438

25 сентября 2015 в 19:34

Новые ориентиры профобразования

Итоги пятилетки и стратегические задачи развития системы среднего профессионального образования на предстоящий период стали предметом обсуждения традиционного ежегодного совещания работников профессионального образования «Профессиональное образование: новые стратегические ориентиры – новый вектор развития». Символично, что совещание прошло в преддверии празднования 75-летия системы профессионально-технического образования Российской Федерации. В совещании приняли участие приглашенные гости из Москвы, представители власти, народные депутаты Якутии, общественность.

Оглядываясь назад

За пять прошедших лет проведен большой объем работы с модернизацией мощностей учебных заведений, качественно улучшен преподавательский состав. Якутский технологический техникум и Алданский политехнический техникум вошли в число федеральных инновационных площадок по внедрению элементов дуального обучения. Система профессионального образования стала более открытой, прежде всего, для работодателей, которые сегодня реально участвуют в разработке образовательных программ. За пять лет реализации программы подготовлены более 24 тысяч специалистов, 58% из которых получили специальность технического и технологического профиля. Внедрены новые стандарты оценки подготовки выпускника учебного заведения и стандарт Worldskills.

Новые ориентиры

«В течение предстоящих пяти лет мы должны создать еще более гибкую многообразную региональную систему среднего профессионального образования. Она должна соответствовать вызовам, которые сегодня стоят перед республикой, — заметил министр профобразования Якутии Дмитрий Глушко. — Мы планируем внедрить новые механизмы управления системой профобразования путем консолидации работы государства, бизнеса, образовательных организаций». Зампред Правительства Якутии Александр Соловьев подчеркнул, что развитие экономики без подготовки профессиональных кадров немыслимо. По словам Д. Глушко, в связи с созданием на Дальнем Востоке ТОР будет определен региональный перечень наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей для экономики республики. Якутский сельхозтехникум должен стать во главе крупного агропромышленного кластера, объединяющего агрошколы, филиалы с разными направлениями отраслей сельского хозяйства, агропарки, опытно-исследовательские хозяйства, работающего в тесной связи с научно-исследовательскими организациями и работодателями. Региональный технический колледж в Мирном со своими филиалами в Удачном и Айхале должен стать крупным образовательным и ресурсным центром. Южно-Якутский технологический колледж должен стать интегратором сетевого взаимодействия для учреждений, предприятий горнодобывающей отрасли. Правительством республики подписано соглашение о создании на территории Якутии IT-парка. Не останется без внимания нефтегазовая промышленность, активно развивающаяся в республике.
13_20150925091953_62334
«Ежегодно мы ведем набор по более чем 250 образовательным программам, по 130 профессиям и специальностям. Порой в учебных заведениях, расположенных на одной и той же территории, существует дублирование профессий и специальностей. Мы планируем профилировать образование по отраслевому принципу: промышленность, в т.ч. алмазодобывающая, золото -угледобывающая, нефтегазовая, алмазогранильная, строительство, ЖКХ и энергетика, транспортный, агропромышленный комплексы, IT-отрасль и связь, малое предпринимательство. Многопрофильность образовательных учреждений будет внедрена в арктических и северных территориях, а также в рамках внебюджетной деятельности, которые ведут наши учреждения профобразования», — отметил министр.

Практико-ориентированное обучение — требование времени

В начале этого года министр профобразования республики Дмитрий Глушко отметил, что одной из главнейших задач Минпрофа в 2015 году станет налаживание производства на базе образовательных учреждений и создание центров прикладных квалификаций. Уже созданы четыре многофункциональных центра по направлениям «Строительство», «IT-технология», «Золотодобывающий», «Угледобывающий» в промышленном, коммунально-строительном, политехническом техникумах, Южно-Якутском технологическом колледже. Сейчас ведется работа по созданию других центров прикладных квалификаций. В частности, это КамАЗ-центр на базе Якутского автодорожного техникума, центр по коневодству на базе ЯСХТ, УАЗ-центр на базе Намского техникума, центр индустрии питания (кондитерское производство) на базе  Якутского технологического техникума сервиса, центр индустрии питания (поварское дело) на базе Якутского торгово-экономического колледжа и центр информационных технологий на базе Якутского колледжа связи и энергетики им. П.И. Дудкина.
13_20150925091950_48079
Директор Якутского коммунально-строительного техникума Светлана Калинина сообщила, что за последний год главным событием для учебного заведения стало создание строительного профессионального образовательного кластера.

