197

20 июля 2018 в 10:37

Как развиваться арктической Якутии?

Правительство Российской Федерации выделяет развитие Арктики, как одну из приоритетных задач для государства на сегодняшний день. Владимир Путин ранее в своем интервью отмечал, что богатство России должно прирастать Арктикой. Для Якутии, в составе которой находятся 13 арктических районов, интерес к обеспечению процветания Крайнего Севера естественен и логичен. Доцент кафедры международных исследований ИЗФиР СВФУ Дарьяна Максимова рассказала о планах того, как будет идти развитие арктической части республики.

Зона опоры

Основное внимание при развитии российской Арктики будет оказано 8 опорным зонам развития, которые по госпрограмме социально-экономического развития Арктической зоны РФ планируется организовать в 8 регионах России, в том числе и в Якутии. Общий объем инвестиций в программу оценивается в сумме порядка 160 млрд рублей.
«Опорные зоны развития включают в себя большой комплексный инфраструктурный проект, который будет развиваться вокруг минерально-сырьевых баз, то есть месторождений. В данном случае у нас планируется Северо-Якутская опорная зона. Планировалось ее осуществление по госпрограмме РФ с 2018 года. Это прежде всего инфраструктурный проект, связанный с Северным морским путем. В первую очередь у нас собираются реконструировать Жатайскую судоверфь, которая должна будет строить и выпускать корабли типа «река-море», – отметила Дарьяна Максимова. По ее словам, для реализации проекта реорганизации Жатайской судоверфи предусмотрены федеральные бюджетные ассигнования в объеме более 4 млрд рублей.

 Доцент кафедры международных исследований ИЗФиР СВФУ Дарьяна Максимова

Также не менее значимым сопутствующим проектом является реконструкция порта Тикси, одного из основных портов Северного морского пути, который является кратчайшим морским маршрутом между Европой и Восточной Азией. Отмечается, что возможно круглогодичное использование этого морского пути при использовании современных атомных ледоколов. «Если говорить в целом про морские порты Севморпути, то они в большинстве находятся сейчас в упадке. Многие порты не способны принимать большие корабли, но наш порт Тикси считается одним из перспективных с точки зрения береговой линии и способности к прямому заходу больших кораблей. Во всяком случае об этом говорят и наши российские представители, и представители стран Северо-Восточной Азии – Японии, Китая, Южной Кореи. Они много говорят о том, что через Якутию можно использовать Северный морской путь», – поделилась Дарьяна Максимова.
В теории из китайского Харбина по железной дороге должны приходить грузы, которые должны затем перегружаться на суда типа «река-море», выпущенные Жатайской судоверфью, далее следующие по реке Лене до порта Тикси, затем грузы должны отправляться на больших кораблях в европейскую часть России и дальше в Европу. По словам Дарьяны Максимовой, в первую очередь этот проект интересен именно для Китайской Народной Республики, которая уже заявила о своих намерениях по созданию «Полярного Шелкового пути» в Арктике, также и в госпрограмме РФ говорится о том, что Северо-Якутская опорная зона будет использоваться в последующем и Китаем.
«Главная наша артерия – это Северный морской путь. Надежды на развитие Арктики связаны именно с этим путем, потому что он может привлечь дополнительные инвестиции», – подытожила доцент СВФУ Дарьяна Максимова. Развитие грузоперевозок по Северному морскому пути в Тикси также может облегчить проведение мероприятий по северному завозу для обеспечения жизненно важными продуктами отдаленных территорий Якутии.
Кроме того, развитие Северо-Якутской опорной зоны подразумевает разработку новых месторождений, которые находятся в Арктике. «Одним из наиболее перспективных направлений, по которому уже есть договоренности, является месторождение олова в Усть-Янском районе, которое будет разрабатываться с привлечением инвестиций из Китая. Это большой проект – один из немногих, может быть, даже единственный проект, который уже обговорен с Китаем именно по развитию нашей якутской Арктики», – рассказала наш эксперт.

