211

17 сентября 2017 в 12:55

Неиспользованный потенциал якутского туризма

О развитии туризма в Якутии власти говорят не первый год. С одной стороны, руководство республики рапортует о росте количественных показателей въездного туризма, многое сделано для развития туристской инфраструктуры, продвижения туристских брендов республики. Однако участники рынка и эксперты не разделяют оптимизма властей и считают, что воз и ныне там –условий для развития массового въедного туризма до сих пор нет, что связано, в основном, с высокими авиатарифами и низким уровнем туристской инфраструктры. Как обстоят дела в туриндустрии Якутии и когда ожидать туристического бума – в материале «Ил Тумэн».

Турпоток растет

Как сообщают в пресс-службе министерства инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия) (ранее за развитие отрасли отвечало министерство по делам предпринимательства и развития туризма, функции которого в 2016 году были переданы созданному в результате административной реформы регионального кабмина органу – мининвестразвития), туристический поток в Якутию с каждым годом увеличивается. По данным Саха (Якутия) стата, по итогам 2015 года общий туристский поток в республику составил 150,7 тыс.чел., что выше уровня предыдущего года на 2%. Якутию в 2015 году посетили 146 тыс. россиян, 4,7 тыс. иностранцев. Выход статданных по деятельности турфирм за 2016 год ожидается в сентябре этого года, однако, по оценочным данным мининвестразвития республики, турпоток составит 158 тыс. чел., в т.ч. 153 тыс. россиян и 5 тыс. иностранцев.

При этом, растет объем платных туристских услуг. Турфирмы и гостиницы Якутии в 2015 году оказали услуги на 567,5 млн.руб., что выше уровня предыдущего года на 10%. По данным мининвестразвития, с 2012 по 2015 годы  объем платных туруслуг вырос в два раза.

Миллиарды на туризм

В министерстве объясняют устойчивый рост темпов въездного туризма реализацией Стратегии развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года. Для финансирования отрасли принята республиканская госпрограмма по развитию внутреннего и въездного туризма с общим объемом финансирования 2,9 млрд рублей, из них большая половина (1,9 млрд) – внебюджетные источники. Из бюджета республики на финансирование отрасли выделено 307 млн рублей, в федеральном бюджете заложено 625 млн рублей. На сегодняшний день, общий объем инвестиций из всех типов источников в туриндустрию республики составил 706,9 млн рублей.

Как отчитываются в мининвестразвития, средства госбюджета и привлеченные инвестиции направляются на создание туристской инфраструктуры в перспективных территориях, систему подготовки кадров, формирование и продвижение туристского продукта на российские и международные рынки, повышение качества и безопасности туристских услуг.

В докладе мининвестразвития говорится о создании свыше 20 туристских комплексов в 15 районах республики. Особая гордость республики – туркомплекс федерального значения «Северная мозаика» в окрестностях Якутска в живописной местности на берегу Лены. Строительство комплекса планируется завершить до конца 2018 года.

Реализация госпрограммы предполагает наличие контролируемых показателей. В данном случае, власти Якутии до 2020 года ставят вполне конкретные задачи – довести общий турпоток до 182 тыс. туристов, доходы турфирм – до 3,8 млрд рублей, а гостиниц – до 2 млрд рублей. Если госпрограмма достигнет целей, то в турбизнесе будет занято не менее тысячи якутян, а в гостиницах будут работать не менее шести тысяч местных жителей.

Особенности якутского туризма

Большие перспективы в республике имеет именно северный туризм, поскольку уникальный природный ландшафт и климатические условия способствуют этому, считают эксперты. Понимая это, в республике принята Концепция арктического туризма до 2025 года.

Северные регионы России и Якутия в частности недостаточно используют свой туристский потенциал, уверен эксперт по территориальному развитию, профессор Университета Экс-Марсель Себастьен Гадаль. «Несмотря на высокий потенциал (природа, культура, история и др.), туризм в российской Арктике и Якутии почти не развит. Эта сфера ограничена отдыхом на природе, турами по реке Лена и охотничьим туризмом. Мне кажется, стоит брать пример у скандинавских стран, Канады и Исландии, которые ежегодно привлекают тысячи туристов из Европы, США и стран АТР», — считает профессор.

