88

17 августа 2018 в 15:49

Креатив как двигатель экономики

13 августа в стенах творческого кластера «Пространство» была организована дискуссионная площадка, посвященная вопросам развития креативного сектора экономики, который должен со временем укрепиться в валовом региональном продукте, став одним из основных источников доходов республиканского бюджета, и тем самым ослабить многолетнюю зависимость Якутии от сырьевой промышленности, чьи перспективы в век стремительно развивающихся технологий далеко не так радужны.

Промышленность – прошлый век?
Временно исполняющий обязанности Главы Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев во время своего приветственного слова поделился мнением, что в будущем экономика Якутии будет базироваться на трех китах – традиционной экономике, представленной в первую очередь горнодобывающей и нефтегазовой промышленностью, потребность в трудовых ресурсах которой со временем значительно упадет после все большей модернизации и автоматизации производства, инновационной экономике или, иначе говоря, экономике знаний и креативной индустрии, которая берет за основу именно человеческий капитал. В ходе дискуссий он отметил, что в настоящее время правительству республики нет особого смысла вкладываться в промышленную экономику, так как частные компании могут самостоятельно без помощи государства заниматься сырьевым производством. Врио главы республики также добавил, что правительство в первую очередь должно быть заинтересовано в поддержке исключительно несырьевых продуктов, в том числе проектов креативной экономики.
«Я действительно считаю, что туризм и IT-технологии – это будущее экономики нашей республики. На сегодняшний день мы стараемся построить промышленную экономику, но не думаю, что за этим будет будущее. Промышленная эпоха проходит. Возможно, через несколько лет ценность бриллиантов и нефти значительно упадет, ведь сейчас пришли искусственные алмазы и электрические автомобили, тогда как 90% нефти используется именно для автомобильного топлива», – поделился председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Федоров. Он также отметил, что на данный момент для предпринимательской деятельности первостепенную важность имеет идея, в то время как «производство запустить легко».
Во время обсуждений министр экономики Якутии Майя Данилова сформулировала амбициозную для республики цель – увеличить долю несырьевых отраслей в валовом региональном продукте республики до объемов, которые на сегодняшний день дает добывающая отрасль.

Кадры по-прежнему решают все
Уже сейчас в нашей сравнительно малонаселенной республике, где кроме двух достаточно крупных компаний «МайТоны» и «Синета», успешно вышедших и за пределы своего региона, разворачивают свою деятельность множество более мелких IT-компаний, чувствуется острая нехватка специалистов в сфере IT-технологий. Айсен Николаев отметил, что необходимо создавать такие условия, при которых якутские таланты бы не стремились покидать родные места за лакомым куском на чужбине. Министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Якутии Анатолий Семенов поднял проблему зарплат в отрасли, из-за которых IT-компании-гиганты могут легко переманить лучших сотрудников из компаний помельче.
Ставка делается на внедрение IT-образования в школьное образование, разработкой курсов для чего занимается «IT-школа Илларионова». По информации руководителя школы Алексея Илларионова, на ближайший год стоит задача «масштабировать» весь свой опыт и открыть еще 8 IT-школ в Якутии. Он отметил, что уже в следующем году подобные IT-школы начнут обучать детей в Гане и в Татарстане. По его словам, основной проблемой IT-курсов для школьников является то, что они не рассчитаны на среднестатистического ученика, у которого не наблюдается личной заинтересованности в данной тематике, также среди проблемных моментов Алексей Илларионов выделил сложности с применением знаний на практике.
«У нас есть идея – создавать IT-центры в районах республики, чтобы заражать ребят этими направлениями у них в деревнях, чтобы они приезжали в город уже с готовыми компетенциями», – сказал Анатолий Семенов. По его мнению, после создания комфортной городской среды, коворкингов, необходимых площадок для встреч и обсуждений энтузиастов IT-сферы Якутск может стать столицей информационных технологий, в которую бы стекались молодые специалисты.

Упор на маркетинг
Основатель стартапа «Replio Technologies» Афанасий Саввин, который стал первым, кто привлек в местный стартап посевные венчурные инвестиции, отметил, что в Якутии уже научились делать продукты мирового уровня, но умение их продавать все еще остается на низком уровне. «Порог входа даже в такие сложные направления, как искусственный интеллект, очень снизился. Маленькие компании сегодня могут наравне конкурировать с большими компаниями, но при этом они должны уметь и знать, как продать свой продукт – не просто создать, но и продать», – поделился он.
По его мнению, в Якутии будет трудно создать венчурное сообщество инвесторов, которое бы вкладывалось в IT-проекты на их начальной стадии, и поэтому необходим государственный фонд поддержки. На эту тему высказался врио главы республики Айсен Николаев:
«Мы хотим создать механизм, фонд, который за счет процентов от своей деятельности, будет финансировать на первом этапе стартапы IT-компаний, на втором этапе мы уже начнем финансировать и другие проекты именно несырьевого характера, в том числе киноиндустрию, туризм и так далее».
Также Анатолий Семенов отметил, что для развития креативной экономики необходимо стать более открытыми для мира – стараться дублировать информацию в различных источниках на английском.

Оставь нам деньги, турист сюда входящий
По информации заместителя министра предпринимательства, торговли и туризма Якутии Максима Прокопьева, оценочно в 2017 году республику с туристическими целями посетили 202 тысячи человек, из которых только около 6 тысяч иностранных граждан. В общем за туристические услуги было получено примерно 664 млн рублей, что составляет всего лишь 0,8% от общего объема платных услуг в республике.
Подобные цифры удручают, хотя туризм для Якутии является одним из самых перспективных направлений. По словам Айсена Николаева, туристическая фирма из села Томтор Оймяконского района была вынуждена отказать практически 1000 иностранных туристов из-за существующих инфраструктурных ограничений.
«Необходимо помочь понять муниципалитетам, что они сами должны быть заинтересованы в том, чтобы раскрыть свой туристический потенциал. Никто, кроме них, не знает лучше свое местность, никто, кроме них, не сможет лучше представить его другим. Мы же сможем найти для них конечного покупателя», – сказал один из руководителей турагентства «ИстВинд» Петр Шишигин. Он поделился с присутствующими своей идеей о создании маскотов, персонажей-талисманов для каждого муниципального района республики, что, по его мнению, благоприятно скажется на их туристской привлекательности. Петр Шишигин отметил, что нужно работать над имиджем Якутии, созданием лица региона для людей, которые приезжают сюда.
Кинорежиссер Владимир Мункуев высказал мысль о том, что продвижение республики на международной арене может происходить через доступный визуальный язык кино – несколько якутских картин произвели настоящий фурор на международных кинофестивалях. Но он также отметил, что на данный момент кинопроизводство в республике замедлилось, проблемой для якутского кино является отсутствие современной материально-технической базы, которая бы соответствовала мировым стандартам.
«Мы намерены развивать творческую платформу, которая сможет создавать и продавать бренды якутских компаний, имиджевые проекты республики на россию и на мир», – поделился основатель креативного кластера «Пространство», известный фотограф Алексей Павлов. Он также высказался за необходимость продвижения единого бренда «Сделано в Якутии».
Шеф-повар ресторанов «Муус Хайа» и «Река. Озеро. Лес» Николай Габышев рассказал о проблемах, существующих в сфере гастрономического туризма. По его словам, в республике мало ресторанов с высоким качеством обслуживания, их недостаточно для туристического потока, так как эти рестораны пользуются огромной популярностью у местного населения. Развитию местной кухни, которая должна соответствовать высоким стандартам общественного питания, мешает отсутствие местного сырья высокого качества.