406

17 апреля 2015 в 13:00

Высокий потенциал для роста сельхозпроизводства

Актуальным вопросам переработки сельхозпродукции в Якутии был посвящен «круглый стол», в котором приняли участие парламентарии, руководители министерств и ведомств, органов местного самоуправления муниципальных районов, представители предприятий АПК.

Как обеспечить продовольствием население Якутии

Открывая заседание, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по селу и аграрной политике Дмитрий Саввин подчеркнул особую актуальность данного вопроса в условиях санкций со стороны западных стран. Сейчас остро стоит вопрос обеспечения населения страны, в том числе и Якутии, сельхозпродукцией и продовольствием местного производства.

О том, как сегодня обстоят дела по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции в регионе, что стоит в перспективных планах и каковы проблемные моменты, проинформировал заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) Николай Афанасьев.
13_20150421044954_80834 (1)
По словам замминистра, в настоящее время в Якутии функционируют 92 пищевых и перерабатывающих предприятия, из них переработкой молока занимаются 62 предприятия, 30 — переработкой мяса. В сфере производства хлеба и хлебобулочных изделий задействованы 403 предприятия. Деятельностью по заготовке сельхозпродукции в республике занимаются 96 заготовительных организаций, в том числе заготовкой молока и мяса — 76 предприятий, 20 — заготовкой картофеля и овощей.

Н. Афанасьев подчеркнул, что за последние пять лет достигнут прирост производства пищевых продуктов, развивается деятельность сельхозкооперативов, усилена работа по строительству, реконструкции и технической модернизации основных фондов отрасли.

Однако, несмотря на принимаемые меры, имеются негативные факторы, которые отрицательно влияют на ведение сельского хозяйства и организацию эффективного производства. А обусловлены они природно-климатическими условиями зоны, неразвитой инфраструктурой, географической удаленностью от центральных регионов.
По словам замминистра, в настоящее время уровень обеспеченности населения Якутии основной сельхозпродукцией местного производства выглядит следующим образом: мясом и мясопродуктами мы обеспечены на 20%, молоком и молочной продукцией — на 62%, картофелем – на 60%, овощами – на 50%. «Как видим, потенциал для роста сельхозпроизводства очень высокий», — отметил он.

Среди основных проблем назван вопрос заготовки и сбыта продукции растениеводства. Как подчеркнул Н. Афанасьев, до 2013 г. ежегодно из республиканского бюджета предусматривалась субсидия на возмещение части затрат по заготовке и хранению картофеля и овощей по ставке 3 тыс. рублей на 1 тонну продукции. Данная субсидия предоставлялась заготовительным организациям, осуществляющим поставку картофеля и овощей в северные, арктические и промышленные улусы. Заготовительными организациями в год заготавливалось около 6 тыс. тонн картофеля и 4 тыс. тонн овощей. Годовой объем субсидии на заготовку и хранение продукции растениеводства составлял тогда 30 млн руб. Субсидия являлась единственной государственной поддержкой заготовительных организаций, ведущих заготовку картофеля и овощей, которая позволяла им держаться на плаву, тем самым сдерживая рост цен на продукцию растениеводства.

Как отметил замминистра, в целях выполнения поручения Главы РС(Я) о создании гарантированного сбыта сельхозпродукции местного производства необходимо в 2015 г. предусмотреть средства субсидии на заготовку и хранение картофеля и овощей. В нынешнем году плановый объем заготовки продукции растениеводства составляет 10 тыс. тонн, в том числе картофеля – 6 тыс. тонн, овощей – 4 тыс. тонн. Общая потребность средств субсидии на заготовку картофеля и овощей составляет 80 млн руб., из расчета 8 руб. на 1 кг заготавливаемой продукции.

Также Н. Афанасьев затронул проблему заготовки мяса, сбыта готовой продукции. «В целях увеличения объемов заготовки мяса местного производства, повышения качества мясного сырья и в связи со вступлением в силу требований Технического регламента Таможенного союза в республике назрел вопрос организации производства мяса на промышленной основе. Нынешняя практика заготовки мяса в целом в республике не способствует стабильному обеспечению населения местной мясной продукцией»,- заметил он.

