145

20 октября 2017 в 13:49

Мне бы в небо, да дорого

Россия известна своими масштабами, а Якутия – самый крупный ее регион. Преодолевать эти огромные расстояния, разумеется, удобнее всего авиатранспортом. Но каждому ли это по карману? Цены на авиаперелеты во время летнего сезона отпусков заметно подорожали, вызвав шквал негодования среди населения. В то время как жители отдаленных уголков республики за неимением альтернативы продолжают летать по крайне высоким тарифам круглый год.

Цены растут вместе с притоком пассажиров?
Лето. Сезон отпусков. Люди начинают массово скупать авиабилеты, а тарифы вместе с ростом спроса неумолимо идут на взлет. Когда цены на перелет из Якутска в Москву практически достигли 50 тысяч рублей, последовала естественная реакция протеста среди населения, просто желающего слетать на отдых по адекватным тарифам.
Первым, кто отреагировал, был народный депутат Виктор Федоров. По его мнению, именно родная авиакомпания «Якутия» должна была быть тем фактором, который бы сдерживал тарифы, но получилось обратное. «Перевозки в авиакомпании «Якутия» всегда были дорогими, но летом они доходят до 45-50 тысяч рублей. Народ стал возмущаться этими расценками, была поднята целая волна. При этом в других компаниях зачастую бывают билеты дешевле, чем у них. Мы даем дотации, даем помощь авиакомпании «Якутия», за последние пять лет эта помощь составила сумму порядка 10 миллиардов рублей. И всегда нам говорят, что эта сумма идет на снижение тарифов по перевозкам, но мы этого не видим. Они должны предоставить экономически обоснованный тариф», – отметил Виктор Федоров.
Сегодня депутат уже вплотную занялся этим вопросом. «Мы получили ответ от авиакомпании «Якутия» еще в августе. Отдал данные экспертам по расчету, чтобы они внимательно их рассмотрели. Самое «интересное» — обслуживание в нашем аэропорту минимум на 30% дороже, чем в московском Внуково. В качестве сбора за взлет, посадку берут 100 тысяч с самолета, во Внуково – 15 тысяч. Обеспечение безопасности в Якутске – 40 тысяч, в Москве – 14 тысяч. Заправка стоит 60 тысяч у нас, тогда как в Москве – 15 тысяч, – рассказал Виктор Федоров. – Вот так и набегает. За счет этого общий тариф на 30% в Якутске выше, чем во Внуково. То есть, если самолет вылетает из Внуково, то его себестоимость, сумма расходов составляет 761 тысячу, а если вылетает из Якутска, то у него расходов на 1 миллион 099 тысяч. Плюс ко всему, мы не видим в данных авиакомпании «Якутия» дополнительных доходов по перевозке почты – этих доходов и некоторых других они не отразили. Не четко дали нам данные, поэтому мы сделали дополнительные запросы, ждем».
Кроме того, председатель постоянного комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры выразил свое непонимание политикой авиакомпании «Якутия»: «Зачем, если не хватает самолетов, летать, например, в Анталию? Если довезете нас до Москвы, Питера, Екатеринбурга, Хабаровска, Владивостока, то дальше мы и сами, наверное, разберемся».
«Стоимость авиабилета складывается из множества факторов: стоимость обслуживания аэропорта, бортпитание, топливо, штурманское обеспечение, зарплата экипажа, амортизация воздушного судна, лизинговые платежи и так далее. Масса статей, из чего складывается стоимость авиаперевозки. При этом стоимость зависит также от степени загрузки: если самолет не полностью загружен, то стоимость выше, а если полностью, то стоимость должна быть ниже. Но у нас получается так, что чем больше загрузка, тем дороже билет. Странно. Пусть объяснят. Может быть, они правы, я не знаю. Будем разбираться в ближайшее время», – поделился мыслями Виктор Федоров.
«До тех пор, пока государство владеет авиакомпанией и выделяет десятки миллионов рублей на содержание, наверное, ее цель не должна стоять в зарабатывании денег. Цель была поставлена, когда мы выделяли субсидии авиакомпании. Цель в том, чтобы обеспечить транспортную доступность для населения, сдерживать тарифы на авиаперевозки, и эта задача не выполняется», – подытожил парламентарий.