— Мы рассчитываем, что создание кластера повысит качество подготовки кадров и будет способствовать развитию учебно-производственной деятельности. Сейчас мы будем делать  на дуальные и сетевые формы обучения, чтобы наши студенты совмещали учебу с работой на предприятиях.

По словам директора техникума, главная цель учебного заведения состоит в том, чтобы студенты после его окончания выходили на рынок труда квалифицированными специалистами с опытом.

— Мы стали больше сотрудничать с профильными министерствами, ведомствами и вузами, — рассказал директор Якутского сельскохозяйственного техникума Андрей . —  Заключили договор с Иркутским государственным аграрным университетом им. Ежевского — студенты ЯСХТ смогут поступать в этот вуз на сельскохозяйственные специальности и учиться по сокращенной форме обучения.  Такой же договор заключен с Новосибирским аграрным университетом.

Директор отметил, что учеба в ЯСХТ всегда была неразрывно связана с практикой и работой на фермах и сельскохозяйственных предприятиях. Сейчас учащиеся — будущие агрономы, механизаторы — проходят практику в Олекминском, Хангаласском и Мегино-Кангаласском районах.

Директор профессионального училища №27 в Жиганске Александр Сергеев: «В этом году началось строительство долгожданного автодрома. Профильное министерство выделило два миллиона рублей на строительство автодрома и порядка восьми миллионов рублей на капитальный ремонт здания нашего училища. Поддержку в финансировании строительства автодрома также оказала администрация Жиганского района. Кроме того, в этом году компания «АЛРОСА» безвозмездно предоставила нам свои бывшие помещения и здания в связи с переездом. В итоге у училища появились еще одна котельная, общежитие и двухэтажное учебное заведение».

Директор Якутского автодорожного техникума Валентина Попова: «В этом году начата работа по созданию учебно-лабораторных центров производителей автомобильной техники на базе техникумов и колледжей. Подписано соглашение с ОАО «КамАЗ». Предметом соглашения стало создание учебно-лабораторного центра КамАЗ на базе Якутского автодорожного техникума, а также обмен опытом в развитии передовых методов и технологий обучения на современном оборудовании по сервисному обслуживанию, диагностике, ремонту автомобилей «КамАЗ». Достигнута договоренность о стажировке преподавателей, мастеров производственного обучения на базе завода в течение 2015 и 2016 годов».

Слово — депутатам

Народный депутат Госсобрания (Ил Тумэн) Антонина Григорьева:
– Предлагаю ввести в школьную программу раннюю профориентацию школьников. В этом году школы республики выпустили более восьми тысяч ребят. В 2016 году 9-й класс заканчивают около 9,5 тыс. школьников. В СВФУ бюджетных мест выделяется всего три тысячи. Понятно, что не все могут получить высшее образование. Поэтому профессиональная ориентация на рабочие профессии должна стать обязательным элементом в школьном образовании.

Народный депутат Ил Тумэна Владимир Членов:
– Бизнес-сообщество сегодня озадачено вопросом прихода на производство подготовленных кадров. Крупные компании проявляют интерес к ранней подготовке будущих специалистов. Три года назад ОАО «Газпром», придя в Якутию, первым делом заключило соглашение с СВФУ, Якутским городским лицеем. Сегодня кластеры создаются в золотодобывающей промышленности, алмазогранильной, угольной отраслях, IT-технологиях, строительстве. Если бизнес-сообщество заинтересовано в развитии своего бизнеса, то оно обязано заботиться о кадрах.