Арктике требуются кадры

Одной из основных проблем Арктики является отток населения, которое ежегодно убывает. Стоит труднорешаемая задача привлечения разнопрофильных трудовых ресурсов в макрорегион, одним из инструментов которого может стать поднятие северной зарплаты, о чем обсуждается на федеральном уровне.
«В целом за последние 20 с лишним лет после распада СССР убыло из российской Арктики примерно 1 млн человек. На данный момент в российской Арктике присутствуют более 2 млн человек, по некоторым оценкам – 2,5 млн человек. По идее проблема оттока населения существует, но по сравнению с другими странами население российской Арктики остается все еще многочисленным, поскольку в целом во всех 8 арктических странах проживает более 4 млн человек, то есть в нашей Арктике живет подавляющее большинство населения», – привела данные Дарьяна Максимова.
«В первую очередь говорят о том, что нужно воспитывать кадры для освоения Арктики. Здесь проблема привлечения кадров разделяется на 2 варианта: либо это вахтовый метод, либо это привлечение оседлого населения, которое будет переезжать на постоянное место жительства в населенные пункты Арктики. Наиболее экономически выгодным многие считают вахтовый метод освоения Арктики», – также отметила она.
По ее словам, стоит вопрос о целесообразности по переселению людей из компактных мест проживания в более крупные населенные пункты, по которому сами коренные малочисленные народы выступают категорически против подобных мероприятий. Сохраняется мнение, что необходимо сохранить подобные компактные места проживания, чтобы не нарушать традиционный образ жизни населения, хотя существуют огромные препятствия для обеспечения здравоохранения, образования и другой социальной инфраструктуры в этих труднодоступных малонаселенных пунктах. «На данный момент Россия намерена сохранять местное население Арктики, в том числе компактные места проживания», – заключила Дарьяна Максимова.

На оленях утром ранним

«Туристский потенциал для Якутии – это очень интересная тема, поскольку Якутия является уникальным регионом. Мы соединяем два больших региона, как Азия и Арктика, которые актуальны на сегодняшний день», – отметила Дарьяна Максимова. По ее словам, арктический туризм может стать настоящим драйвером развития всей республики, который в последние годы уже продвинул себя далеко за пределы России, создав себе бренд Полюса холода – самого холодного региона мира с мамонтами, Ленскими столбами и бриллиантами.
Она отметила, что еще одной точкой развития туризма в республике могло бы стать северное сияние. «В Якутию могли бы ехать за северным сиянием, поскольку азиатские туристы считают северное сияние прямо-таки магическим явлением. Если молодожены в медовый месяц увидят северное сияние, то жизнь будет счастливой до конца их дней – такое мнение бытует и в Китае, и в Южной Корее, и в Японии, – рассказала Дарьяна Максимова. – То есть этот бренд очень их манит, и пока азиатские туристы ездят посмотреть на северное сияние, как ни странно, в Европу – в Норвегию и Финляндию».
По ее мнению, в Якутии по примеру Канады можно разработать коренной этнический туризм, при котором малочисленные народы Севера могли бы зарабатывать производством сувенирной продукции и другой туристической деятельностью. Дарьяна Максимова уточнила, что для этого необходима организация хорошей инфраструктуры и сервиса, а также интерес предпринимателей.
«Нельзя сказать, что туризм у нас не развивается. В целом турпоток более-менее увеличивается, и по показателям платных туристских услуг увеличилась прибыль. Но этого недостаточно, чтобы считать туризм одной из основных сфер деятельности по доходу в валовый региональный продукт», – сказала Дарьяна Максимова.
Существует федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма Российской Федерации, которая принята с 2019 по 2025 годы. «В этой федеральной целевой программе появится новое арктическое направление. Наша республика ни разу еще не выигрывала средства для развития туризма из этой федеральной целевой программы. И вот, на самом деле было бы очень хорошо, если бы Якутия смогла бы получить эти федеральные средства для развития арктического туризма», – поделилась доцент кафедры международных исследований ИЗФиР СВФУ Дарьяна Максимова.