____________________________________________________________________________________________

Народный депутат привел процентную статистику по ценовому диапазону количества проданных билетов авиакомпании за февраль и июнь, по которому наглядно виден рост цен в «сезон». «В диапазоне до 10 тысяч рублей в феврале продано 84%, с 10 до 20 тысяч – 12%, с 20 до 30 тысяч – 2%, с 30 до 40 тысяч – 0,6%, с 40 до 66 тысяч – 0%. Июнь: до 10 тысяч – 29%, 10-20 тысяч – 31%, 20-30 тысяч – 29%, 30-40 тысяч – 6,5%, 40-66 тысяч – 2,7%. Я не понимаю, откуда такие сдвиги. То есть, они меньше начинают продавать дешевых билетов и больше – дорогих, когда идет полная загруженность», – заметил Виктор Федоров.

___________________________________________________________________________________________

Большие проблемы малой авиации
По словам другого республиканского парламентария Виктора Губарева, последние 25 лет разговоры о малой авиации ведутся по всей Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия) в частности. «Уже и воздушные суда не выпускаются, и аэродромная сеть нарушена. Нужно все это воссоздать на более высоком уровне, более безопасном и комфортабельном, и чтобы эти воздушные суда по стоимости были приемлемыми для покупки», – уверен заместитель председателя парламента.
«Мы уже неоднократно выступали на различных форумах, обсуждали закон об арктической зоне, проект которого разрабатывается. Ежегодно проходят по линии союза полярников различные совещания по вопросам Арктики и развития северных территорий, – рассказал Виктор Губарев. – Нас беспокоит то, что в законопроекте об арктической зоне планируется передача правительством РФ аэропортов местного значения в арктической зоне в муниципальную собственность арктических субъектов. Мы возражаем против этого, потому что указанное повлечет за собой увеличение нагрузки на государственные бюджеты субъектов РФ».
В 2007 году в целях сохранения эффективного развития аэропортов с малой интенсивностью полетов в республике был успешно реализован первый пилотный проект по созданию федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», который объединил 23 аэропорта республики, рассказал народный депутат.
«Сегодня ФКП «Аэропорты Севера» объединяет 31 аэропорт в Республике Саха (Якутия) и в Магаданской области. Работает почти 2,5 тысячи специалистов. За время работы все аэропорты были приведены в соответствие с федеральными авиационными правилами. Благодаря созданию предприятия «Аэропорты Севера» удалось сохранить и модернизировать уникальную аэропортовую инфраструктуру, – отметил он. – Поэтому передачу аэропортов обратно в региональную муниципальную собственность ни в коем случае нельзя допустить. Они должны быть в федеральной собственности, чтобы была государственная поддержка на федеральном уровне. Тем более, что мы неоднократно поднимали вопрос о субсидировании внутриреспубликанских перевозок. До Москвы мы сегодня можем долететь за 7 тысяч рублей, а за билет до Черского, до Чокурдаха, до Белой Горы нужно заплатить 25-30 тысяч рублей».
Также депутат рассказал о предложении, вынесенном на последнем форуме «Арктика: настоящее и будущее». Суть которого прежде всего в том, чтобы оказать содействие в решении вопроса о восстановлении ранее предусмотренных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции аэропортов РС (Я). «Сегодня только в Чокурдахе выполняется строительство аэродрома в рамках федеральной программы. Была федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года, которая сейчас практически заморожена», – поделился народный депутат.
«В Министерство промышленности и торговли РФ, в Министерство транспорта поступают неоднократные предложения от субъектов федерации, в том числе и от нас о том, что нужно ускорить разработку и производство российских серийных самолетов вместимостью от 12 до 50 пассажирских кресел в рамках государственной программы», – отметил Виктор Губарев.
Также он рассказал о предложении, направленном в Министерство транспорта, заключающемся в распространении механизма субсидирования в рамках постановления правительства. Предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок.
«Сегодня, несмотря на то, что много разных планов, много разных предложений, тем не менее, надо принимать какие-то более конкретные меры по приобретению воздушных судов и вертолетов. Сейчас у нас их крайне недостаточно. Республике нужно вертолетов 10-15», –поделился депутат.
Резюмируя, Виктор Губарев отметил: «Себестоимость авиационных перевозок за счет тарифов никогда не покроется. Нет ни одной авиакомпании в мире, которая бы работала прибыльно без поддержки государства».

Дьулус БОРОЧКОВ