567

12 октября 2015 в 17:28

Александр Жирков выступил на пленарном заседании XIII съезда учителей и педагогической общественности республики

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии Александр Жирков и народные депутаты республики 9 октября 2015 года приняли участие в пленарном заседании XIII съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Образование и общество: интеграция во имя ребёнка».

В своей речи спикер парламента Якутии Александр Жирков напомнил, что на августовском совещании учителей республики, посвящённом 95-летию системы дошкольного образования Якутии, выступил с анализом основных проблем дошкольного образования республики — обеспеченности детскими садами, бюджетного финансирования системы дошкольного образования, заработной платы работников, данных о строительстве детских дошкольных образовательных организаций республики в динамике с конца 80-х годов прошлого века до сегодняшних дней. Анализ ситуации, сложившейся на протяжении четверти века, вызвал интерес работников дошкольного образования. Спикер Ил Тумэна сообщил, что подготовил аналогичную аналитику и для сектора общего образования республики, и передал документы в секретариат Съезда.

Александр Жирков сообщил, что в этом году исполняется ровно 90 лет со дня проведения Первого Всеякутского съезда учителей Якутской области. «В июле 1925 года 49 делегатов со всей республики собрались и провели Первый съезд учительства республики. По докладу легендарного Наркома просвещения, здравоохранения и социального развития А.Ф. Боярова была принята резолюция», — сказал докладчик и зачитал тезисы из резолюции 90-летней давности. «Якутия стоит на путях экономического возрождения. Именно здесь учительство должно проявить свою энергию и приложить все свои знания. Учитель как культурный передовик должен стать одним из организаторов новой общественности. Нам нужен хозяйственно грамотный учитель. Основной культурной силой в улусе является учитель, и это обязывает его, не бросая школы, через неё стать активным общественником. Национальный учитель ответственен за создание национальной школы, — зачитал спикер Ил Тумэна и добавил, — Написано так, что всё это можно включить в резолюцию сегодняшнего XIII съезда учителей». Председатель якутского парламента отметил, что далеко не все субъекты проводят подобные мероприятия, и даже у регионов, проводящих съезды педагогов, не существует таких традиций с 90-летней историей.

Председатель Ил Тумэна остановился на значении проведения подобных масштабных мероприятий: «Съезды должны содействовать принятию упреждающих решений в сфере образования. Если съезд станет только констататором фактов, то не выполнит полностью свою функцию. Если он побуждает учителей, общественность, государство к принятию упреждающих решений – то такой съезд можно назвать выполнившим свою функцию». Он подчеркнул, что каждый из проведённых ранее съездов учителей Якутии имел «конкретную направленность»: «I Съезд – ликвидация безграмотности, II Съезд – переход от пятилетнего на семилетнее образование, далее прошёл съезд создания специализированных педагогических учебных заведений, IV Съезд – открытие Якутского государственного университета, V Съезд – введение кабинетной системы образования, VI съезд – открытие политехнических школ, VII Съезд – открытие физико-математического направления, далее – трудовое обучение школьников. Вот основные вехи Съездов, которые проведены в нашей республике».

Александр Жирков сказал, что в 1996 году на Х Съезде учителей Якутии, когда вся Россия находилась в глубокой смуте, и субъекты Федерации были предоставлены сами себе, Республика Саха (Якутия) объявила приоритетом сферу образования. «В этом была главная основная объединяющая сила Съезда. Это решение консолидировало общество, государство, педагогов. Была принята программа строительства объектов образования», — сказал он и добавил, что приоритеты, объявленные тогда, актуальны по сегодняшний день.

В доказательство своих слов спикер якутского парламента представил данные за последние 15 лет: «Если в 2005 году на одного воспитанника в детских дошкольных учреждениях приходилось 43 тыс. рублей бюджетных ассигнований, то в 2015 году направляется 257 тыс. рублей из бюджета республики; на одного ученика в дневных общеобразовательных учреждениях в 2005 году приходилось 53 тыс. рублей, то в 2015 году тратим 270 тыс. рублей». Спикер сообщил, что в 2005 году в республике было 495 школ, требующих капитального ремонта, и 165 аварийных школ. «За последние 15 лет в республике построено 119 школ, в основном, в сельской местности. Это солидная материальная база. На сегодняшний день в республике 73 аварийных общеобразовательных организаций. Правда, было время, когда было всего 35 аварийных школ, но после проведённой инвентаризации объектов образования число аварийных объектов прибавилось. За выполнение задачи по ликвидации аварийных школ к 2022 году, поставленной Главой республики, мы должны взяться уже с бюджета республики этого года», — подчеркнул председатель Ил Тумэна.

Далее докладчик остановился на системе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). «Вся система начального образования Якутии уже вошла в эту систему. Но требованиям ФГОС в республике идеально не отвечает практически ни одна школа, не говоря уже о сельских, малокомплектных образовательных организациях», — выразил своё мнение Александр Николаевич. Он добавил, что в республике сегодня работает 248 малокомплектных школ, включая начальные общеобразовательные организации-детские сады. «В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть только понятие малокомплектных школ. Расшифровка понятия «передана» на решение самих регионов, но в то же время в федеральном государственном образовательном стандарте требования к малокомплектным школам не изменены. Они стандартны. Как быть регионам? Какими финансами выровнять ситуацию?», — спросил он и добавил, что парламентом республики совместно с Правительством Якутии и министерством образования республики готовятся новые изменения в федеральное и региональное законодательство. Цель поправок – чтобы «система образования республики не испытывала трудностей, некоторые из которых являются хроническими не только для нашей республики, но и для других регионов».

Александр Жирков отметил, что доступность образования является главным требованием образовательного процесса. «Если какая-нибудь школа не отвечает критериям доступности, то задача власти – довести эту образовательную организацию, чтобы доступность стала основным содержанием этой школы. У нас иногда получается наоборот. Если образовательное учреждение не отвечает критериям доступности, то это ставится ему в вину. Так не должно быть. Если государство взяло на себя обязательство обеспечить доступность образования для детей, то государство и должно создать условия для доступности образовательных организаций. Нельзя допускать, чтобы малокомплектные школы, имеющие недостаточную материально-техническую базу, находящиеся в отдалённых местностях, стали виноватыми за то, что они не обеспечивают доступность образования. Это задачи государства, руководства и власти республики», — подчеркнул он, завершая своё выступление.

За многолетнюю плодотворную работу в социальной сфере республики Александр Жирков объявил Благодарность председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) с вручением серебряного знака учителю русского языка и литературы средней школы № 1 города Ленска Татьяне Харченко. Также за заслуги в области социального развития Якутии вручил Почётные грамоты парламента Якутии с вручением золотых часов учителю Тюнгюлюнской средней школы с углублённым изучением отдельных предметов Мегино-Кангаласского улуса Альбине Находкиной и директору Урасалахской средней школы Абыйского улуса Изольде Стручковой.