С французским коллегой солидарна эксперт по арктическому туризму, кандидат географических наук, доцент Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета Елена Тотонова. Туризм может и должен стать локомотивом развития арктических районов Якутии и регионального развития в целом. Развитие туризма имеет также огромное значение с точки зрения создания позитивного образа республики, что сделает регион привлекательным не только для туризма, но и для инвестиций в другие сферы деятельности, увеличения налоговых поступлений в региональный бюджет, а также обеспеченности занятости населения, повышения образовательного и культурного уровня населения, считает эксперт.

С другой стороны, тормозом для увеличения туристского потока являются цены. «Для многих людей, пусть даже европейцев, потратить 100 000 рублей на 3-4 дня поездки в Оймякон, это дорого. И еще один тормозящий фактор – слабая транспортная инфраструктура. Отсутствуют регулярные рейсы между поселками и селами, невозможно купить билет on-line», – считает доцент СВФУ Светлана Иванова.

«Мы не ощущаем поддержку государства»

Предприниматель Аркадий Дорофеев стал заниматься охотничьим туризмом в середине нулевых, основал компанию «Байанай-тур». Охотничьи туры организуются в определенные сезоны, рассказывает предприниматель. Бизнесмен отмечает, что охотничий туризм очень сильно отличается от остальных видов туротрасли и имеет собственную специфику.

В межсезонье компания организует туры по Якутску и на Ленские столбы. «В нашем случае, стоимость тура рассчитывается сугубо индивидуально. Планирование тура начинается примерно за полгода до поездки. Основная статья расходов – перелеты по внутренним линиям», – рассказывает он.

Аркадий Дорофеев говорит, что в мире имеется успешный опыт развития охотничьего туризма: «Например, в ЮАР ежегодно приезжает около 1000 охотников, каждый из которых оставляет в стране, скажем, десять тысяч долларов. Это реальный вклад в бюджет государства. Если сравнивать, то в 2016 году в РФ с целью охоты приехало 54 иностранных туриста».

– Если все грамотно организовать, у России колоссальный потенциал, — уверен предприниматель. – Охотничий туризм, как мне кажется, должен развиваться комплексно, как и другие сферы, по цепочке, должны быть учтены все услуги. Помимо развития собственно охотничьих хозяйств, необходимо создавать переработку, таксидермию, организовать поставку на рынок мяса, шкуры и так далее. Это, между прочим, большой вклад в развитие местного производства.

В целом, по мнению Аркадия Дорофеева, представителям сферы туризма, в особенности охотничьего, приходится сталкиваться с бюрократизмом госаппарата: при выдаче разрешений, согласованиях и так далее.

В чем выход

Как считает французский эксперт по территориальному развитию, профессор Унверситета Экс-Марсель Себастьен Гадаль, нужно решить две простые задачи: интегрированные пакетные туры, эко-ориентированные отели на природе. «Люди готовы за это платить. У Якутии есть все предпосылки для того, чтобы создать хороший туристский продукт», — считает профессор. При этом, по его мнению, туроператорам необходимо помнить о двух различных целевых аудиториях: местном населении как потребителей турпродуктов и внешней – туристов из других субъектов РФ и зарубежных туристах. «Я считаю, что важным является унификация стандартов и диверсификация уровней турпродуктов для разных сегментов потребителей», — считает профессор.

«Расширение масштабов туризма в Якутии напрямую зависит от развития авиации и речного флота на внутренних линиях. Исходя из этого, остро стоит проблема развития внутренних и межрайонных перевозок в широтном направлении, что в будущем существенно расширило бы географию туристских маршрутов, в особенности в отдаленных районах республики», — считает эксперт Елена Тотонова.

– Можно сказать, мы не ощущаем в полной мере поддержки государства, иногда даже сталкиваемся с полным непониманием. Если государство хочет развития, оно должно повернуться лицом к организаторам туризма и снизить административные барьеры, – уверен местный предприниматель Аркадий Дорофеев.

 

Дмитрий ОСИПОВ