27

08 апреля 2019 в 12:13

Опять горят леса

Сложная обстановка с природными пожарами складывается на Дальнем Востоке уже на протяжении нескольких лет. В этом году количество и площадь пожаров в десятки раз выше, чем в зимний период прошлого года. При этом из-за сложной климатической обстановки пожары начались уже с января в Приморском крае, с февраля – на территории Хабаровского края.

В 2018 году на землях всех категорий зарегистрировано почти 3,5 тысячи лесных пожара на общей площади 6 660 тыс. га. Из них наибольшее количество и пройденная огнем площадь отмечены в Республике Саха (Якутия) – 632 пожара на 3 170,7 тыс. га, Амурской области – 282 на 2 165,9 тыс. га, Хабаровском крае – 447 на 451,3 тыс. га, Забайкальском крае – 807 на 367,7 тыс. га.
Основными причинами возникновения пожаров являлись: нарушение гражданами правил пожарной безопасности в лесах (более 50%); переход пожаров с земель иных категорий, в том числе в результате выжигания сухой травы; возгорания от грозовых разрядов.
При этом факты невыполнения требований действующего законодательства по-прежнему носят распространенный характер.
В 2018 году прокурорами выявлено более пяти с половиной тысяч (5721) нарушений, для устранения которых принято свыше двух с половиной тысяч (2675) мер прокурорского реагирования. По материалам прокурорских проверок почти девятьсот должностных и юридических лиц привлечены к дисциплинарной или административной ответственности, возбуждено 14 уголовных дел.
Результаты надзорной деятельности свидетельствуют о недостаточной организации работы уполномоченных органов по предупреждению лесных пожаров, эффективному тушению и защите от них населенных пунктов.
На состояние законности, в первую очередь, влияют недостатки нормативно-правовой базы. Факты принятия незаконных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), Хабаровском, Камчатском краях, Магаданской, Амурской, Сахалинской областях и Еврейской автономной области создавали препятствия для устойчивого функционирования системы борьбы с лесными пожарами, в связи с чем в 2018 году прокуроры добились отмены или внесения изменений в 11 актов органов государственной власти и 146 — органов местного самоуправления.
Так, только на основании мер прокурорского реагирования приведены в соответствие с законом утвержденные уполномоченными органами власти планы тушения лесных пожаров и лесохозяйственные регламенты лесничеств в Камчатском крае, Магаданской и Амурской областях. В Камчатском крае отменен незаконный приказ, не отвечающий действующим нормативам по разделению территории лесного фонда на зоны мониторинга и районы применения сил и средств пожаротушения.
В отдельных районах Республики Саха (Якутия) по протестам прокуроров отменены 5 муниципальных правовых актов, допускающих организованное проведение сельскохозяйственных палов.
Недостатки, характеризующие состояние законности в сфере противодействия лесным пожарам, в значительной степени обусловлены просчетами и недоработками в деятельности уполномоченных органов.
Итоги пожароопасного периода прошлого года показали, что на полноту выполнения мер пожарной безопасности и своевременность ликвидации лесных пожаров негативное влияние оказывает недостаточность выделяемых уполномоченным органам финансовых средств. Объемы финансирования из федерального и региональных бюджетов обеспечивали пожарную безопасность при условии низкой и средней горимости лесов. Однако в случаях более высоких уровней горимости имеющихся сил и средств оказалось недостаточно.
В этой связи на основании представления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Рослесхозом принято решение о выделении Республики Саха (Якутия) бюджетных ассигнований на погашение задолженности за тушение пожаров 2017 года.
Однако это не снимает с исполнительных органов власти обязанности по выделению необходимого объема денежных средств из региональных бюджетов. Для обеспечения бюджетного финансирования в Республике Саха (Якутия), Приморском, Забайкальском краях потребовалось прокурорское вмешательство.
В Республике Саха (Якутия), Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях, Амурской области поводом для реагирования явились факты ненадлежащего выполнения работ по противопожарному обустройству лесов, профилактике возникновения лесных пожаров, их тушению в районах применения наземных сил и авиационных средств, необеспечения полноты авиационного и наземного мониторинга пожарной опасности в лесах.
Проверки прокуроров показали, что неисполнение уполномоченными органами власти и специализированными государственными автономными учреждениями в Республике Саха (Якутия), Амурской области, Хабаровском, Приморском краях мероприятий по оперативному выявлению лесных пожаров, своевременному наращиванию сил и средств для их ликвидации явились обстоятельствами, способствующими росту численности и площади пожаров. Всем фактам дана оценка, виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. В Амурской области по материалам прокурорских проверок по фактам халатности должностных лиц Шимановского лесхоза и Мазановского лесничества возбуждены 3 уголовных дела (по части 1 статьи 293 УК РФ).
О неполноте федерального государственного пожарного надзора в лесах свидетельствовали многочисленные нарушения закона, выявленные прокурорами в Республике Бурятия, Приморском, Хабаровском, Камчатском, Забайкальском краях, Амурской, Сахалинской и Еврейской автономной областях при проверках арендаторов лесных участков и иных лесопользователей. На основании представлений прокуроров приняты меры по расчистке лесных участков и мест переработки древесины, обеспечению средствами пожаротушения. Виновные юридические и должностные лица по инициативе прокуроров привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.
До настоящего времени выявляется бездействие органов местного самоуправления по выполнению первичных мер пожарной безопасности.
В 8 из 11 субъектов Российской Федерации (Республиках Саха (Якутия), Бурятия, Хабаровском, Приморском, Камчатском, Забайкальском краях, Амурской, Сахалинской областях) после прокурорского вмешательства проведены обустройство минерализованных полос и источников наружного противопожарного водоснабжения, оснащение необходимыми средствами пожаротушения, очистка территории от сухой растительности и иные необходимые мероприятия на территории городских и сельских поселений.
Выявлялись факты не обеспечения полноты государственного лесного надзора в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях в Хабаровском крае, непринятия мер в отношении администраций заповедников, заказников и национальных парков, допустивших неукомплектованность сил и средств при подготовке к пожароопасному сезону и в процессе тушения пожаров, что послужило основанием для внесения представлений руководителям Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу и соответствующих управлений Росприроднадзора по Сахалинской области и Приморскому краю.
Обобщение практики прокурорского надзора показало, что требуется серьезная упреждающая работа в этой сфере путем объединения усилий всех надзорных, контрольных, правоохранительных, законодательных, исполнительных и иных уполномоченных органов.
Работа органов прокуратуры округа по обеспечению законности в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных пожаров на территории Дальневосточного федерального округа продолжается.

Татьяна ВЕРХОТУРОВА,
Прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.