683

22 января 2016 в 16:03

Итоги экспертизы государственной программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 — 2019 годы»

Счетная палата Республики Саха (Якутия) на заседании коллегии 28 декабря 2015 утвердила результаты экспертно-аналитического мероприятия по экспертизе действующей редакции государственной программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы».

Экспертиза государственной программы проведена на основании Плана работы Счетной палаты на 2015 год по поручению Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Результат экспертизы государственной программы показал, что государственная программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 — 2019 годы» утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 974, со сроком реализации с 2012 года по 2019 годы.

С момента принятия государственной программы внесено 5 изменений и дополнений, анализ внесенных изменений показал, что основные изменения связаны с уточнением ресурсного обеспечения программы, из них в 2012 году за счет предоставления субсидий из федерального бюджета, увеличения средств местных бюджетов и внебюджетных источников. В период 2013-2015 годы в сторону уточнения предельных объемов и уточнения бюджетных средств с параметрами законов о государственных бюджетах республики. Внесены изменения в систему мероприятий и целевых индикаторов, уточнены цели стратегических направлений программы, продлен период действия программы.

Целью государственной программы является создание благоприятных транспортных условий для инновационного развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия). Для достижения цели программы определены 5 стратегических направлений, сформированных по отраслевому признаку с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности «Железнодорожный транспорт», «Дорожное хозяйство», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт», «Автомобильный транспорт» и подпрограмма «Безопасность на транспорте», сформированная по функциональному принципу.

По итогам проведенной экспертизы Счетной палатой сделаны следующие основные выводы, что государственная программа в целом учитывает основные положения стратегических документов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области транспорта, вместе с тем, в программе в полной мере не предусмотрены меры по обеспечению снижения негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду в частности по внедрению систем экологического менеджмента и управления качеством в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте, не установлены индикаторы, отражающие реализацию указанных направлений государственной политики, определённых Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года. Анализ показал, что в своей структуре государственная программа соответствует Порядку разработки и реализации государственных программ и учитывает положения Методических рекомендаций по разработке государственных программ, однако при внесении изменений в августе 2015 года не учтены требования к текстовой части программы введенные Указом Главы Республики Саха (Якутия) №522 от 05.06.2015.

Разделом 3 государственной программы установлено, что средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предоставляются в виде бюджетных ассигнований на капитальные вложения и содержание республиканских государственных учреждений — исполнителей мероприятий программы, целевых субсидий в виде межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям и субсидий предприятиям транспортного комплекса на возмещение убытков от пассажирских перевозок на социально значимых маршрутах. При этом системой программных мероприятий в приложении №2 программы предусмотрены и фактически предоставляются и иные виды государственной финансовой поддержки: субсидии на возмещение на лизинговых платежей, на возмещение банковских процентов, бюджетные кредиты, предоставление государственных гарантий, что свидетельствует о несогласованности текстовой части программы с приложениями.

Анализ системы программных мероприятий показал в целом их соответствие целям и задачам государственной программы. Вместе с тем Счетная палата по итогам контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» и на иные виды государственной поддержки предприятий транспортного комплекса республики, проведенного в конце 2015 года отметила:

– при анализе фактического выполнения мероприятий государственной программы установлены факты нарушения сроков, определенных стратегическими направлениями государственной программы;

– наличие фактов направления бюджетных средств в целях, не соответствующим мероприятиям государственной программы, а именно в отсутствии документов и (или) по документам, не подтверждающим приобретение диагностического оборудования для организаций пунктов технического осмотра в северных и арктических районах республики, которое в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Анализ плановых значений целевых индикаторов показал, что по отдельным стратегическим направлениям отсутствует положительная динамика планируемых результатов, а анализ фактического достижения целевых индикаторов показал наличии отрицательной динамики фактических значений, по трем основным показателям за 2012, 2013, 2014 годы, по четырём показателям фактически достигнутые значения за указанный период носят разнонаправленный характер.

В рамках мониторинга хода исполнения государственного бюджета республики в заключениях Счетной палаты ежегодно отмечались проблемы низкого освоения бюджетных средств при реализации отдельных стратегических направлений государственной программы.

Анализ организации управления программой и контроль за ходом ее реализации, в том числе управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы показал, что программа не содержит общих требований и подходов к сбору и представлению информации о выполнении и достижении целевых индикаторов по отдельным показателям государственной программы, финансируемым из внебюджетных источников, что в свою очередь может затруднить своевременный и качественный контроль хода реализации государственной программы и степени достижения запланированных результатов.

По решению коллегии Счетной палаты заключение по итогам экспертизы направлено в адрес ответственного исполнителя государственной программы Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) для учета результатов экспертизы государственной программы при внесении изменений и дополнений в программу, в адрес заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Омукова В.В. и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) в целях мониторинга и контроля реализации государственной программы.

Аудитор Е.Н. Лукина