Минсельхоз республики предложил рассмотреть вопрос о прямом стимулировании работы заготовительных и перерабатывающих кооперативов по заготовке мяса на промышленной основе, т.е. это организация откорма молодняка крупного рогатого скота до 18 месяцев по договору с сельхозтоваропроизводителями, стабилизация работы механизированных убойных пунктов и их техническое перевооружение.

Привлекать малый и средний бизнес

Между участниками «круглого стола» состоялся широкий обмен мнениями. Было отмечено, что во всех сельскохозяйственных улусах республики работают сельскохозяйственные потребительские кооперативы наслежного и районных уровней. В большинстве улусов работают сельскохозяйственные потребительские кооперативы — единые заготовители. В основном они занимаются заготовкой, переработкой сырого молока. На этот вид сельхозпродукции ввиду установления государственной поддержки в виде субсидии имеется наиболее гарантированный закуп продукции. Благодаря данному виду государственной поддержки на протяжении последнего десятилетия сельское население имеет определенный источник доходов, от которого зависят его благосостояние и уровень жизни.

Все эти предприятия испытывают трудности в укреплении и обновлении материально-технической базы, в оснащении техническим и технологическим оборудованием, отвечающим требованиям времени, в привлечении заемных и кредитных средств, в ведении четкой и плановой финансово-хозяйственной деятельности, организации труда, квалифицированном кадровом обеспечении, стабильном и надежном закреплении на рынке сбыта сельхозпродукции, в наличии постоянных и проверенных клиентов и партнеров. Заготовкой и переработкой других видов продукции (мясной, рыбной, растениеводства) занимаются немногочисленные специализированные предприятия и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Для решения вопросов развития заготовки и переработки других видов сельхозпродукции — мясной продукции, продукции растениеводства, рыболовства — предстоит объемная плановая работа. Также было отмечено, какая работа проводилась по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов пищевой и перерабатывающей промышленности в рамках госпрограммы РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 гг.».

Парламентарии задали вопросы Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики республики. В частности, народный депутат республики Александр Уаров сказал о том, что принята корректировка федерального бюджета на 2015 г., его общие параметры превышают параметры госбюджета 2011 г. на 20 млрд рублей. В связи с этим он поинтересовался у замминистра о параметрах доли финансирования развития сельского хозяйства республики из этих 20 млрд руб. федерального бюджета. Н. Афанасьев ответил: «В прошлом году мы привлекли из федерального бюджета 700 млн руб., нынче предполагаем получить не меньше прошлогоднего».

Семен Олесов интересовался, когда будет внесен в Ил Тумэн законопроект о развитии сельского хозяйства, Дмитрий Саввин – тем, какие шаги будут предприняты министерством по поддержке заготовки молока, Петр Аммосов – вопросами обеспечения потребностей населения республики местным картофелем.
Елена Голомарева заострила внимание представителей министерства на вопросе преференций со стороны государства на создание фермерских хозяйств по оленеводству в северных улусах республики. А первый заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев высказался за активное привлечение малого и среднего бизнеса в сферу переработки сельхозпродукции в районах и наслегах республики.

В ходе обсуждения внесены предложения в проект рекомендаций «круглого стола».
В частности, парламентарий П. Аммосов внес поправки в рекомендации, адресованные правительству республики. Во-первых, в государственном бюджете РС(Я) рассмотреть вопрос субсидирования энергоносителей для переработки сырого молока в сельской местности; во-вторых, в госбюджете РС(Я) рассмотреть вопрос возмещения части затрат на приобретение технологического оборудования переработки сырого молока; в-третьих, правительству республики предложить отменить пункт 1.3.5. Постановления Правительства РС(Я) № 29 от 13.02. 2015 г. и рекомендовать передать полномочия по установлению закупочной цены на молоко заготовителям и переработчикам на условиях обоюдного согласования; в-четвертых, провести анализ финансово-хозяйственной деятельности перерабатывающих предприятий за 2014 г. и вынести решение по оздоровлению финансового состояния.

С учетом поступивших предложений и замечаний проект рекомендаций «круглого стола» в адрес Правительства РС(Я), Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики республики, органов местного самоуправления муниципальных районов был принят.