Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступил депутат Госдумы Федот Тумусов и озвучил аналогичные предложения.

— Правильно, что он озвучил правовые пробелы в обсуждаемом проекте закона с учётом особенностей регионов, особенно такого специфичного, как наша Республика Саха (Якутия). Мы специально заранее направили наш отзыв, с замечаниями и предложениями в адрес наших депутатов Госдумы, в том числе в адрес Ф.С. Тумусова, что и было им в целом озвучено. Просто надо было уточнить, что озвучивается позиция Республики Саха (Якутия). Дело в том, что над этими поправками работала межведомственная рабочая группа, в которую вошли не только народные депутаты республики, но и представители Правительства республики, министерства имущественных и земельных отношений, представители муниципальных районов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, общественных организаций, в том числе Общественной палаты Якутии. Кроме того отмечу, что аналогичное мнение выразил и Глава Республики Саха (Якутии), направив соответствующее письмо в адрес профильного комитета Госдумы. Обсуждение и внесение предложений мы начали уже с января месяца, после того как 19 января 2015 года Юрий Трутнев озвучил предложение о выделении бесплатно гектара земли на Дальнем Востоке на встрече с Президентом России В.В. Путиным. На площадке Ил Тумэна было организовано несколько обсуждений.

Кроме того, законопроект был обсужден республиканскими отделениями партий КПРФ и «Аграрная партия», в Общественной палате Якутии. Представители общественности республики представили предложения Якутии в Общественной палате РФ. На уровне муниципальных образований районов (улусов) также проведена соответствующая работа, многие Улусные Советы депутатов не стояли в стороне, а принимали самое активное участие в обсуждении законопроекта.

Каковы дальнейшие действия парламента республики?

— В целом, считаю, что с учётом минимума времени, отведённого на рассмотрение законопроекта, республика представила вполне конкретные предложения, учитывавшие интересы населения республики.

В Государственном Собрании создана специальная рабочая группа, которая будет заниматься вопросами, связанными с рассмотрением в Государственной Думе данного законопроекта во втором чтении. Мне поручено возглавить рабочую группу, в которую вместе со мной вошли народные депутаты Губарев В.Н., Шамаев И.И., Парахин Г.П., Власов В.М. Будем работать в профильном комитете Госдумы, фракциях политических партий, представленных в Государственной Думе.

Справка

8 октября состоялось расширенное заседание комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии, на котором обсудили данный законопроект; 14 октября на XVIII пленарном заседании принято постановление ГС(ИТ) РС(Я) «Об организации работы по проекту федерального закона «Об особенностях предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе», согласно которому Правительством республики создана межведомственная рабочая группа, которая провела несколько заседаний, и поправки были представлены на рассмотрение комитета. Работала экспертная группа по земельным отношениям, созданная при комитете, эксперты которой, являются ведущими специалистами в сфере земельных отношений.

10 декабря на расширенном заседании комитета был рассмотрен отзыв Государственного Собрания с замечаниями и предложениями к законопроекту, и решением комитета внесен на обсуждение ГС(ИТ) РС(Я) 17 декабря т.г.