274

21 октября 2016 12:50

Поиски новой модели экономики роста

Прошедшие выборы в Государственную Думу показали - российский народ выражает надежду, что Президент РФ В.В.Путин и его партия «Единая Россия» станут той единственной мощной политической силой, которая может консолидировать все наше общество. Такое единство нужно для выхода из экономического кризиса. Власть, как мне кажется, эту заинтересованность страны поняла правильно и принимает неотложные меры. Как это выглядит?

Эти меры касаются, в основном, пяти основных направлений. Они должны создать твердую базу под будущие реформы.
Первое направление. Это укрепление всей структуры власти. Прежде всего, укрепляется Президентская вертикаль власти. Она от либерально-демократических и добродушно- оптимистических настроений меняется в сторону жесткой требовательности. В связи с этим проведена нужная ротация кадров в Администрации Президента России, в федеральных округах и в губернаторском корпусе.
Кадровые передвижки идут и в Государственной Думе. С.Нарышкин не был плохим руководителем парламента, но приоритеты деятельности Государственной Думы меняются. Тут должна быть усилена прагматика, плотная приближенность к суровой действительности жизни. А такая действительность требует серьезного улучшения жизненного уровня нашего народа, при ограниченных возможностях. Поэтому В.Володин, ставший главой нижней палаты парламента и работавший в долгое время в сфере внутренней политики Администрации Президента России, наиболее подходящая кандидатура.
В сложной международной обстановке парламент России должен твердо поддержать все необходимые шаги, предпринимаемые Президентом В.Путиным. Главное — не сдавать своих позиций в мировой политике, одновременно укрепляя «мир во всем мире» (как говорили в советское время). Одним словом, необходимо избежать мировой войны, которая может превратиться в ядерный конфликт. Но нынешняя администрация США толкает мир на грань такого противостояния. Изменится ли такая политика Америки после 8 ноября 2016 г., когда кресло Президента этой страны перейдет к другому человеку?
Второе направление. Повышение эффективности работы Правительства России. Здесь кадровые решения – минимальные. Ушел министр образования – считайте, что не справился с задачей. Реформу школы , особенно высшей школы и науки, мы критиковали не раз. Именно эти два направления должны стране обеспечить технологический прорыв. А проводимые «реформы» не только не способствуют достижению этой цели, но и кажется, тянут назад. Будут ли сделаны необходимые коррективы в этой наиважнейшей и стержневой отрасли народного хозяйства? Надеемся на исправление ситуации.
Финансово-экономический блок правительства удержался у власти, хотя он подвергся не меньшей критике. Тут играет правило – коней на переправе не меняют. Но дело, видимо, заключается в том, что мы не можем менять конституционное развитие страны к рыночной экономике. Д.Медведев, А.Силуанов, А.Улюкаев и другие — рыночники. Они отличаются в подходах к рынку от Е.Гайдара, А.Чубайса, Б.Немцова, И.Хакамады, Б.Надеждина и т.д. Весь сыр-бор у рыночников в подходах, этапах и в планировании такого перехода.
Есть, конечно, и другой путь рыночных отношений, которую предлагают Борис Титов и Сергей Глазьев. Они создали даже, так называемый «Столыпинский клуб». Но Борис Титов продвинул предлагаемый рыночный проект под программу своей партии, с чем не согласился С.Глазьев и вышел с этого клуба.
Третье направление. Повышение ответственности регионального руководства. Здесь требуется дать большую «свободу» действиям местного руководства, а значит, повысить их инициативность и ответственность. Мы переходим один этап развития («сильный центр – сильные регионы») и подходим к другому («сильные регионы – сильная страна»). Значит, от авторитарной политической системы постепенно переходим в сторону большей демократизации в управлении страной. Когда — то мы должны же отказаться от режима царского самодержавия и советского монополизма. Это время наступает. Мы готовы?
Четвертое направление. Экономические структурные реформы неизбежно должны приблизить нас к доминированию малого и среднего бизнеса. Доля МСБ сегодня равняется 20-25% ВВП. В передовых странах такой показатель доходит до 50%. Нам надо увеличит долю МСБ до 30-35 % в среднесрочной перспективе ( до 2025г.). Сегодня здесь идет обратный откат, что недопустимо. Меры Правительства, в этом смысле, должны быть приняты незамедлительно. Но при этом, пока, не надо забивать «дойных коров» (т.е. крупные бизнес структуры с большей долей участия государства). Чрезмерная доля участия государства в этих гигантах экономики только замедляет их развитие и акционирование. Это всем известно, но откуда получим тогда доходы для бюджета? Но понятно и другое — так бесконечно продолжаться не может.
Пятое направление. Сбалансирование доходной части бюджета. Никакое бюджетное маневрирование и установление новых бюджетных правил выживания нам не помогут. Конечно, сиюминутную выгоду нам дадут, но перспективу не обеспечивают. Сегодня почти половина дохода бюджета — сырьевая, т.е. продажа газа и нефти. Мы ныне не можем отказаться от этой реальности. Программа импортозамещения технологий и продуктов производства не скоро встанет на ноги, и то, если будем последовательными, как утверждают специалисты, через 10-15 лет. Этот путь развития необходимо ускорить.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) за январь-сентябрь 2016 года отмечается рост основных макроэкономических показателей.
Так, оборот организаций в действующих ценах превысил 793 млрд. руб., что на 21% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Индекс промышленного производства равен 101,5%, при этом по отношению к августу 2016 г. в сентябре отмечается сокращение, вызванное главным образом плановым снижением добычи алмазов компанией АЛРОСА, а также изменением методики расчета индекса по виду деятельности «Добыча алмазов». Это подтверждают другие данные – индекс промышленного производства без учета добычи алмазов составляет 105%.
Отмечается существенное увеличение объемов инвестиций в основной капитал – более 178,5 млрд. руб., что на 23% выше данных за 9 мес. 2015 г.
Оборот внешней торговли по предварительным данным составляет 2,563 млрд. долл., плюс 2,8% (данные за 1-е полугодие) при сокращении импорта товаров и опережающем росте экспорта.
Продукции сельского хозяйства произведено на 16,9 млрд. руб., что больше почти на 600 млн. руб., чем за 9 мес. 2015 г., но в сопоставимых ценах составляет 99,6% прошлогоднего.
Отмечается рост оборота общественного питания (102,5%) и платных услуг населению (103,5%) в сопоставимых ценах. Оборот розничной торговли практически сохраняется на уровне 2015 г.
Зафиксирован 14%-й рост пассажирооборота, причем по всем видам транспорта, при сокращении грузооборота на 3,5%. Особняком в сфере грузоперевозок стоит железнодорожный транспорт, где наблюдается рост на 26% по сравнению с прошлым годом по грузообороту и на 48% по объемам перевозок.
Среднемесячная начисленная заработная плата выросла в номинальном выражении на 6,7% до 55,8 тыс. руб. Увеличились номинальные денежные доходы на душу населения до 36,2 тыс. руб., что на 6% больше прошлогоднего уровня.
При этом зафиксировано снижение реальной заработной платы на 1,6%, а реальные располагаемые доходы снизились на 2,3%. Еще один значимый негативный показатель – увеличение численности официально зарегистрированных безработных в сентябре 2016 г. – 10 179 человек (сентябрь 2015 г. – 7938 человек).

 

Николай Слепцов, политолог

Dog