620

19 января 2018 в 14:26

По вере нашей…

 

 

Крещение для Якутии – это пик жесточайших морозов, но как бы низко  не опустился 19 января столбик термометра, многие православные якутяне  привычно устремятся к крещенским купелям. Число которых, к слову, в республике постепенно растет. Нынче, по данным МЧС, их будет уже 33 – в большинстве районов: на Лене, Индигирке, Яне, Алдане, Вилюе и т.д.

 А вот о том, как начала возрождаться в Якутии традиция крещенских иорданей, мы попросили рассказать человека, который участвовал в этом непосредственно. И первым окунулся в 2006 году в самую первую городскую купель Якутска! Наш собеседник – настоятель Никольского храма, протоиерей Алексий Зарубин.

— Отец Алексий, насколько сложно было тогда взяться за организацию крещенских купелей?

— Сложно, но когда владыка Зосима выступил с таким предложением, его поддержали многие: и городские власти, и представители МЧС, и казаки, которые сразу же стали нашими помощниками. И, конечно, наши прихожане. Можно сказать, что потребность в этом давно зрела, идея была выношена,  так что слово владыки пало на благодатную почву общественных ожиданий.

Думаю, что на решение архиерея повлияла инициатива и самих прихожан. Об этом мало кто знает, но одним из первых крещенские купели начал организовывать генеральный директор ОАО «Алмазы Анабара», депутат Ил Тумэн Матвей Евсеев.

Человек глубоко верующий, он с благословения владыки Зосимы сооружал их для своих сотрудников на одном из пригородных озер неподалеку от поселка Маган. И обычно первым же в них погружался.

После освящения купелей многие просили там же их и окрестить. Помню, однажды я крестил таким образом больше 20 человек: и взрослых, и детей. При этом палатку над купелью, как сейчас, «Алмазы Анабара» не ставили. Неподалеку людей дожидались два мобильных домика, на санях – отдельно для мужчин и женщин, и после купели все бежали туда…

Так что возрождение крещенских купелей в республике шло очень естественно — при большой поддержке населения.

 

— И когда епархия инициировала  первую общегородскую купель, определенный опыт уже имелся…

Да. Хотя, конечно, масштабы здесь были совсем другие, и требовалось продумать массу организационных моментов. Епископ Зосима привлек  к сотрудничеству МЧС, казачество и их помощь оказалась неоценима.

Тогда же купели решено было организовывать ближе к городу – в районе Зеленого луга, чтобы горожанам было удобно добираться. Нам помогли с транспортом – пустили рейсовый автобус. Как положено в таких случаях, подключены были экстренные службы: медики, водолазы и т.д.

И это оказалось очень важно. Народу много было изначально. Но если в первые годы многих к крещенской купели, полагаю, вело простое любопытство, интерес как ко всему новому, то когда люди стали понимать суть праздника, смысл Богоявления, то к иорданям началось настоящее паломничество.

Сегодня благодаря стараниям правящего архиерея, архиепископа Романа, организация крещенских купелей вышла на очень высокий уровень. Все отрегулировано до мелочей. Причем, не только в Якутске, где епархии уже по традиции активно помогают столичные власти, но и во всех благочиниях епархии, в большинстве районов республики.

 

— Отец Алексий, многих, к слову, интересует: а сами священнослужители в «иордани» погружаются?

— Конечно! Например, был свидетелем, как, освятив городскую крещенскую купель на Лене,  в нее ступил епископ Илья (Быков), который после смерти владыки Зосимы какое-то время являлся правящим архиереем нашей епархии. Ну, а мне довелось первым из якутского духовенства погрузиться в ту самую первую крещенскую иордань, которую епархия инициировала в 2006 году — владыка Зосима благословил.  И честно скажу,  те ощущения помню до сих пор!

 

— Сегодня крещенская «иордань» — уже неотъемлемая часть праздника Богоявления. Вот и в этом году многие постараются в них окунуться. Вас это радует?

—  Конечно. Радует, что с каждым годом приходит все больше людей, все больше местных жителей, представителей коренных народов Севера. Которые, замечу, к воцерковлению вообще  подходят осторожно, но зато  очень серьезно.

Огорчает только, что некоторые, особенно молодежь,  путают это с моржеванием. Или приходят,  предварительно уже отметив и хорошо  «подогревшись».  А ведь Великая агиасма – так называют воду, освященную особым чином в праздник Богоявления и Крещенский сочельник – это Божья благодать, к которой относиться надо соответственно. И думать не о том, как лучше сделать селфи на фоне купели и потом разослать всем друзьям, а о том, с какими мыслями ты подходишь к ней. Понимать, для чего все это…

А делаем мы это в память одного из величайших событий евангельской истории, когда пророком Иоанном Предтечей в реке Иордан был крещен сам Спаситель, который вошел в воду, освятив ее.  Как говорится в Священном Писании, в этот момент отверзлось небо, и на Иисуса Христа сошел в виде голубя Святой Дух, а Бог Отец произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

.Вот почему,  вспоминая освящение вод Иордана крещением Спасителя, в сам праздник Крещения Господня и накануне, в Крещенский сочельник, освящается вода в храмовых купелях и в иорданях, которые загодя прорубают в ближайших водоемах.

К празднику надо готовиться. Правильно! А для этого постараться убраться не только в своем доме, но и в своей душе. Как? Прийти в храм. Исповедаться, побыть на службе, причаститься. И лишь после этого отправиться  в крещенскую купель.

 

— С крещенской водой связано немало легенд и суеверий. Одни, например, считают, что освященная вода из купели «сильнее» той, которую можно набрать в храме…

— А как можно измерить «святость» воды? По каким таким показателям?.. Что в крещенской купели, что в емкостях в храме — освященная вода одна и та же везде. Здесь нужно говорить о другом! О том, с каким сердцем ты принимаешь эту благодать и насколько готов воспринять чудо Божье.  «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29).

 

— А другие стараются встретить Крещение непременно на Святой земле и окунуться в Иордан, полагая, что его вода «святее» всех  купелей планеты…

— Не отрицая сакральный смысл значения этой реки для всего христианского мира, хочу заметить:  чтобы найти Бога, не обязательно забираться так далеко. Потому что Бог везде. Он с нами, когда мы обращаемся к Нему в молитве, а когда мы освящаем крещенскую купель, Он посылает нам свою благодать.  И неважно, где эта купель: на Святой земле, на реке Лена или в Антарктиде…

Вот почему, поздравляя православных якутян с этим великим праздником, мне хочется пожелать каждому душевного и телесного здравия, благополучия, духовного обновления. Но главное, что всем нам стоит сделать – это заглянуть в свое сердце и мысли, проведя «ревизию» того, что там есть. Ведь на первом месте там должна быть любовь. К Богу и людям.

Елена ВОРОБЬЕВА.

Фото Андрея Сорокина.