455

25 декабря 2015 в 17:11

Бюджет-2016: оптимистичный сценарий

Якутские парламентарии утвердили бюджет республики на 2016 год. Несмотря на непростую социально-экономическую ситуацию в связи с колебаниями курса валют и снижения цен на нефть, бюджет республики на следующий год выглядит оптимистично и сохраняет социальные гарантии перед населением.

Бюджет роста 

Прогнозируемый общий объём доходов госбюджета республики составит 164,3 млрд рублей, в том числе объём безвозмездных поступлений 50,9 млрд рублей, из них объём межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составит 47,3 млрд рублей.

Увеличение доходной части бюджета объясняется уточнением поступлений по акцизам на нефтепродукты в сумме 440,3 млн рублей, уточнением объёмов на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сторону увеличения на 1,5 млрд рублей. Также в режиме второго чтения внесены изменения в сторону увеличения на 19,8 млн рублей по субсидиям из федерального бюджета и субвенциям на 3,2 млн рублей. Общий расход государственного бюджета Якутии составит 172,6 млрд рублей, а дефицит в сумме 8,2 млрд рублей с уменьшением на 600 млн рублей.

Как отметил председатель постоянного комитета Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев, бюджет Якутии принят с ростом доходной части. «Во многих регионах бюджеты пришлось принять с сокращением доходной и расходной частей. Есть определенные риски и опасения, касающиеся недополучения данной доходной части, зависящие от экономической ситуации в целом по России и в мире», — считает Юрий Николаев. При этом, как отметил председатель профильного комитета, «социальные обязательства будут выполнены на 100%».

В условиях неопределенности

Бюджет 2016 года принимался в непростых экономических условиях неопределенности конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Это увеличивает риски при формировании бюджета, учитывая, что значительная доля налоговых доходов поступает от экспортно-ориентированного сектора экономики, признают в правительстве республики.

В связи с этим в Якутии вновь вернулись к однолетнему бюджету, сохранив, при этом, практику финансового планирования на среднесрочную перспективу. Минфин республики при формировании бюджета республики на 2016 год руководствовался среднегодовым курсом в расчете 63,3 рубля за доллар. Исходя из этого и рассчитывались объемы поступлений, но, по словам главы ведомства Валерия Жондорова, при условии стабильного курса и мировой конъюнктуры. «Взрывной рост поступления налогов в начале и в августе-сентябре текущего года носил разовый характер, связанный с колебаниями курса рубля, и этот фактор не может быть использован при прогнозе на предстоящий период», – предупреждал министр в ходе обсуждения параметров бюджета на следующий год. В качестве примера он привел ситуацию с «Сургутнефтегазом». В этом году компания перечислила в бюджет Якутии 15 млрд рублей налогов, тогда как ежегодный объем составлял около 5,5 – 6 млрд рублей.
Нарастающий госдолг

В ходе обсуждения законопроекта депутаты выражали озабоченность ростом госдолга республики. Действительно, Якутия лидирует в списке дальневосточных регионов-должников Якутия с долгом в 38,8 млрд рублей, с начала года его сумма выросла на 8 млрд рублей. Второе место у Амурской области – 30,8 млрд рублей, на 2,4 млрд больше, чем по данным Минфина за февраль. Третью строчку в списке регионов-должников ДФО занял Хабаровский край с задолженностью в 30,2 млрд рублей, рост за 2015 год на 7 миллиардов.
Интереснее ситуация выглядит, если сравнить объемы долга регионов с доходами и расходами бюджетов на 2016 год. В итоге положение Якутии, где в 2016 году ждут 162 млрд рублей доходов, оказывается не таким уж и сложным. Особенно по сравнению с Приамурьем, где объем долга практически равен доходам бюджета, запланированным на 2016 год в сумме 34,9 млрд рублей. В казну Хабаровского края, как предполагается, в будущем году поступит 67,3 млрд рублей, дефицит – 10,7 млрд рублей. Следовательно, объем взятых кредитов приближается к половине годовых доходов региона.
Как отмечает специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии, доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами НИУ-ВШЭ Наталья Зубаревич, процесс нарастания долговой нагрузки региональных бюджетов начался в 2012 году. По мнению Натальи Зубаревич, в структуре расходов региональных бюджетов выросла нагрузка на обеспечение социальных обязательств. «Долг региональных бюджетов начал расти с конца 2012 года, потому что у регионов расходы были больше, чем доходы. В 2013 году 77 регионов имели дефицит бюджета, в 2014 – 75 регионов. На январь 2015 года долг регионов составил 2,4 триллиона рублей – гигантская сумма. Он неравномерный: у одних регионов больше, у других меньше. Если смотреть с учетом их доходов, но без трансферт, то у нас есть регионы, у которых этот долг зашкаливает за 100% их собственных доходов, и два десятка регионов, в которых он выше 70%. И эта картина с 2014 года почти не меняется», – отмечает эксперт.
По данным Счетной палаты, анализ оперативных данных об объеме государственного долга регионов и планируемом объеме доходов на 1 ноября 2015 года говорит о том, что в 55 регионах госдолг превышает 50% утвержденных доходов (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений). Из них в семи регионах указанное соотношение превышает 100% – это Северная Осетия-Алания (114,9%), Мордовия (156,1%), Белгородская область (103,6%), Костромская область (124,6%), Смоленская область (102,9%), Астраханская область (151,7%) и Чукотский автономный округ (119,2%).

Оптимистичный сценарий

И на этом фоне бюджет Якутии выглядит достаточно оптимистично.

целом, Якутия относится к субъектам, которые практически не чувствуют влияние кризисных явлений. «Низкая чувствительность к кризисным явлениям говорит о том, что в нашей республике доходная часть стабильна», – считает председатель Контрольного комитета, заместитель председателя Комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике и приватизации Государственного Собрания РС (Я) Александр Уаров. По его мнению, республика продает нефть, газ, золото, алмазы и другие полезные ископаемые практически за доллар. Соответственно, повышение курса доллара в отношении рубля нам дает повышение доходной части нашего бюджета.

По мнению спикера парламента Якутии Александра Жиркова, по сравнению с бюджетами, которые принимают отдельные субъекты Российской Федерации, и с той обстановкой, в которой был принят федеральный бюджет в Российской Федерации, в целом, достаточно оптимистичный. «Думаю, что в течение 2016 года резких выпадов с этих показателей параметров бюджета у нас не предвидится. Это – хороший знак. Это залог того, что в предыдущие годы мы сильно не увязали в различные долги, рискованные операции и в итоге  встретим 2016 год с достаточно стабильной экономикой и бюджетом», – отмечает Александр Жирков.